Создание крестословиц с помощью интерактивной среды HotPotatoes

Разделы: Информатика


Цели урока:

образовательные:

  • знакомство обучающихся с современной интерактивной средой HotPotatoes;
  • совершенствование навыков работы с операционной системе Windows;

воспитательные:

  • привитие обучающимся интереса к информатике с целью использования на других учебных предметах;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание любви к родному краю;
  • воспитание патриотизма;

развивающие:

  • расширение кругозора обучающихся;
  • развитие навыков работы в команде;
  • развитие навыков публичного выступления;
  • продолжение формирования общеучебных умений и навыков;
  • развитие коммуникабельности, креативного мышления, активности и самостоятельности;
  • развитие навыков применения информационно-коммуникационных технологий на других предметах и применения знаний, полученных на других предметах, на уроках информатики;

Форма урока: комбинированный урок.

Целевая аудитория: обучающиеся 8 класса.

Место урока и база знаний обучающихся:

  • обучающиеся имеют навыки работы с операционной системой Windows;
  • обучающиеся знакомы с основными устройствами ввода и вывода информации;
  • обучающиеся имеют навыки работы с браузерами;

Общедидактические принципы, используемые на уроке:

1. Принцип сознательности и активности обучающихся:

  • понимание обучающимися целей предстоящей работы, плана действий и методики работы;

2. Принцип наглядности обучения

  • демонстрация учителем всех действий, выполняемых обучающимися;

3. Принцип систематичности и последовательности:

  • опора на полученные ранее знания обучающихся и их умения;

4. Принцип доступности:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

5. Принцип связи с практикой:

  • показаны возможности использования информационных технологий на других школьных предметах.

Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности обучающихся:

- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы):

  • элементы фронтальной беседы;
  • элементы рассказа;

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы):

  • метод демонстраций;
  • метод иллюстраций;

- методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические методы):

  • индивидуальная работа;
  • коллективная работа;

2. Методы стимулирования и мотивации обучающихся:

  • эмоциональные методы;
  • познавательные методы;
  • социальные методы;

3. Методы контроля и самоконтроля:

  • практические методы;
  • устные методы;

Межпредметные связи:

1. Краеведение.

2. Музыкальное искусство.

3. Литература.

Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:

  • компьютерный класс;
  • мультимедийный проектор с экраном;
  • раздаточный материал;
  • листы ватмана – 3 шт.;
  • самоклеящаяся цветная бумага;
  • картинки с видами Карелии;
  • канцелярский клей – 3 шт.;
  • скотч;
  • ножницы – 3 шт.;
  • фломастеры – 3 набора;
  • цветные карандаши – 3 набора;
  • цветные мелки – 3 набора;
  • воздушные шары красного, синего и зелёного цвета – по 4 штуки каждого цвета.

План урока:

1. Организационный этап. Приветствие учителя.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Актуализация знаний. Работа со словесной головоломкой.

4. Сообщение темы урока. Работа с понятием.

5. Сообщение домашнего задания.

6. Историческая справка.

7. Изучение нового материала.

8. Групповая работа:

  • деление на команды;
  • знакомство с алгоритмом работы;
  • работа в командах по созданию крестословиц и защите получившихся проектов.

9. Защита и просмотр получившихся проектов.

10. Подведение итогов урока.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный этап. Приветствие учителя
Здравствуйте!

Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
Он пройдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять, многое узнать.
Будьте все внимательны,
И ещё старательны.
Я желаю вам удачи –
За работу – в добрый час!

Слушают учителя
2. Создание проблемной ситуации
Знакомы ли вам такие словосочетания: “туда-сюда по квадрату”, “переплетённые слова”, “загадки с крестом”, “магический квадрат”. Предположите, что это может быть.

Учитель записывает ответы учеников на доске.

Высказывают свои предположения
3. Актуализация знаний. Работа со словесной головоломкой
Чтобы узнать, о чём идёт речь, вспомним устройства, которые помогут нам разобраться с этими загадочными выражениями.

Откройте, пожалуйста, на Рабочем столе файл slova.exe (pril5) и разгадайте словесную головоломку. Термины у вас будут повторяться.

1 и 7 – устройство, предназначенное для оптического ввода в компьютер и преобразования в компьютерную форму изображений и текстов

2 и 11 – устройство, предназначенное для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации

3 и 12 – устройство обработки информации

4 и 10 – внешнее устройство хранения информации

5 и 9 – устройство, предназначенное для отображения информации в целях её визуального восприятия пользователем

6 и 8 – устройства вывода звуковой информации

Ответы на головоломку:

1 и 7. Сканер

2 и 11. Принтер

3 и 12. Процессор

4 и 10. Винчестер

5 и 9. Монитор

6 и 8. Колонки

4. Сообщение темы урока. Работа с понятием
Какое ключевое слово у вас получилось? Называют слово: “крестословица”.
Что же такое крестословица? Высказывают предположения
Слово “крестословица” заменяется у нас чаще всего английским словом “кроссворд”. А в чём суть этой игры-головоломки? Суть кроссворда заключается в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов.
5. Сообщение домашнего задания
Легенд о появлении кроссвордов существует несколько, но я рассказывать их не буду. Это будет вашим домашним заданием: найти в сети Internet и прочитать эти удивительные истории. Записывают домашнее задание в тетрадь
6. Историческая справка
Демонстрация презентации с помощью мультимедийного проектора (pril1).

Первая русскоязычная словесная головоломка была напечатана 11 мая 1924 года в русскоязычной берлинской газете “Руль”. Это была головоломка Владимира Набокова, которую он назвал “Крестословица”. Сегодня Владимир Набоков считается отцом-основателем русских кроссвордов. А вот его название “крестословица” как-то не прижилось, но сегодня мне хочется, чтобы говорили именно “крестословица”.

В нашей стране в 1928 году журнал “Смена” предложил читателям игру “Переплетенные слова”, заимствованную из иностранных журналов.

А в журнале “Огонек” первая крестословица была опубликована 12 мая 1929 года.

Знакомятся с презентацией
7. Изучение нового материала
Каждый из вас наверняка когда-нибудь составлял крестословицы на бумаге. Конечно, их можно сделать и с помощью компьютера. Предложите, пожалуйста, способы создания электронных крестословиц. Какие программные средства позволяют это сделать? Word, Excel, Paint, PowerPoint, VisualBasic
Сегодня я предлагаю создать крестословицы с помощью универсальной программы-оболочки HotPotatoes, что в переводе означает “горячая картошка”. Эта программа широко используется во всем мире для создания интерактивных заданий. Программа разрабатывалась в 1997-2003 гг. в Центре информационных технологий в гуманитарном образовании Университета Виктории, Канада.

Фронтальная работа по созданию крестословицы по распечаткам (pril2) выполняется задние, используя материалы (pril3)

Работают вместе с учителем
8. Групповая работа
Деление на команды

А теперь я предлагаю вам с помощью программы HotPotatoes создать крестословицы. Но прежде вы разделитесь на три команды. Команды будут называться по цветам карельского флага. Какие это цвета?

Красный, синий, зелёный
На столе перед вами цветная ромашка. Лепестки ромашки вместе составляют цветовую гамму карельского флага. Каждый из вас подходит к столу и выбирает для себя любой лепесток. На обратной стороне вы увидите слова из афоризмов (pril4). Эти слова записаны на определённом фоне. По фону вы собираетесь в команду, а слова, расставленные в правильном порядке, составят афоризм, который станет девизом вашей команды.

Каждая команда получает папку для работы, в которой находятся задания. (pril6, pril7, pril8)

Делятся на команды, получают папки и знакомятся с их содержимым
Знакомство с алгоритмом работы.

1. Соберите девиз вашей команды.

2. Разгадайте анаграммы.

3. Определите в классе место работы команды.

4. Распределите роли (компьютерщики – 2 чел, PR-группа – 2 чел.).

Компьютерщики выполняют техническое задание по созданию крестословицы, PR-группа готовит творческую защиту проекта (на листе ватмана), представляет и рекламирует его.

5. Компьютерщики выполняют проект.

6. PR-группа готовится к защите проекта.

На листе ватмана напишите:

  1. Название команды.
  2. Девиз команды.

Оформите защиту вашего проекта. Напишите, нарисуйте, приклейте всё, что поможет вам рассказать о вашем проекте и изученной программе. Воспользуйтесь ответами на данные вопросы для защиты проекта:

  1. Понравилось ли работать с программой HotPotatoes.
  2. Что вам показалось необычным?
  3. Что вы узнали нового?
  4. Оцените прилагательными особенности программы HotPotatoes (умопомрачительная, увлекательная, забавная…)

7. Представьте проект по плану:

  1. Название команды (по цвету).
  2. Девиз.
  3. Реклама проекта.
  4. Просмотр проекта.
Знакомство с алгоритмом работы команды.
Работа в командах по созданию крестословиц и подготовке к защите получившихся проектов

Работают в командах
9. Защита и просмотр получившихся проектов

Команды представляют получившиеся проекты
10. Подведение итогов урока.
Мне было приятно с вами работать. Я желаю вам творческих успехов и предлагаю более подробно познакомиться с программой HotPotatoes. Сегодня мы познакомились только с одним инструментом данной программы, а там их ещё четыре.

Дерзайте и ищите себя в использовании информационных технологий.