Цели урока:
образовательные:
- знакомство обучающихся с современной интерактивной средой HotPotatoes;
- совершенствование навыков работы с операционной системе Windows;
воспитательные:
- привитие обучающимся интереса к информатике с целью использования на других учебных предметах;
- воспитание культуры общения;
- воспитание любви к родному краю;
- воспитание патриотизма;
развивающие:
- расширение кругозора обучающихся;
- развитие навыков работы в команде;
- развитие навыков публичного выступления;
- продолжение формирования общеучебных умений и навыков;
- развитие коммуникабельности, креативного мышления, активности и самостоятельности;
- развитие навыков применения информационно-коммуникационных технологий на других предметах и применения знаний, полученных на других предметах, на уроках информатики;
Форма урока: комбинированный урок.
Целевая аудитория: обучающиеся 8 класса.
Место урока и база знаний обучающихся:
- обучающиеся имеют навыки работы с операционной системой Windows;
- обучающиеся знакомы с основными устройствами ввода и вывода информации;
- обучающиеся имеют навыки работы с браузерами;
Общедидактические принципы, используемые на уроке:
1. Принцип сознательности и активности обучающихся:
- понимание обучающимися целей предстоящей работы, плана действий и методики работы;
2. Принцип наглядности обучения
- демонстрация учителем всех действий, выполняемых обучающимися;
3. Принцип систематичности и последовательности:
- опора на полученные ранее знания обучающихся и их умения;
4. Принцип доступности:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
5. Принцип связи с практикой:
- показаны возможности использования информационных технологий на других школьных предметах.
Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:
1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности обучающихся:
- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы):
- элементы фронтальной беседы;
- элементы рассказа;
- методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы):
- метод демонстраций;
- метод иллюстраций;
- методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические методы):
- индивидуальная работа;
- коллективная работа;
2. Методы стимулирования и мотивации обучающихся:
- эмоциональные методы;
- познавательные методы;
- социальные методы;
3. Методы контроля и самоконтроля:
- практические методы;
- устные методы;
Межпредметные связи:
1. Краеведение.
2. Музыкальное искусство.
3. Литература.
Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:
- компьютерный класс;
- мультимедийный проектор с экраном;
- раздаточный материал;
- листы ватмана – 3 шт.;
- самоклеящаяся цветная бумага;
- картинки с видами Карелии;
- канцелярский клей – 3 шт.;
- скотч;
- ножницы – 3 шт.;
- фломастеры – 3 набора;
- цветные карандаши – 3 набора;
- цветные мелки – 3 набора;
- воздушные шары красного, синего и зелёного цвета – по 4 штуки каждого цвета.
План урока:
1. Организационный этап. Приветствие учителя.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Актуализация знаний. Работа со словесной головоломкой.
4. Сообщение темы урока. Работа с понятием.
5. Сообщение домашнего задания.
6. Историческая справка.
7. Изучение нового материала.
8. Групповая работа:
- деление на команды;
- знакомство с алгоритмом работы;
- работа в командах по созданию крестословиц и защите получившихся проектов.
9. Защита и просмотр получившихся проектов.
10. Подведение итогов урока.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап. Приветствие учителя | |
Здравствуйте! Заливистый школьный
звонок |
Слушают учителя |
2. Создание проблемной ситуации | |
Знакомы ли вам такие словосочетания:
“туда-сюда по квадрату”, “переплетённые
слова”, “загадки с крестом”, “магический
квадрат”. Предположите, что это может быть. Учитель записывает ответы учеников на доске. |
Высказывают свои предположения |
3. Актуализация знаний. Работа со словесной головоломкой | |
Чтобы узнать, о чём идёт речь, вспомним
устройства, которые помогут нам разобраться с
этими загадочными выражениями. Откройте, пожалуйста, на Рабочем столе файл slova.exe (pril5) и разгадайте словесную головоломку. Термины у вас будут повторяться. 1 и 7 – устройство, предназначенное для оптического ввода в компьютер и преобразования в компьютерную форму изображений и текстов 2 и 11 – устройство, предназначенное для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации 3 и 12 – устройство обработки информации 4 и 10 – внешнее устройство хранения информации 5 и 9 – устройство, предназначенное для отображения информации в целях её визуального восприятия пользователем 6 и 8 – устройства вывода звуковой информации |
Ответы на головоломку: 1 и 7. Сканер 2 и 11. Принтер 3 и 12. Процессор 4 и 10. Винчестер 5 и 9. Монитор 6 и 8. Колонки |
4. Сообщение темы урока. Работа с понятием | |
Какое ключевое слово у вас получилось? | Называют слово: “крестословица”. |
Что же такое крестословица? | Высказывают предположения |
Слово “крестословица” заменяется у нас чаще всего английским словом “кроссворд”. А в чём суть этой игры-головоломки? | Суть кроссворда заключается в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов. |
5. Сообщение домашнего задания | |
Легенд о появлении кроссвордов существует несколько, но я рассказывать их не буду. Это будет вашим домашним заданием: найти в сети Internet и прочитать эти удивительные истории. | Записывают домашнее задание в тетрадь |
6. Историческая справка | |
Демонстрация презентации с помощью
мультимедийного проектора (pril1). Первая русскоязычная словесная головоломка была напечатана 11 мая 1924 года в русскоязычной берлинской газете “Руль”. Это была головоломка Владимира Набокова, которую он назвал “Крестословица”. Сегодня Владимир Набоков считается отцом-основателем русских кроссвордов. А вот его название “крестословица” как-то не прижилось, но сегодня мне хочется, чтобы говорили именно “крестословица”. В нашей стране в 1928 году журнал “Смена” предложил читателям игру “Переплетенные слова”, заимствованную из иностранных журналов. А в журнале “Огонек” первая крестословица была опубликована 12 мая 1929 года. |
Знакомятся с презентацией |
7. Изучение нового материала | |
Каждый из вас наверняка когда-нибудь составлял крестословицы на бумаге. Конечно, их можно сделать и с помощью компьютера. Предложите, пожалуйста, способы создания электронных крестословиц. Какие программные средства позволяют это сделать? | Word, Excel, Paint, PowerPoint, VisualBasic |
Сегодня я предлагаю создать
крестословицы с помощью универсальной
программы-оболочки HotPotatoes, что в переводе
означает “горячая картошка”. Эта программа
широко используется во всем мире для создания
интерактивных заданий. Программа
разрабатывалась в 1997-2003 гг. в Центре
информационных технологий в гуманитарном
образовании Университета Виктории, Канада. Фронтальная работа по созданию крестословицы по распечаткам (pril2) выполняется задние, используя материалы (pril3) |
Работают вместе с учителем |
8. Групповая работа | |
Деление на команды А теперь я предлагаю вам с помощью программы HotPotatoes создать крестословицы. Но прежде вы разделитесь на три команды. Команды будут называться по цветам карельского флага. Какие это цвета? |
Красный, синий, зелёный |
На столе перед вами цветная ромашка.
Лепестки ромашки вместе составляют цветовую
гамму карельского флага. Каждый из вас подходит к
столу и выбирает для себя любой лепесток. На
обратной стороне вы увидите слова из афоризмов (pril4). Эти слова записаны на
определённом фоне. По фону вы собираетесь в
команду, а слова, расставленные в правильном
порядке, составят афоризм, который станет
девизом вашей команды. Каждая команда получает папку для работы, в которой находятся задания. (pril6, pril7, pril8) |
Делятся на команды, получают папки и знакомятся с их содержимым |
Знакомство с алгоритмом работы. 1. Соберите девиз вашей команды. 2. Разгадайте анаграммы. 3. Определите в классе место работы команды. 4. Распределите роли (компьютерщики – 2 чел, PR-группа – 2 чел.). Компьютерщики выполняют техническое задание по созданию крестословицы, PR-группа готовит творческую защиту проекта (на листе ватмана), представляет и рекламирует его. 5. Компьютерщики выполняют проект. 6. PR-группа готовится к защите проекта. На листе ватмана напишите:
Оформите защиту вашего проекта. Напишите, нарисуйте, приклейте всё, что поможет вам рассказать о вашем проекте и изученной программе. Воспользуйтесь ответами на данные вопросы для защиты проекта:
7. Представьте проект по плану:
|
Знакомство с алгоритмом работы команды. |
Работа в командах по созданию крестословиц и подготовке к защите получившихся проектов | Работают в командах |
9. Защита и просмотр получившихся проектов | Команды представляют получившиеся проекты |
10. Подведение итогов урока. | |
Мне было приятно с вами работать. Я
желаю вам творческих успехов и предлагаю более
подробно познакомиться с программой HotPotatoes.
Сегодня мы познакомились только с одним
инструментом данной программы, а там их ещё
четыре. Дерзайте и ищите себя в использовании информационных технологий. |