Цель: формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну.
Задачи:
- ознакомить с государственными символами Российской Федерации;
- развивать познавательные интересы к истории своей страны;
- воспитывать патриотизм и гражданственность.
Форма проведения: семейный тематический час.
Оформление: герб России, флаг России, гимн России, портрет президента РФ Медведева Д.А, магнитофон с записью гимна РФ; герб, флаг, гимн Кемеровской области.
Ход мероприятия
Вступительное слово воспитателя:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте Родину мою”.
Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем тематическом семейном часе “Символы России”, посвящённом истории Российской Федерации.
Россия, Русь, Родина, родимый край, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Непознанная, загадочная, могущественная страна со своими обычаями, со своими поражениями и победами.
Наша Родина имеет богатую историю, и каждая её страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России, защищённые Российским флагом и гербом. Наши символы – непреходящие ценности народов России.
Сегодня мы поговорим о символах нашей страны, узнаем об истории развития каждого из них.
В XI веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками “Бог того хочет” рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе главную информацию о его владельце. И именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.
Ребята, а что такое символы? Что входит в символы Российского государства?
Ответы: Герб, флаг, гимн.
Воспитатель:
Правильно. Символы Российской Федерации вы видите перед собой на доске. Их знают не только все россияне, но и люди во многих странах мира. Они являются необходимыми элементами международных встреч и договоров. Это – “лицо” нашей страны. И, конечно, необходимо каждому знать историю возникновения этих символов. Очень интересную историческую экскурсию нам подготовили ребята. И сейчас мы узнаем об истории создания нашего герба.
Воспитанник:
История создания герба уходит своими корнями в далёкое прошлое. Вначале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее и затейливее. Нужен был особый талант, чтобы создать красивый и умный герб. Появились люди - герольды, которые стали этим заниматься. Герб и государство – тесно связаны друг с другом. Герб – это изображение, которое отображает внутреннее устройство государства, его могущество. В России первый герб появился в конце 14 века при Иване третьем. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображён всадник, протыкающий копьём змия, а на оборотной стороне – двуглавый орёл.
Эти изображения пришли к нам из Византии. Герб менялся с течением времени. Он начинался с орлёнка, но вскоре он начал раскрывать крылья, и над его головой появилась императорская корона, в лапах – атрибуты монархической власти: скипетр и держава, а на груди появился герб Москвы. В 1917 году орёл перестал быть гербом России, т.к. это был символ самодержавия. И только 30 ноября 1993 года двуглавый орёл вновь стал гербом нашей страны.
Воспитатель:
Вы прослушали интересную историю создания герба РФ.
А вы знаете, ребята, двуглавый орёл является символом России уже более пятиста лет. На груди орла помещено изображение всадника. Это Святой Георгий Победоносец. Чёрный змей, поверженный им – это симвл зла. И он повержен героем. До начала 16 века Россия была разрозненным государством, поэтому и отсутствовал государственный герб.
Ребята, скажите, пожалуйста, а где изображён герб РФ?
Ответы:
Герб изображается на официальных документах России, гербы есть в кабинетах директоров и руководящих лиц, на знамёнах, монетах, печатях, в паспорте, аттестате.
Воспитатель:
Правильно. Государственный герб Российской Федерации – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знамёнах, печатях, денежных знаках и государственных документах: паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах.
5 ноября 1990 года правительство Российской Федерации постановило создать новую Российскую символику. 21 августа 1991 года Верховный совет постановил считать историю флага России-полотнище из 3-х горизонтальных полос официальным флагом Российской Федерации. А сейчас послушайте, пожалуйста, историю создания флага.
Воспитанник:
Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос: верхней – белой, средней – синей, нижней – красной. Это издавна любимые цвета народов России. Белый – цвет снегов, облаков, берёзок – олицетворяет великодушие, благородство. Синий – цвет неба, реки, цветущего льна – олицетворяет верность и честность. Красный цвет соотносится с храбростью, удалью и символизировал мужество, смелость и любовь.
У русских крестьян и казаков был обычай наряжаться в синий кафтан, или рубаху, и подпоясываться красным кушаком. Свадебные наряды русских девушек были украшены красно – белым орнаментом. Но до 1991 года флаг России был весь красного цвета. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты. Именно красный цвет считался традиционным цветом русских царей и русской монархии до 19 века. А впервые расположение цветов на флаге внёс Пётр I.
Воспитатель:
Бело – сине – красному флагу уже более 300 лет. Флаг – необходимый атрибут любого государства.
Существует предположение, прародителем первого флага мог быть посох древнего пастуха, ведущего за собой стадо. Славянские знамёна первоначально имели вид шеста, возможно с конской гривой или хвостом вверху. Со временем гривы заменили матерчатым клином яркого цвета.
Первым государственным флагом Российского государства стало гербовое знамя царя Алексея Михайловича в 1668 году. Это был огромный белый стяг с алой каймой и двуглавым орлом в центре. Вокруг располагались гербы российских городов. Современный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он пробрел после указа президента РФ. А ещё у нашего флага есть свой праздник, который отмечается 22 августа. Ребята, а теперь подумайте и скажите, где мы с вами можем увидеть флаг РФ?
Ответы:
Флаг вывешивается на государственных учреждениях, он присутствует при проведении олимпиад, он присутствует на параде, транспортных средствах президента РФ. В дни траура, в знак скорби все флаги приспускаются.
Воспитатель:
Ребята, а кто из вас знает, как в современном обозначении звучат цвета флага Российской Федерации?
Ответы:
Современное звучание цветов флага таково: белый цвет – вера, чистота помыслов, благородство. Голубой – надежда, согласие, мир, целомудренность. Красный – слава, мужество и любовь.
Воспитатель:
Молодцы. А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем. Упражнения выполняются сидя и стоя. Слушайте внимательно.
Физкультминутка
1. Упражнение выполняем сидя за партам. Вам нужно поднять правую или левую руку соответственно цвету флага. Например: белый цвет-это благородство, значит поднимаете левую руку. Голубой цвет – мир, значит, поднимаете правую руку. И красный цвет – мужество, поднимаем обе руки вверх. (10 раз)
2. Упражнение выполняем стоя. Встаньте, пожалуйста, выпрямьтесь, немного потянитесь. А сейчас представьте себе, что у вас в руках флаг, который вам нужно поднять на флагштоке: поднимаем руки вверх и натягиваем флаг. (10 раз)
3. Упражнение выполняем сидя за партами. Наклоны головой налево, направо и вперёд. Я буду произносить цвета, а вы соответственно наклонять голову в нужном направлении. Например, я вам скажу белый, значит, вы должны наклонить голову налево, голубой – направо и красный вперёд. (10раз) Физкультминутка закончена. Садитесь, пожалуйста.
Воспитатель:
Итак, мы продолжаем наш тематический семейный час. Вы все знаете, что у каждого государства также есть свой гимн. И сейчас мы послушаем о самом молодом символе Российской Федерации, истории его развития.
Воспитанник:
Слово “гимн” происходит от греческого слова “гимнос”, что значит торжественная песня в честь божества. В современном понятии гимн – это хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов.
Гимн – официальный символ каждого независимого государства. Гимны исполняли ещё в Древнем Египте в честь богов.
До Петра первого в России гимнов не было. Торжества сопровождались церковным песнопением. При Петре первом празднование побед сопровождалось пением виватных кантов. В 1813 году в Петербурге была исполнена торжественная песня “Песнь русскому царю” на музыку английского гимна “Боже, храни, короля”. А в 1815 году Жуковский написал стихотворение, которое с 1816 года становится российским гимном. Этот гимн звучал до 1917 года. С 1922 по 1934 года гимном Советского Союза становится “Интернационал”, но и ему на смену пришёл новый гимн, который звучал вплоть до 1990 года. И, наконец, в 1993 году в России был утверждён новый гимн. Это была “Патриотическая песня” Глинки М.И., но вновь 25 декабря 200 года президентом России В.В. Путиным был утверждён новый гимн. Текст гимна написал Михалков С.В., музыку – Александров.
Воспитатель:
Впервые новый гимн был исполнен 31 декабря 2000 года. Гимн должен исполняться в точном соответствии с утверждёнными текстом и музыкой. Мы слышим его много раз, всегда, когда есть для этого торжественный повод. Ребята, есть гимны не только государственные, но и военные, в честь выдающихся событий или героев. А теперь ответьте, пожалуйста, в каких случаях звучит гимн России?
Ответы:
Гимн России звучит при подъёме государственного флага, когда вручают награды, на линейке, проводимой в школе, на Олимпиаде, соревнованиях при поднятии флага Российской Федерации, на официальных встречах.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Вы прослушали интерсную историю символики нашего государства. Но мы забыли с вами сказать, что у каждого государства есть также глава, который правит им. Это президент. И вы, конечно, знаете, кто является президентом Российской Федерации.
Ответы: Д.А.Медведев.
Воспитатель:
Правильно, президент несёт на себе груз ответственности, но у него есть помощники – министры. А теперь обратите, пожалуйста, внимание на доску, на которой написаны два слова: Родина с большой буквы и родина с маленькой буквы. Подумайте и ответьте, почему два одинаковых слова написаны по-разному?
Ответы:
Слово Родина с большой буквы обозначает наше государство, Отечество, а слово родина с маленькой буквы обозначает малую родину, то место, где мы родились.
Воспитатель:
А наша малая родина – это Кемеровская область. Знаете, ребята, ведь не только крупные государства имеют свою символику, наша область также имеет свой герб, гимн и флаг, которые нам нужны для того, чтобы представлять нашу область на различных крупных мероприятиях. И сейчас мы познакомимся с символами Кемеровской области.
Воспитанник:
Герб Кемеровской области представляет собой французский щит, обрамлённый дубовыми ветвями, скреплёнными орденской лентой ордена Ленина и увенчанный короной в виде стилизованной чаши.
Щит окаймлён узкими полосами чёрного и золотого цветов. Нижняя часть щита – зелёного цвета. Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зелёный цвет – это также традиционный цвет молодости и надежды.
В центре щита - треугольник чёрного цвета, усечённый с боков и окаймлённый узкой полосой золотого цвета, - террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещённые кузнечный молот и кирка, которые обозначают индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зелёного поля через перекрещённые молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса, которые символизируют важность сельского хозяйства.
Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскалённый металл. Герб обрамлён дубовым венком, определяющим статус Кемеровской области, как субъекта Российской Федерации, наделённого правами государственной власти. Нижняя часть венка переплетена орденской лентой Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 и 1970 гг. В центральной части орденской ленты есть дата: 1943 г. - год образования Кемеровской области. В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде стилизованной чаши, символизирующей богатство Кузбасса.
Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка. В верхней части синей полосы, посередине помещается герб Кемеровской области. А гимн Кемеровской области был написан в 2002 г. на стихи Юрова.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас мы с вами проведём небольшую викторину по теме нашего занятия и выявим самого эрудированного. Жюри подсчитает количество правильных ответов и назовёт имя победителя. Викторина состоит из 9 вопросов, на которые вам нужно будет ответить в течение 5 минут. Итак, начали.
Вопросы к викторине:
1. Какие символы России вы знаете?
2. Где можно увидеть герб?
3. Что изображено на гербе Российской Федерации?
4. Опишите флаг Российской Федерации.
5. Где можно увидеть флаг России?
6. Кто ввёл расположение цветов на флаге?
7. Кто написал музыку и слова для гимна?
8. Как слушают гимн на церемониях?
9. Где можно услышать гимн России?
Воспитатель:
Молодцы, а пока жюри подводит итог викторины, мы прослушаем стихотворение “Я – русский человек”.
Звучит стихотворение “Я - русский человек” (исполняет воспитанник)
Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.
Он в пять лучей над миром засверкал.
Люблю я Волги вольное теченье,
Люблю сибирских рек задумчивое пенье,
Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.
Я – русский человек, и русская природа
Любовна мне, и я её пою.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, сегодня вы узнали историю возникновения символов России. Каждый русский человек должен гордиться своей символикой, видеть в ней глубокий смысл и верить в её предназначение. Надеюсь, наш семейный тематический час был для вас познавательным и интересным. А сейчас мы все вместе исполним гимн нашей страны. (Дети встают). Звучит гимн Российской Федерации.
Используемая литература
1. Классные часы. 5-6 классы/ авт. сост. Т.В.Шепелева и др. [Текст] / Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель, 2008 с. – 157 с.
2. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М., 5-11 классы. М.:ВАКО, 2006. –224 с.