Задачи урока.
Образовательные:
- познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными;
- учить определять слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подбирать к ним проверочные слова.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, память;
- способствовать развитию языкового чутья, интуиции.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к обучению, сдержанность, умение выслушивать мнение одноклассников;
- раскрывать красоту и богатство русского языка.
Оборудование: учебник, тетради, индивидуальный раздаточный материал (кроссворды для каждого ученика), магнитофон, мультимедийный проектор.
№ п/п | Этапы урока | Содержание урока | Примечания |
1 |
Организационный момент | Настрой на урок. Вот книжки
на столе, а вот тетрадки, |
|
2 |
Минутка чистописания | О, с, и, т, н, е, у, з, э, д, а, - На какие группы можно поделить буквы? Гласные и согласные. - На минутке чистописания мы будем писать ту группу букв, где по количеству их меньше. Назовите буквы. С, т, н, з, д. - Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами. Запишите, продолжив закономерность. СТН ЗДН - Что написано на доске? Пословица. Сердце матери лучше солнца греет. - Почему так говорят? - Какие опасные, на ваш взгляд, места есть в предложении? В словах “сердце”, “солнце” не произносятся буквы “д”, “л”. |
Слайд 1 |
3 |
Тема урока | - Сегодня мы познакомимся с правописанием слов, в которых есть непроизносимые согласные. Запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните непроизносимые согласные. | |
4 |
Словарная работа | Расшифруйте слова. здрвствйт здравствуйте лстнц лестница прзднк праздник чвстввть чувствовать - Запишите слова в словарик. Слова, которые нельзя проверить, нужно запомнить их написание. - Устно составьте предложение с каждым из данных слов. |
Слайд 2 |
5 |
Работа над темой | 1. Наблюдение над произношением
и написанием слов с непроизносимыми согласными. - Сделаем буквенную запись слов из упражнения 1 на странице 108 учебника. Попробуйте устно подобрать проверочные слова. Запишем в тетрадь только те слова, в которых есть непроизносимые согласные. Перед каждым таким словом запишем проверочные слова. вку[сн]ый
чуде[сн]ый
звё[зн]ый Работа парами (взаимопроверка). Честь – честный, капуста – капустный, грусть – грустный, ненастье – ненастный, звезда – звёздный. - Что вы заметили? (Есть слова, в которых не слышится согласный, но при подборе проверочного слова пишется) Вывод: чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] [стн]; [з] и [н] [здн]. - Как можно назвать согласные, которые не произносятся? Непроизносимыми - Прочитайте и запомните написание некоторых слов с непроизносимой согласной. Иногда согласные - Подумайте, как же правильно написать слова с непроизносимыми согласными? (Подобрать проверочное слово) 2. Знакомство с правилом. Учебник страница 109. |
Слайд 3, 4 |
6 |
Физминутка | Раз – поднялся, потянулся, Два – согнулся, разогнулся, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. |
Звучит ритмичная музыка |
7 |
Закрепление изученного | Коллективная работа. Работа в печатной тетради. Страница 53. Упражнение 1. |
|
8 |
Домашнее задание | Печатная тетрадь. Страница 53. Упражнение 2. |
|
9 |
Итог урока | - С какой важной темой мы сегодня
столкнулись на уроке? - Что нужно запомнить, чтобы грамотно писать слова с непроизносимыми согласными? |
|
10 |
Кроссворд | 1. Что обогревает землю? 2. Как называется ряд ступенек, идущих наверх? 3. Как называется растение, растущее на болоте? 4. Как называют того, кто принес весть? |
Слайд 5, 6. У детей на партах индивидуальные карточки с кроссвордом |
Список использованной литературы
- Иванов С.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. Ч.1. “Вентана - Граф”, 2009.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно. 2 класс. Рабочая тетрадь №1. “Вентана-Граф”, 2010.
- Иванов С.В. Русский язык. Комментарии к урокам. 2 класс. “Вентана-Граф”, 2009.
- Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002.