Слова с непроизносимыми согласными. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока.

Образовательные:

- познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными;

- учить определять слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подбирать к ним проверочные слова.

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать внимание, память;

- способствовать развитию языкового чутья, интуиции.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к обучению, сдержанность, умение выслушивать мнение одноклассников;

- раскрывать красоту и богатство русского языка.

Оборудование: учебник, тетради, индивидуальный раздаточный материал (кроссворды для каждого ученика), магнитофон, мультимедийный проектор.

№ п/п Этапы урока Содержание урока Примечания

1

Организационный момент Настрой на урок.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

 

2

Минутка чистописания О, с, и, т, н, е, у, з, э, д, а,

- На какие группы можно поделить буквы? Гласные и согласные.

- На минутке чистописания мы будем писать ту группу букв, где по количеству их меньше.

Назовите буквы. С, т, н, з, д.

- Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами.

Запишите, продолжив закономерность.

СТН ЗДН

- Что написано на доске?

Пословица. Сердце матери лучше солнца греет.

- Почему так говорят?

- Какие опасные, на ваш взгляд, места есть в предложении? В словах “сердце”, “солнце” не произносятся буквы “д”, “л”.

Слайд 1

3

Тема урока - Сегодня мы познакомимся с правописанием слов, в которых есть непроизносимые согласные. Запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните непроизносимые согласные.  

4

Словарная работа Расшифруйте слова.

здрвствйт   здравствуйте

лстнц         лестница

прзднк       праздник

чвстввть    чувствовать

- Запишите слова в словарик.

Слова, которые нельзя проверить, нужно запомнить их написание.

- Устно составьте предложение с каждым из данных слов.

Слайд 2

5

Работа над темой 1. Наблюдение над произношением и написанием слов с непроизносимыми согласными.

- Сделаем буквенную запись слов из упражнения 1 на странице 108 учебника. Попробуйте устно подобрать проверочные слова. Запишем в тетрадь только те слова, в которых есть непроизносимые согласные. Перед каждым таким словом запишем проверочные слова.

вку[сн]ый          чуде[сн]ый
опа[сн]ый        ужа[сн]ый
че[сн]ый            гру[сн]ый
капу[сн]ый       нена[ст]ный

 

звё[зн]ый
опа[сн]ость
запа[сн]ой
рукопи[сн]ый

Работа парами (взаимопроверка).

Честь – честный, капуста – капустный, грусть – грустный, ненастье – ненастный, звезда – звёздный.

- Что вы заметили?

(Есть слова, в которых не слышится согласный, но при подборе проверочного слова пишется)

Вывод: чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] [стн]; [з] и [н] [здн].

- Как можно назвать согласные, которые не произносятся? Непроизносимыми

- Прочитайте и запомните написание некоторых слов с непроизносимой согласной.

Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке! В. Волина

- Подумайте, как же правильно написать слова с непроизносимыми согласными? (Подобрать проверочное слово)

2. Знакомство с правилом.

Учебник страница 109.

Слайд 3, 4

6

Физминутка Раз – поднялся, потянулся,
Два – согнулся, разогнулся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Звучит ритмичная музыка

7

Закрепление изученного Коллективная работа.

Работа в печатной тетради.

Страница 53. Упражнение 1.

 

 

8

Домашнее задание Печатная тетрадь.

Страница 53. Упражнение 2.

 

9

Итог урока - С какой важной темой мы сегодня столкнулись на уроке?

- Что нужно запомнить, чтобы грамотно писать слова с непроизносимыми согласными?

 

10

Кроссворд 1. Что обогревает землю?

2. Как называется ряд ступенек, идущих наверх?

3. Как называется растение, растущее на болоте?

4. Как называют того, кто принес весть?

Слайд 5, 6.

У детей на партах индивидуальные карточки с кроссвордом

Список использованной литературы

  1. Иванов С.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. Ч.1. “Вентана - Граф”, 2009.
  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно. 2 класс. Рабочая тетрадь №1. “Вентана-Граф”, 2010.
  3. Иванов С.В. Русский язык. Комментарии к урокам. 2 класс. “Вентана-Граф”, 2009.
  4. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002.

Презентация