Цели урока.
Обучающие:
- показать, что на нашей планете протекает особая химическая жизнь;
- каждое химическое соединение имеет биологическое значение;
- расширить знания в области биологически-активных веществ.
Развивающие:
Продолжить развитие исследовательских умений:
- самостоятельно выстраивать план исследования;
- работать по инструкции или алгоритму;
- находить и обрабатывать информацию, полученную из различных источников и в различной форме;
- представлять результаты работы в удобной для восприятия форме: письма, презентации;
- работать и сотрудничать в группе;
- доказывать свою точку зрения;
- логически мыслить и излагать полученную информацию.
Воспитательные.
Повысить мотивацию изучения химии, показав важную роль химических знаний в жизни общества.
План урока
1. Организационный момент.
2. Создание проблемной ситуации и формулировка темы урока.
3. Постановка целей и задач.
4. Работа в группах:
а) защита творческих проектов;
б) работа с анкетными данными 9-тиклассников и с печатным материалом;
в) написание индивидуальных, групповых писем в соответствии с предложенным алгоритмом написания письма и критериями его оценивания.
г) представление писем от групп, защита проектов.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Создание проблемной ситуации и формулировка темы урока
Учитель.
В жизни химия нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
Что мы носим, что едим,
Чем здоровью мы вредим?
Как кислоты выливать,
Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Нам химия ответит.
Сегодня на занятии мы будем говорить только о роли химии в жизни современного общества, с разных точек зрения, используя ваш жизненный опыт и различные источники информации. Но сначала вам предстоит пройти небольшую проверку своих знаний по химии, которую проведет с вами одноклассница, подготовившая её.
Классу предлагается электронная презентация проверки, подготовленная ученицей класса, состоящая из двух частей: “Загадки” и “Экспрес-теста”. Класс работает с одноклассницей фронтально, ответы даются устно, проверка правильности ответов происходит сразу, в презентации с помощью анимации, в тексте выделены курсивом.
Загадки:
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без … (Кислорода)
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …(Азот)
Удивить готов он нас –
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он – графит.
Грамотный народ поймет
То, что это … (Углерод)
Экспресс-тест
1. Самый распространённый по массе элемент в природе:
а) H; б) O; в) Si; г) N.
2. Вещества, ускоряющие химические реакции:
а) ингибиторы; б) катализаторы; в) активаторы; г) промоторы.
3. Реакция между кислотой и основанием:
а) разложения; б) нейтрализация; в) замещения; г)соединения.
4. Формула известковой воды:
а) CaO; б) Ca(OH)2; в) CaCl2; г) CaCO3 .
5. Явление, при котором атомы одного и того же химического элемента образуют несколько простых веществ:
а) aдсорбция; б) aллотропия; в) возгонка; г) изомерия.
6. Какой химический элемент никогда не бывает восстановителем?:
а) водород; б) франций; в) фтор; г) сера.
7. Из атомов, какого химического элемента образован алмаз:
а ) C ; б) Si; в) B; г) Ве.
8. Самая слабая кислота, из известных вам:
а) H2SiO3; б) H2CO3; в) HCl; г) H2SO3.
9. Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона Бонапарта?:
а) сера; б) мышьяк; в) хлор; г) бром.
10. Назовите самый лёгкий газ:
а) водород; б) гелий; в) неон; г) аммиак.
11. Какой металл вызывает “лихорадку”?:
а) золото; б) серебро; в) олово; г) свинец.
Учитель. Вы успешно прошли экспресс-контроль. А вот у наших девятиклассников успехи в изучении химии обстоят намного хуже. Это беспокоит многих родителей, учителей и администрацию лицея. Положение тревожно еще и потому, что некоторые ученики и их родители считают, что учителя предъявляют к ним слишком завышенные требования, перегружают, заставляют учить ненужные формулы, которые им в жизни не пригодятся. Поэтому тема урока - “ Зачем нам эти формулы?”
Цель урока: Работая в группах, используя свой личный опыт изучения химии, знания по химии, информацию, которую вы получите во время урока от своих одноклассников и которая лежит у вас на столах: статьи, результаты анкетирования девятиклассников, написать письмо девятиклассникам. Помочь им ответить на вопросы: “Учить химию, или не учить? Зачем современному человеку знания по химии?”
Для этого вам предстоит решить следующие задачи:
1. Организовать работу в группах, выбрав руководителя и распределив обязанности.
2. Изучить информацию, предложенную одноклассниками, результаты анкетирования среди девятиклассников, печатные статьи о химии. Приложение 5.
3. Пользуясь алгоритмом написания письма, составить личное письмо девятиклассникам, затем общее письмо от группы. Приложение 6
Ученики класса заслушивают и просматривают электронные презентации творческих проектов, представленные одноклассниками.
4. Защита творческих проектов.
Выступление учащихся (отчёт о работе проектных групп).
Учитель. Вы прослушали отчеты групп о проделанных проектах. Вам предстоит продолжить работу в группах. Распределить обязанности, продолжить изучение представленной печатной информацией, ознакомиться с алгоритмом написания письма, критериями оценки. Итогам вашей работы будут письма, обращенные в девятиклассникам, в которых вы им поможете разобраться “за чем им эти формулы”?
1. Работа в группах (15-20 минут).
Учащиеся сдают личные письма учителю (Приложение 5), зачитывают групповые письма.
Письма 11г класса к девятиклассникам
Отчет 1 группы
Дорогие девятиклассники!
Мы очень рады, что вы правильно понимаете важность изучения химии. Это мы поняли, изучив ваши анкеты. Нам очень приятно осознавать, что в лицее у нас есть преемники, любители химии, продолжайте в том же духе! Но не забывайте и про биологию. Эти две науки взаимосвязаны и образуют науку биохимию. А те, кто не понял важности предмета “Химия”, обращайтесь в 11 “Г” класс, поможем!
Удачи! Дерзайте! Учите химию!
24.11.2010.
Денис, Полина, Диана, Алина. Фото 1.
Отчет 2 группы
Уважаемые девятиклассники!
Мы проанализировали ваши ответы на вопросы анкеты и пришли к выводу, что многие не желают и не хотят изучать химию. На наш взгляд, химия – это очень интересный и увлекательный предмет, потому что она тесно связана с окружающим миром. Все процессы, которые происходят в нем и в нутрии нас, становятся нам понятными благодаря знаниям по химии. Все что мы едим, пьем, носим, все, чем мы лечимся, когда болеем, создано благодаря химии. Со знаниями по химии можно лучше понять окружающий нас мир и сохранить его для будущих поколений.
С любовью Ирена, Максим, Дима, Андрей, Маша. Фото 2.
24.11.10.Отчет 3 группы
Уважаемые девятиклассники!
Мы, учащиеся 11-го медицинского класса, хотим убедить вам, в том, что учить химию надо. Мы знаем из ваших анкетных ответов, что многим из вас химия неинтересна, что некоторые ученики её не стараются учить, мотивируя это тем, что знания по химии в жизни не пригодится или даже тем, что учитель не способен правильно преподать ее. Но вы ошибаетесь, ведь с химией вы встречаетесь каждый день: когда завариваете кофе, солите суп, замазываете раны йодом. Вся наша жизнь связана с химией. Знание этого предмета поможет сохранить здоровье, а незнание вас погубит. Как известно, ученье - свет, а неученье – тьма.
Учите химию!
Ученики 11 “Г” класса. 24.11.10. Фото 3.
P.S. Если вам понадобиться помощь, знайте, что мы вам всегда рады помочь.
Степан, Анастасия, Екатерина, Надежда.
Отчет 4 группы
Уважаемые девятиклассники!
Мы изучили результаты вашего опроса на тему: “Учить химию или не учить?”.
В большинстве разнообразных ответов мы обнаружили, что ваши мнения разделились: “Учить надо” и “Учить не надо”. Хотим уверить вас, что учить химию, всё-таки, надо! Вокруг вас мир с множеством химических процессов и продуктов - все это химия. Как ни банально, а недостаток знаний в этой области может затронуть вашу жизнь и здоровье, а также здоровье окружающих вас людей. А знания помогут сделать жизнь удобной, комфортной, качественной, счастливой. Без этих знаний по химии невозможно решение глобальных энергетических и экологических проблем.
Мы, на своем жизненном опыте пришли к выводу, что химия необходима любому человеку.
Желаем вам удачи в изучении химии, в этом, хоть и трудном, но интересном занятии.
Ученики 11 медицинского класса: Валерий, Татьяна, Оксана, Хадижа, Фатима. Фото 4.
3. Подведение итогов.
Учитель. Подводя итоги нашего урока, хочу отметить большой и искренний интерес, который вызвала тема урока у всех вас. Она не оставила ни кого равнодушным, что позволило четко и быстро организовать работу в группах, успешно справиться с написанием групповых писем, которые мы разместим на сайте лицея. Ваша работа на уроке – это результат четырех лет изучения химия и для каждого они не прошли бесследно. Все вы отметили значимость химических знаний, указав на то, что химия:
- элемент человеческой культуры, одна из важных наук, которая служит интересам человечества;
- помогает сформировать собственное объективное представление о мире;
- способствует пониманию сущности химических процессов;
- помогает ориентировать в потоке современной информации и правильно её интерпретировать;
- учит безопасно обращаться с веществами как можно безопаснее, чтобы не навредить себе и окружающей среде.
Письмо учителей химии девятиклассникам лицея №49
Уважаемые девятиклассники!
Помните, ученик, покидая школу, должен уносить знания не только двух, трех предметов, которые, как он думает, пригодятся ему в его жизни. Он должен быть общекультурным, подготовленным к жизни в обществе, удачным человеком, живущим в мире веществ, материалов и процессов, с которыми он должен обращаться, как можно безопаснее, чтобы не навредить себе, и окружающему его и нас миру. Знания по химии помогут вам в этом.
24.11.10. Учителя химии МОУ лицей № 49.
Литература.
- Габриелян О.С., Казанцев Ю.Н. Химия для всех и для каждого. – М.: Сирень према, 2006.
- Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Карцова А.А. Органическая химия 10. – М.: Просвещение, 2005.
- Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас. – М.: Химия, 2000.
- Пиментел Дж., Кунрод Дж. Возможности химии сегодня и завтра. – М.: Мир, 1992.
- Крупенина Т.С. Пищевые добавки, - М.: Сирень према, 2006.
Интернетресурсы.
- www.gazeta.ru/science/ 2010/08.
- www. igraza.ru
- www. ximik.ru
- http://hl.mail.ru
- http://forum.ximik.ru
- uchportal.ru/forum/17-71-1