Конструирование текстов

Разделы: Начальная школа


Тема: конструирование текстов.

Тип урока: обобщающее повторение.

Вид: урок-беседа, урок практических работ.

Цель: закреплять и совершенствовать ЗУН о тексте.

Задачи.

Обучающая: повторить с детьми признаки текста. Совершенствовать умение детей конструировать текст, выделять главную мысль, озаглавливать его.

Развивающая: развивать у учащихся внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость, грамотную письменную речь.

Воспитывающая: воспитывать у детей общеучебные навыки, потребность совершенствовать свою письменную речь, делать ее правильной, точной и богатой.

Планируемый результат.

  • Дети должны знать признаки текста, правильно составлять текст, озаглавливать и выделять главную мысль текста.
  • Дети должны уметь применять знания о тексте на практике.

Оборудование: учебник русского языка 2 класс (УМК “Школа 2100”), Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, О.В. Пронина; карточки с предложениями (Приложение 1).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Выпрямили спинки, стоим прямо.

Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Каждой вещи – своё место.
А девиз у нас какой?
Все, что надо, под рукой.

Дети. Встают, выполняют требования учителя, проверяют готовность.

2. Актуализация знаний

Учитель. Вспомните, пожалуйста, признаки текста.

Дети.

  1. Текст состоит из предложений.
  2. Предложения в тексте связаны по смыслу.
  3. У текста есть заглавие.
  4. У текста есть части.

Учитель. Какие части можно выделить в тексте?

Дети. Начало, середина, конец.

3. Словарная работа

Учитель. Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Отгадайте загадку.

То я в клетку. То в линейку.
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать
Называюсь я …

Дети. Тетрадь.

(Новое словарное слово записывается учителем на доске)

Учитель. Запишите слово отгадку.

Поставим в слове ударение.

Дети. Ударение падает на второй слог, на гласную А.

Учитель. Какие орфограммы выделим в слове?

Дети. Безударная гласная Е в корне слова, парная согласная Д в конце слова и мягкий знак – показатель мягкости.

Учитель. Какие еще однокоренные слова можете подобрать?

Дети. Тетрадочка, тетрадный, тетрадка.

Учитель. Как пишутся кони однокоренных слов?

Дети. Одинаково.

Учитель. Запишите однокоренные слова к слову тетрадь через запятую.

Выделите корень в словах.

(Один ученик идет к доске, записывает однокоренные слова и выделяет корень)

Учитель. Слово тетрадь – словарное слово, его написание нужно запомнить, а произошло оно от греческого “тетро”, что значит “сложенный вчетверо”.

4. Сообщение темы урока

Учитель. Послушайте сказку.

Саша и Афанасий пошли вместе купаться на реку. Саша сразу в реку бросился, а Афанасий…

Понравилась вам сказка? Что в ней не хватает?

Дети. Концовки.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем работать над тем, как сделать текст полным и правильным.

5. Повторение и обобщение знаний (восстановление деформированного текста, порядка предложений в тексте)

Учитель. Оказывается, очень важно, чтобы в тексте были все части, иначе текст будет непонятным.

Посмотрите на доску. Прочитайте предложения в каждом столбике.

Дети.

1 столбик: Птенец выпал из гнезда. Миша кормил его червяками и личинками, ухаживал за ним.

2 столбик: У птенца отросли крылья и он улетел.

3 столбик: Миша нашёл под деревом птенца. У него было сломано крыло.

Учитель. Можно назвать это текстом?

Дети. Нет.

Учитель. А что нужно сделать, чтобы получился текст?

Дети. Правильно расположить части.

Учитель. С чего все началось?

Дети. Миша нашел …

Учитель. Как можно назвать эту часть?

Дети. Начало.

Учитель. Что произошло потом?

Дети. Птенец выпал из гнезда …

Учитель. Как можно назвать эту часть?

Дети. Середина.

Учитель. Чем всё закончилось?

Дети. У птенца отросли крылья …

Учитель. Как можно назвать эту часть?

Дети. Конец.

Учитель. Прочитайте текст целиком.

Как его можно озаглавить?

Дети. Как Миша помог птенцу.

Учитель. Запишите сначала заглавие, а затем и сам текст.

Физминутка.

Учитель. А сейчас представьте себе такую картину: жил-был Текст. Все предложения в нём знали своё место. Но однажды предложения развеселились, разбежались и… забыли свои места. Что делать?

Дети. Нужно собрать предложения по порядку и по смыслу.

(На парте у каждого ученика карточка с предложениями (Приложение 1).)

Учитель. Прочитайте предложения на карточке.

В правильном ли они порядке?

Дети. Нет.

Учитель. Давайте расставим верный порядок предложений.

(Самостоятельная работа детей. Коллективная проверка.)

Учитель. Откройте учебники на странице 24, упражнение 42.

(Работа по заданиям учебника.)

Учитель. Какой части не хватает у сказки?

Дети. Начала.

Учитель. На уроках чтения мы говорили, как правильно называется начало сказки. И как же?

Дети. Зачин.

Учитель. Давайте придумаем зачин сказки.

Дети. Жили-были дед и бабка.

Учитель. Как можно озаглавить эту сказку?

Дети. Снегурочка.

Учитель. Кто знает, кто написал эту сказку?

Дети. Это русская народная сказка.

6. Итог урока

Учитель. О чем говорили сегодня на уроке?

Дети. О том, что в тексте все предложения и части должны быть по порядку.

Учитель. Из чего состоит текст?

Дети. Из предложений.

Учитель. Из каких трех частей состоит текст?

Дети. Начало, середина, конец.

Учитель. Что нового узнали?

Дети. Словарное слово тетрадь.

Приложение 2