Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Под общим недоразвитием речи понимают сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематических функций, словаря, грамматического строя речи, связной речи.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. По тому, как ребёнок строит свои выказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Детям трёх лет доступна форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развёрнутыми. В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребёнок отвечает достаточно точными, краткими или же развёрнутыми ответами.

На шестом году жизни ребёнок может довольно последовательно и чётко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

Существует несколько методик обучения детей основным видам рассказывания: рассказывание по картине, рассказы детей из опыта, творческие рассказы, пересказ. Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера по сюжетным картинам. Занятие по пересказу состоит из нескольких частей:

  • Вводной беседы; рассматривание художественной иллюстрации, вызывающий нужный эмоциональный настрой;
  • Чтение литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста - это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять своё отношение к героям и событиям рассказа;
  • Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения;
  • Повторное чтение литературного текста. Перед чтением даётся установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его;
  • Пересказ произведения детьми. Основным в занятии по пересказыванию рассказа является сам пересказ. Рассказ можно рассказывать по частям.

Пересказ рассказа, с использованием сюжетных картин, обеспечивает наглядную опору, являющуюся основной для активного, продолжительного диалога взрослого и ребёнка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребёнка.

Пересказ – инсценировка рассказа “Богатый урожай”
с использованием сюжетных картин

Цели:

коррекционно-образовательные:

учить детей:

- пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

- закреплять и дифференцировать знания детей по теме “Овощи - фрукты”;

- согласовывать существительное с прилагательным;

- учить логическому построению высказывания.

- упражнять в правильном употреблении предлога в;

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать зрительный гнозис, конструктивный праксис и тонкую моторику;

- развивать тактильные ощущения;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.

Оборудование: сюжетные картинки по тексту рассказа, “чудесный” мешочек, муляжи овощей и фруктов, конверты с разрезными картинками овощей и фруктов, корзинка, тарелка, мяч.

Словарная работа: “богатый”, “на славу”, “ненасытные”, “пугало”.

№ п/п Организационные моменты Содержание работы с детьми Примечание
1. Занятие проводится в группе.

Логопед с детьми заходит в группу, здороваются с гостями и встают полукругом возле логопеда. Берут конверты и на столе собирают картинку.

Л: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Сегодня на занятии мы будем вспоминать о фруктах и овощах, будем на ощупь определять это овощ или фрукт, говорить какого цвета и какой формы. А самое главное будем учиться пересказывать рассказ.

Л: Но сначала, я хочу с вами поиграть. У меня есть разноцветные конверты, в которых находятся разрезные картинки. Вы должны их собрать и сказать, что за картинка у вас лежала в конверте?

Л: Какие вы молодцы! Все быстро и правильно собрали картинки. Погладьте себя по головке. А кто может вспомнить загадку про то, что у вас нарисовано?

- Молодцы! Можете собрать картинки в конверт и убрать со стола.

Если кто-то из детей испытывает затруднения, логопед помогает им или предлагает детям оказать товарищам помощь.
2. Дети садятся на стульчики.

Логопед показывает двух “гусят” (резиновые игрушки). Дети внимательно слушают рассказ.

Дети размышляют на заданные вопросы.

 

- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Это трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Они расскажут вам интересную историю, которую мы будем учиться пересказывать.

- А теперь слушайте внимательно рассказ, я потом буду задавать вопросы по этому рассказу.

Богатый урожай

Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя – в огороде.

- “Я хочу вырастить в саду урожай груш и винограда” - сказал Ваня.

- “А я выращу в огороде богатый урожай гороха и огурцов” - сказал Костя.

Овощи и фрукты выросли на славу.

- “Ой, у меня гусеницы поели весь мой урожай. Ах, эти ненасытные гусеницы”.

- “А ко мне в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград”.

Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями.

- “Ну-ка, птички летите ко мне на помощь и спасите мой урожай”.

- “А я сделаю пугало”.

В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

Л:  Ребята, что значит быть трудолюбивым?

- Что значит богатый урожай?

- Овощи и фрукты выросли на славу. А на славу это как? А как думает Вова – ты согласен с Владом?

Кто думает также поднимите руку.

- Ненасытные гусеницы, это какие гусеницы? Виталик, ты хочешь что-нибудь добавить в объяснение Полины?

- Зачем ставят пугало в саду?

Активизация всех детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

При затруднении ответа – обратить внимание на два маленьких слова в одном большом ответе (труд любят). Помочь в объяснении

 

 

3. Дети отвечают на вопросы полным предложением. Логопед:
  • О ком этот рассказ?
  • Где любил работать Ваня? Как его можно назвать? (Садовод).
  • А где любил работать Костя? А как его можно назвать? (Огородник).
  • Что выращивал в саду Ваня?
  • А что в огороде Костя?
  • Кто помешал Ване? А кто Косте?
  • Как можно назвать гусениц и галок? (Вредители огорода, сада).
  • Кто помог Косте избавиться от гусениц?
  • А что сделал Ваня, чтобы отпугнуть галок?
  • Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
  • Как автор назвал рассказ?
  • Как бы вы по-другому назвали рассказ?

Давайте придумаем новое название.

При затруднении ответа – учитель – логопед подсказывает, что нужно сначала посадить урожай, а для этого нужна лопата; когда посадили урожай, пришли вредители, а в конце рассказа – урожай вырос на славу.

Активизация всех детей.

Если дети не могут вспомнить – нужно обобщить груши и виноград (горох и огурцы), что это?

4. Дети работают с иллюстрациями к рассказу. Л:  А сейчас, посмотрите на картинки. Это иллюстрации к рассказу, но они все перепутались, надо их поставить по порядку.

- Виталик, найди картинку, на которой изображено начало рассказа.

- Саша, ты согласен с Виталиком? А Полина согласна с Виталиком?

- Маша, иди и поставь следующую картинку. О чём она?

- Кто согласен с Машей, поднимите руку.

Активизация всех детей.
5. Дети встают полукругом и на ковре проводят физкультминутку. Л: Давайте с вами сейчас немножко отдохнём, проведём Физкультминутку “Засолка капусты”.

Мы капусту рубим, рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вперёд и вниз.

Мы морковку трём, трём, Пальцы сжаты в кулак, движение кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим, солим, Движение пальцев, имитирующих посыпание соли из щепотки.

Мы капусту жмём, жмём. Интенсивное сжимание пальцев в кулак.

И набрали плотно в кадку. Удары ладонями по коленкам.

Всё теперь у нас в порядке. Отряхивают руки.

Л: Давайте ещё раз повторим.

Логопед приглашает детей встать на ковёр, а для выполнения упражнения выбирает ведущим ребёнка, который вместе с детьми, выразительно и эмоционально произносят текст.
6. Дети садятся на стульчики. - Сейчас я вам расскажу рассказ ещё раз. Вы должны внимательно слушать.

- Пересказ должен быть похож по содержанию на рассказ.

- Рассказ должен быть последовательным.

Речь ваша должна быть внятной и чёткой.

- Должны присутствовать слова: “богатый”, “на славу”, “ненасытные”, “пугало”.

- Смотрите на картинки, они вам помогут и подскажут.

Как только рассказ будет меняться, я буду переходить указкой на другую картинку.

Активизация всех детей.
7. Логопед выбирает ребёнка для целостного пересказа, затем трёх детей, чтобы рассказать по частям – на основе прерывания одного ребёнка и в заключении пересказ – инсценировка. Л: Кто самый смелый и перескажет рассказ от начала и до конца?

- А сейчас мы будем пересказывать по очереди. Начнёт Маша, а остальные будьте внимательны и продолжите пересказ с того места, на котором остановилась Маша.

- Молодец! Продолжает Влад.

- Достаточно. Умница.

- А закончит Дима.

- Теперь выберем для пересказа рассказа гуся Ваню, гуся Костю и автора.

 
8. Дети на ковре играют в игру “чудесный мешочек”. Л: Вы хорошо справились с пересказом рассказа, все выполнили мои требования. Я приготовила вам вот такой “чудесный мешочек”, в котором лежат муляжи овощей и фруктов. Вы должны по очереди просунуть руку в мешочек и на ощупь определить, это овощ или фрукт, назвать его.

- У вас у каждого в руках есть овощ или фрукт, вы подумайте и скажите, каким цветом и какой на вкус ваш овощ или фрукт?

Дети по очереди опускают руку в мешочек и комментируют свои действия.
9. Дети подходят к столу, где стоит тарелка и корзина и угощают гусей своим урожаем. Вы можете угостить своим урожаем Костю и Ваню? (Да)

- Нужно разложить их по своим местам: Костю угостить овощами и положить в тарелку, а Ваню угостить фруктами и положить в корзину. Но при этом вы должны назвать своё предмет, который берете, и рассказать куда вы его положите. Например: “Это яблоко. Яблоко – это фрукт. Я положу его в корзину”. “Это помидор. Помидор – это овощ. Я положу его в тарелку”.

Активизировать внимание и мышление всех детей при раскладывание овощей и фруктов по своим местам.
10 Играют в игру “Овощ - фрукт”.

Согласовывают существительное с прилагательным.

- Теперь вы легко можете отличить овощи от фруктов. Сейчас я вам буду бросать мяч с названием овоща (фрукта), а вы называете фрукт (овощ) и кидаете мяч обратно мне.

- А сейчас, я буду кидать мяч с названием овоща или фрукта, а вы подумаете и скажите, каким цветом и какой по форме ваш овощ или фрукт. Например: банан – банан жёлтый, банан – овальный.

Активизировать внимание при задании.
11 Дети вспоминают, чем занимались на занятии? Л: Чем вам запомнилось сегодняшнее занятие?

- Что вы расскажите о сегодняшнем занятии дома?

- Какую себе оценку поставите и почему?

Логопед предлагает детям назвать те игры, которые им больше всего понравились. Дети оценивают сами себя и объясняют почему.