Открытый урок по природоведению в 3-м классе "Какая бывает промышленность?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- познакомить учеников с некоторыми отраслями промышленности;

- развивать познавательную активность, любознательность

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: тесты, предметные картинки, градусник, листы с текстом статьи “Электростанция”, система мультимедиа для показа презентации, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

- Вспомните отрасли сельского хозяйства.

- Чем занимается растениеводство?

- Чем занимается животноводство?

Дети выполняют задание на стр. 65–66 тестов “Окружающий мир, 3 класс, автор А. А, Плешаков и др.”

Взаимопроверка работ.

3. Сообщение темы урока

- Познакомившись с некоторыми отраслями сельского хозяйства, перейдём к промышленности. Её также можно разделить на более мелкие отрасли. Но на какие именно – вы узнаете на уроке. Прочитайте тему нашего урока.

Слайд №1 (Приложение)

4. Работа по теме урока

- Накануне, дома я просила приготовить вас рисунки с некоторыми предметами из окружающей вас среды. Давайте сейчас разберёмся, что вы нарисовали, и в процессе вы ответите мне на несколько интересующих меня вопросов.

Дети показывают предметные картинки и отвечают на следующие вопросы учителя:

- Как ты думаешь, где производят этот предмет?

- Из каких материалов он сделан

- Много ли понадобиться видов различных материалов, чтобы сделать этот предмет?

- Может ли с производством этого предмета справиться одна отрасль промышленности?

- Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном. Прочитайте названия отраслей промышленности.

Слайд №2

- Какая из отраслей промышленности вам понятнее всего?

- Как вы думаете, чем занимаются люди в пищевой промышленности?

Слайд №3

- Давайте откроем учебник на стр. 64 и прочитаем о том, что производит пищевая промышленность.

- Посмотрите на фотографию в учебнике. Как одета работница хлебозавода?

- Как должны быть одеты работники других предприятий пищевой промышленности?

- Какие требования к ним предъявляют?

- Какие правила соблюдают работники этой отрасли?

Не случайно на фотографии женщина в белой одежде. На тех предприятиях, которые выпускают продукты, предъявляют высокие требования к чистоте. Чистой должна быть одежда работников (на белой ткани сразу видна грязь), у них должен быть головной убор, чтобы волосы случайно не попали в продукцию. Все, кто работает в пищевой промышленности регулярно проходят медицинский осмотр, врачи проверяют их состояние здоровья. И, разумеется, оборудование должно быть чистым и исправным.

- О какой отрасли понятно уже из названия?

- Как вы думаете, чем занимается машиностроение?

- Вы ошибаетесь, если думаете, что машиностроение выпускает только машины.

Слайд №4

- Давайте послушаем нашего товарища. Он нам расскажет о возможностях машиностроения.

С сообщением выступает заранее подготовленный ученик.

Машиной мы можем назвать вертолёт и комбайн, ткацкий станок и пылесос, велосипед и электробритву – это всё машины. Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Причём главную операцию должна делать машина, а человек только управляет ею.

Ещё один отличительный признак машин в том, что они имеют три основные части: рабочий орган, двигатель и механизм, передающий движение от двигателя к рабочему органу. Например, у экскаватора – ковш, у бритвы – ножи, у снегоуборочной машины – лопасти.

Есть ещё информационные машины, которые помогают нам считать, собирать информацию.

- А какие машины есть у вас дома?

- Что могут производить металлурги?

Слайд №5

Железные предметы окружают нас повсюду. Посмотрите по сторонам и назовите предметы, изготовленные из металла.

Металлы, как правило, твёрдые вещества, имеющие “металлический” блеск. Но есть и жидкие металлы.

Учитель показывает градусник.

- Где здесь металл?

Это ртуть. Чтобы этот металл затвердел, его надо заморозить. Поэтому этот металл используют в районах, где температура воздуха не опускается ниже -39°C. Ртуть – тяжёлый металл. Если его налить в литровую бутылку, то такая бутылка будет весить 13 килограммов. Пары ртути очень вредны для здоровья. Если вы дома случайно разобьёте ртутный градусник, необходимо аккуратно спринцовкой собрать шарики ртути и сдать их в ближайшее медучреждение.

В земной коре встречается около 70 металлов. Почти все металлы “работают” на человека. Главный металл труженик - железо. Самый лёгкий металл – алюминий. Это самый распространённый металл. Его в два раза больше, чем железа. Из алюминия делают детали для космических кораблей, морских и речных кораблей, строят самолёты, делают ложки, вилки и провода.

Чистого железа в природе не существует, т.к. оно всегда с примесями. Такие соединения называют железной рудой. Руду выплавляют в доменных цехах металлургических заводов. Здесь же получают чугун. Это достаточно хрупкий металл. Поэтому чугун варят в доменных печах с некоторыми добавками и получают из него сталь.

А вот золото, серебро, платина находятся в земле сами по себе. Из них люди делают ювелирные изделия, т.к. они не теряют свой блеск, и поэтому их называют “благородными” металлами.

С этими и ещё со многими другими металлами работают металлурги.

5. Физминутка

6. Продолжение работы по теме

- Прочитайте в учебнике статью, в которой рассказывается о химической промышленности.

Слайд №6

- Какие вещества химической промышленности у вас есть дома?

Химическая промышленность тесно связана со всеми другими отраслями. Послушайте историю, которую приготовил вам ваш одноклассник.

Слайд №7

Ученик читает статью во время показа слайда.

Несколько столетий назад с островов Вест-Индии в Европу привезли шарики мягкого, эластичного вещества. Это был каучук – высушенный сок тропического дерева гевеи. Индейцы делали из этого сока фляги и сосуды.

Долгое время каучук в Европе не был востребован. Потом англичане решили его нагреть. Получили вязкий клей. Клеем намазывали ткань и покрывали её другим слоем ткани. Так получался непромокаемый плащ, получивший название макинтош. Но клей мог испачкать одежду. Стали искать: чем бы его можно было присыпать. Много чего перепробовали, пока не дошла очередь до серы. И тут каучук превратился в резину. Из резины стали делать сапоги, галоши, плащи, надувные спасательные круги и лодки. Резины требовалось всё больше и больше. С появлением автомобилей, стало требоваться много надувных резиновых шин. Плантации гевеи в Южной Америке и Индонезии разрастались. Но резины всё равно не хватало. Пришлось взяться за дело химикам. В 1910 году Русский учёный Лебедев получил каучук искусственным путём. Сегодня каучук делают из спирта, нефти и кокса.

Раньше люди красили одежду красками, которые добывали из растений и животных. Сейчас одежду красят искусственными красителями. Химическая промышленность даёт нам не только синтетический каучук, искусственные волокна, краски, но и разные минеральные удобрения, которые используют ваши мамы и бабушки на дачах для хорошего роста растений.

- Что выпускает лёгкая промышленность? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 63.

Слайд №8

- Приведите примеры одежды и обуви, которые выпускают фабрики. Какие виды тканей вам известны?

- У нас с вами остались ещё два вида промышленности. Одна из них – добывающая. Уже само слово говорит вам о том, что делают люди в этой отрасли.

- Какие полезные ископаемые добывают люди?

- Как их добывают?

Слайд №9

С сообщением выступает заранее подготовленный ученик.

Самый распространённый металл, который часто встречается в земной коре – алюминий. Его не надо добывать с большой глубины, он находится буквально у нас под ногами. Узнали об этом металле около 200 лет назад. Алюминий добывают не из любой глины, а только из боксита.

Нефть залегает очень глубоко, её извлекают из недр земли при помощи бурения скважин глубиной в несколько километров. Из скважин нефть по трубам отправляют в хранилище, а затем в железнодорожных цистернах перевозят в нужные места.

Природный газ, так же, как и нефть, залегает на большой глубине. Газ – выгодное и удобное топливо. Из него производят различные пластмассы и синтетические материалы.

Буровые установки работают в местах, указанных геологами. Наша страна богата запасами нефти и газа.

Но как бы не была богата природными ресурсами наша страна, мы должны помнить о бережном отношении к ним, экономно расходовать и помнить о будущих поколениях.

- Что такое электроэнергетика?

Слайд №10

- У кого из вас в доме нет электричества?

Сейчас электричество проведено по всей стране. Без него не работают предприятия, без электричества мы не смогли бы посмотреть телевизор, воспользоваться холодильником, вечером в квартире было бы темно.

- Где производят электричество?

- Как оно попадает к нам в дом?

Мы узнаем подробней об этом с вами из статьи “Электростанция” и попытаемся ответить на вопросы на экране.

Слайд №11

1. О каких видах электростанций вы узнали?

2. Как называется машина, вырабатывающая электричество?

3. Как устроен генератор?

4. Что может приводить в движение турбину?

5. О какой электростанции можно сказать, что она наиболее экологически чистая?

Дети по цепочке читают статью на листочках.

Откуда берется электрическая энергия? Ее вырабатывают на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные: маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.

Чтобы генератор работал, надо вращать его часть, которая называется ротор. Ротор приводится в движение турбиной. У каждой турбины есть рабочее колесо с лопатками, или лопастями. Струя пара, раскаленного газа или воды бьет по лопастям рабочего колеса турбины и заставляет ее вращаться, а вместе с турбиной – и ротор генератора.

Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется гидравлической, электростанция, на которой установлены такие турбины, - гидроэлектростанцией (ГЭС). На тепловой электростанции (ТЭС) турбину вращает пар.

Гидроэлектростанции строят на больших, полноводных реках, таких как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.

Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.

Для атомной станции (АЭС) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.

Дети отвечают на вопросы, заданные перед прочтением статьи.

7. Итог урока

- Перечислите ещё раз отрасли промышленности, с которыми вы сегодня познакомились.

Слайд №12

- Давайте вернёмся к картинкам, которые вы готовили дома. Кто хочет рассказать, какие отрасли промышленности принимали участие в производстве вашего предмета?

- Какие промышленные предприятия находятся у нас в городе?

8. Домашнее задание

Слайд №13

Стр. 62–65 учебника, стр. 34–37 рабочей тетради.