Открытый урок литературного чтения во 2-м классе МОУ школа-интернат № 96 г. Ижевска "Стихи о зиме"

Разделы: Начальная школа


Цель: Ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме.

Задачи:

  • Формировать навык сравнения и анализа;
  • Развивать способность внимательного отношения к языку произведений и сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях;
  • Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы;
  • Расширять читательский кругозор.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

К нам пришли сегодня гости.
Мы им, конечно, очень рады!
Повернитесь к ним и улыбнитесь!
Поделитесь своей радостью.
Они вам тоже улыбнуться. (Дети улыбаются).

От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно.

- Ребята, все настроились на работу?

2. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке, мы говорили о прекрасном времени года - зиме. Описывают зиму музыканты, художники, писатели, поэты.

- Кто такой писатель, и в какой форме он пишет свои произведения?

- Кто такой поэт? (В какой форме?)

- Давайте повторим, что такое проза и рифма. (Дети дают определения прозы и рифмы).

- Мы отгадывали загадки о зиме. Домашнее задание было, подготовить загадку о зиме в прозаической и стихотворной формах. (Дети загадывают загадки, подготовленные дома).

3. Постановка цели урока

Презентация.

- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его; это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Увидеть зиму нам поможет один из художников Аркадий Александрович Плaстова. Слайд 1 (Рассматривание картины Аркадия Александровича Пластова "Первый снег" Ответы учащихся на вопросы учителя).

- Эту картину А.А.Пластов написал в 1946 году. Называется она "Первый снег".

- Какое впечатление она произвела на вас?

- Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?

- Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинтересовало в этой картине?

- Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу, и в то же время есть в этих стихах что-то общее и какое из произведений подходит к увиденному.

- Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

4. Изучение нового материала

- Есть ли в стихотворении непонятные слова? Слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7. (Находят слова).

(построчный разбор стихотворения)

- Какую картину нарисовало себе ваше воображение? Какое небо? (яркий пурпур) (Закрыв глаза, дети слушают стихотворение. Дети рисуют словесную картину)/

- Какой день, какую погоду вы себе представили? (Описание дня: вечер, ночь, рассвет)

- Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?

- Подберите слова-настроения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.

- Расставьте паузы в этом стихотворении.

- Потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов: Ярким пyрпуром (ударение падает на первый слог)

Пред закатом (не перед !!!) (Читают 2-3 ученика выразительно).

- С каким стихотворением мы познакомились и кто является его автором?

- В какой форме письменной речи написано произведение?

Вывод: Что описывает поэт в этом стихотворении? (зимняя природа, вечер, ночь, день)

5. Физкультминутка

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.

Продолжая разговор о зиме предлагаю прослушать ещё одно стихотворение. Это произведение Константина Дмитриевича Бальмонта. О чём рассказывается в этом стихотворении мы узнаем, ответив на вопросы.

- Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.

Ответ (Снежинки)

- Мелькает, кружится и вьётся, как лебяжий пух, снежок. Что это? Слайды 8, 9.

- В какой форме задан каждый из вопросов? (В прозе или в стихах!)

- Кто ещё знает загадки о снежинке?

(Загадывает загадку ученик.)

- Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Ответ (Снежинка))

- В природе не существует одинаковых снежинок. Все они разные, как мы с вами.

- Есть ли в стихотворении непонятные слова?

- Откуда же держит путь наша гостья? Слайд 2

- Что такое ЛАЗУРЬ? (светло-синий цвет, синева) Небесная лазурь. Голубое небо.

- Куда она стремится? (на землю)

- Что для неё земля? (Неизведанная страна)

- Снежинка для поэта - это нечто большее, с чем же сравнивает поэт снежинку?

(Со "звездой кристальной") Слайд 8 (кристальная)

- Почему поэт сравнивает снежинку со звездой?

- Найдите и зачитайте эту строфу.

Сохранно-белая - сохраняет свою форму и цвет.

- Какой день вы себе представили, слушая стихотворении: пасмурный или ясный, солнечный или хмурый, тихий безветренный или ветреный, морозный? Опишите.

- Расставьте знаки пауз. (Дети расставляют паузы. Расставьте знаки пауз - одна палочка - короткая пауза, две длинная).

- Давайте прочитаем стихотворение и определим, с какой снежинкой мы встретились? (Читает 2-3 ученика. Дети подчёркивают описание снежинки).

Как её описывает поэт?

  • Светло-пушистая
  • Белая,
  • Чистая,
  • Смелая,
  • Умелая,
  • Сохранно-белая

- На что указывают эти слова? Что они описывают? (внешний вид, характер)

- Можем ли мы разбить эти эпитеты на 2 группы? Какие?

1) описывают внешний вид:

  • Светло-пушистая,
  • Белая,
  • Чистая,
  • Сохранно-белая.

2) отображают её характер:

  • Смелая,
  • Умелая.

- Если у снежинки есть характер, то какая она? ( Живая, настоящая)

- Как называется литературный приём, когда неживые предметы сравниваются с живыми? ( Приём олицетворения)

- Какая часть речи поможет нам проследить её движение? (Глаголы)

- Давайте докажем это примерами из текста. (Зачитывают строфы, в которых ребята увидели приём олицетворения, доказываем).

- Зачитайте строки, из которых мы узнаём, что снежинка отправилась в неизвестную страну?

- Как вы думаете, она переживает, отправляясь в неизвестный путь?

- С какой интонацией вы бы прочитали эти строки? (Беспокойство за неё, переживание) -Да, вы правы, наша снежинка живая, и, как вы, наверное, заметили, она находится в движении..

- А кто помогает ей двигаться? (Ветер. Он её лелеет, любит)

- Но вот дорога подошла к концу, и на Землю спустилась прекрасная снежинка - ЗВЕЗДА КРИСТАЛЬНАЯ!

- Какую интонацию передадим при чтении этих строк?

(Нежно, величественно, к нам пришла прекрасная гостья)

- Молодцы! Мы с вами внимательно читали стихотворение, а теперь, перечитаем его, передавая интонационные паузы и эмоциональные краски!

6. Закрепление изученного материала

- Как поэт называет небо? Почему? (лазурь)

- Сравните небо в этом стихотворении и в предыдущем. (пурпур)

- Почему небо разного цвета? (разное время суток, закат-день)

- Определите тему стихотворения И.Бунина. (описание зимней природы в разное время суток).

- А что же описывает К.Бальмонт? (зимнюю природу, на примере пути снежинки)

Общее: описание зимней природы.

Каждый из поэтов по - своему описывают зимнюю природу.

- Какое же из этих стихотворений о первом снеге подходит к описанию картины Пластова А.А.? Почему?

Вывод:

- Красоту природы можно описать с помощью разных инструментов: слова и кисти, во всех произведениях она прекрасна. И эту красоту нужно беречь. Верно, для того чтобы быть поэтом надо иметь богатое воображение, фантазию, уметь выражать в словах свои чувства.

7. Итог урока

- С какими произведениями мы сегодня познакомились? (проза или стих., названия стихов и их автор)

Я благодарю вас за работу на уроке. Спасибо! (Оценки)

8. Домашнее задание

Выразительное чтение стихов о зиме.