Цель: Ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме.
Задачи:
- Формировать навык сравнения и анализа;
- Развивать способность внимательного отношения к языку произведений и сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях;
- Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы;
- Расширять читательский кругозор.
Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
К нам пришли сегодня гости.
Мы им, конечно, очень рады!
Повернитесь к ним и улыбнитесь!
Поделитесь своей радостью.
Они вам тоже улыбнуться. (Дети улыбаются).
От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно.
- Ребята, все настроились на работу?
2. Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке, мы говорили о прекрасном времени года - зиме. Описывают зиму музыканты, художники, писатели, поэты.
- Кто такой писатель, и в какой форме он пишет свои произведения?
- Кто такой поэт? (В какой форме?)
- Давайте повторим, что такое проза и рифма. (Дети дают определения прозы и рифмы).
- Мы отгадывали загадки о зиме. Домашнее задание было, подготовить загадку о зиме в прозаической и стихотворной формах. (Дети загадывают загадки, подготовленные дома).
3. Постановка цели урока
- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его; это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Увидеть зиму нам поможет один из художников Аркадий Александрович Плaстова. Слайд 1 (Рассматривание картины Аркадия Александровича Пластова "Первый снег" Ответы учащихся на вопросы учителя).
- Эту картину А.А.Пластов написал в 1946 году. Называется она "Первый снег".
- Какое впечатление она произвела на вас?
- Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?
- Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинтересовало в этой картине?
- Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу, и в то же время есть в этих стихах что-то общее и какое из произведений подходит к увиденному.
- Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.
4. Изучение нового материала
- Есть ли в стихотворении непонятные слова? Слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7. (Находят слова).
(построчный разбор стихотворения)
- Какую картину нарисовало себе ваше воображение? Какое небо? (яркий пурпур) (Закрыв глаза, дети слушают стихотворение. Дети рисуют словесную картину)/
- Какой день, какую погоду вы себе представили? (Описание дня: вечер, ночь, рассвет)
- Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?
- Подберите слова-настроения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.
- Расставьте паузы в этом стихотворении.
- Потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов: Ярким пyрпуром (ударение падает на первый слог)
Пред закатом (не перед !!!) (Читают 2-3 ученика выразительно).
- С каким стихотворением мы познакомились и кто является его автором?
- В какой форме письменной речи написано произведение?
Вывод: Что описывает поэт в этом стихотворении? (зимняя природа, вечер, ночь, день)
5. Физкультминутка
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Продолжая разговор о зиме предлагаю прослушать ещё одно стихотворение. Это произведение Константина Дмитриевича Бальмонта. О чём рассказывается в этом стихотворении мы узнаем, ответив на вопросы.
- Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.
Ответ (Снежинки)
- Мелькает, кружится и вьётся, как лебяжий пух, снежок. Что это? Слайды 8, 9.
- В какой форме задан каждый из вопросов? (В прозе или в стихах!)
- Кто ещё знает загадки о снежинке?
(Загадывает загадку ученик.)
- Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Ответ (Снежинка))
- В природе не существует одинаковых снежинок. Все они разные, как мы с вами.
- Есть ли в стихотворении непонятные слова?
- Откуда же держит путь наша гостья? Слайд 2
- Что такое ЛАЗУРЬ? (светло-синий цвет, синева) Небесная лазурь. Голубое небо.
- Куда она стремится? (на землю)
- Что для неё земля? (Неизведанная страна)
- Снежинка для поэта - это нечто большее, с чем же сравнивает поэт снежинку?
(Со "звездой кристальной") Слайд 8 (кристальная)
- Почему поэт сравнивает снежинку со звездой?
- Найдите и зачитайте эту строфу.
Сохранно-белая - сохраняет свою форму и цвет.
- Какой день вы себе представили, слушая стихотворении: пасмурный или ясный, солнечный или хмурый, тихий безветренный или ветреный, морозный? Опишите.
- Расставьте знаки пауз. (Дети расставляют паузы. Расставьте знаки пауз - одна палочка - короткая пауза, две длинная).
- Давайте прочитаем стихотворение и определим, с какой снежинкой мы встретились? (Читает 2-3 ученика. Дети подчёркивают описание снежинки).
Как её описывает поэт?
- Светло-пушистая
- Белая,
- Чистая,
- Смелая,
- Умелая,
- Сохранно-белая
- На что указывают эти слова? Что они описывают? (внешний вид, характер)
- Можем ли мы разбить эти эпитеты на 2 группы? Какие?
1) описывают внешний вид:
- Светло-пушистая,
- Белая,
- Чистая,
- Сохранно-белая.
2) отображают её характер:
- Если у снежинки есть характер, то какая она? ( Живая, настоящая)
- Как называется литературный приём, когда неживые предметы сравниваются с живыми? ( Приём олицетворения)
- Какая часть речи поможет нам проследить её движение? (Глаголы)
- Давайте докажем это примерами из текста. (Зачитывают строфы, в которых ребята увидели приём олицетворения, доказываем).
- Зачитайте строки, из которых мы узнаём, что снежинка отправилась в неизвестную страну?
- Как вы думаете, она переживает, отправляясь в неизвестный путь?
- С какой интонацией вы бы прочитали эти строки? (Беспокойство за неё, переживание) -Да, вы правы, наша снежинка живая, и, как вы, наверное, заметили, она находится в движении..
- А кто помогает ей двигаться? (Ветер. Он её лелеет, любит)
- Но вот дорога подошла к концу, и на Землю спустилась прекрасная снежинка - ЗВЕЗДА КРИСТАЛЬНАЯ!
- Какую интонацию передадим при чтении этих строк?
(Нежно, величественно, к нам пришла прекрасная гостья)
- Молодцы! Мы с вами внимательно читали стихотворение, а теперь, перечитаем его, передавая интонационные паузы и эмоциональные краски!
6. Закрепление изученного материала
- Как поэт называет небо? Почему? (лазурь)
- Сравните небо в этом стихотворении и в предыдущем. (пурпур)
- Почему небо разного цвета? (разное время суток, закат-день)
- Определите тему стихотворения И.Бунина. (описание зимней природы в разное время суток).
- А что же описывает К.Бальмонт? (зимнюю природу, на примере пути снежинки)
Общее: описание зимней природы.
Каждый из поэтов по - своему описывают зимнюю природу.
- Какое же из этих стихотворений о первом снеге подходит к описанию картины Пластова А.А.? Почему?
Вывод:
- Красоту природы можно описать с помощью разных инструментов: слова и кисти, во всех произведениях она прекрасна. И эту красоту нужно беречь. Верно, для того чтобы быть поэтом надо иметь богатое воображение, фантазию, уметь выражать в словах свои чувства.
7. Итог урока
- С какими произведениями мы сегодня познакомились? (проза или стих., названия стихов и их автор)
Я благодарю вас за работу на уроке. Спасибо! (Оценки)
8. Домашнее задание
Выразительное чтение стихов о зиме.