Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств у учащихся младшего школьного возраста

Разделы: Внеклассная работа


Кто-то из мудрых сказал, что народ, который рассчитывает на один год вперёд, выращивает хлеб; народ, который рассчитывает на 10 лет вперёд, выращивает сад; народ, который думает на 100 лет вперёд, растит молодое поколение.

Мы, взрослые, желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого, на все случаи жизни, совета, как воспитывать ребёнка: каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Как показывает педагогическая практика, оно наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций и уклада жизни русского народа.

Самое могучее и красивое дерево было когда-то тоненьким и хрупким, но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - стержнем всего ствола. Детство – это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка – здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого осуществлялось родителями или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, и от него зависит его духовно-нравственное воспитание.

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и многие другие.

Как посеять и взрастить в душах детей разумное, доброе, вечное?

От встреч с учителем дети ждут добра и понимания, уважения и справедливости, познания себя и других, окружающего мира, себя в этом мире; часто детям нужен добрый, мудрый совет взрослого, которому можно доверить свои проблемы. Именно в таком контакте учителя и ребят осуществляется воспитание и развитие Человека.

Главной задачей человека младшего возраста является ученичество. При этом «обучается» он не умом, а всей своей сущностью и глубиной. Важным моментом является приучение ребёнка к труду, что соответствует русским культурным традициям.

Труд учителя, как посаженное впрок плодовое деревце: не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы, но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Для меня нет больше той радости, какую вижу у детей, если в детских глазах засветится теплый огонёк любви, который, несомненно, подскажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд россиян, издавна укреплявших немеркнущую славу Отечества.

Каким же образом можно добиться желаемых результатов?

1. Привлечение родителей к воспитательной работе с детским коллективом.

Родители учащихся, как правило, относятся с большим интересом и уважением ко всему тому, что делается в школе, к той работе, которую проводит учитель с детьми. Родителям интересно присутствовать в классе на уроке, на сборе, на утреннике, посмотреть, как относятся к дочери или сыну товарищи по классу, как он отвечает урок, участвует в сборе. Но не все родители могут сами включиться в воспитательную работу с детьми. Некоторые из них просто не решаются прийти в школу, боясь, что помешают учителю, другие приходят только для того, чтобы помочь в хозяйственных делах. Поэтому учителю можно и должно привлекать родителей к воспитательной работе. Формы участия родителей в воспитательной работе различные. Часто родителей эпизодически привлекают для помощи в проведении какого-либо мероприятия. Они участвуют, например, в подготовке утренников, сопровождают детей во время экскурсий, посещения театра или музея.

Родители, включаясь в жизнь класса, должны понять, что помощь ребятам состоит в том, чтобы показать и научить, как надо сделать то, чего они еще не умеют делать, разъяснить, подсказать, проконтролировать их деятельность. Учитель должен подробно рассказать родителям, что они должны делать и предостеречь их от одной очень распространенной ошибки. Нередко родители не столько помогают, сколько подменяют детей, делают работу вместо них: сами сделают стенную газету, изготовят эмблемы для класса.

Можно привлекать родителей к проведению бесед с детьми. Это прежде всего рассказы родителей о своем труде. Помогая готовиться к беседе, учитель говорит о том, какой должна быть беседа по времени (15-20 минут), вместе с выступающим определяется основное содержание беседы, отбираются яркие и доступные детскому пониманию факты. Говоря о своем труде, родители должны рассказать о том, чем они занимаются, какую продукцию выпускает их производство, подчеркнуть интересное в своей деятельности, показать, чем их профессия доставляет радость, не побояться рассказать и о том, что трудно и требует напряжения сил и ума.

Во многих школах родители организуют прогулки, которые изучают свой город или село, совершают с детьми прогулки по родному городу и его окрестностям. Такие прогулки дают возможность не только побывать на воздухе, но и получить новые впечатления, сведения. Академик В. А. Обручев советовал совершать «мудрые прогулки» по своему району, когда ты действуешь не одними ногами, а и мысль, и глаз, и память работают, подмечают, соображают, запоминают. Во время таких прогулок родители сообщают интересные и полезные сведения об истории родного села, района, города. Писатель Леонид Леонов писал, что большой патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где живешь. В каждом, даже самом маленьком городе, есть свои достопримечательности, изучение которых может стать увлекательным делом. Прогулка по городу, селу и их окрестностям приобретает определенную цель. Далеко не всегда у детей сразу просыпается интерес к изучению своего края. Этот интерес надо пробудить, и в этом отношении родители могут сделать многое. Но для этого взрослые должны подумать над тем, что они могут рассказать детям о своем городе, районе или селе. Необходимо вместе с родителем планировать на год экскурсии по своему городу и его окрестностям. Одни из них посвятить историческим событиям, которые в нем происходили: Октябрьская революция, гражданская и Отечественная войны. Другие экскурсии могут быть направлены на изучение архитектурных памятников, развития города, того, как происходит его благоустройство; третьи – посвящены ближайшим заводам или колхозам. Очень полезны экскурсии в музеи и картинные галереи. Экскурсий должно быть немного – 7–8 в году, но к ним надо тщательно готовиться, заранее продумать их содержание, отобрать объекты и материалы, посильные для изучения младшими школьниками. В результате экскурсий должны появиться творческие работы детей: их рисунки, альбомы с описанием того, что они увидели, можно делать макеты, небольшие выставки, отражающие изученные достопримечательности. Главное, чтобы все это делали сами дети, а взрослые помогали и направляли их деятельность.

Некоторые родители считают, что подобные прогулки-экскурсии возможны только в больших городах, где много исторических, архитектурных, литературных и других памятников. Это неверно. В каждом городе и селе такая прогулка-экскурсия возможна, содержание ее будет изменяться в зависимости от того, что примечательного есть в данном районе.

Привлекая родителей к воспитательной работе с детьми, учитель определяет основное содержание этой работы. Педагог помогает родителям овладеть методами и приемами работы с детьми, осуществляет контроль за ходом работы. Безусловно далеко не все родители будут принимать непосредственное участие в школьной воспитательной работе. Но в каждой школе есть родители, которые с радостью будут сотрудничать со школой. Задача учителя привлечь их к активному участию в школьной жизни.

2. Экскурсии в воспитании детей.

Знакомство учащихся начальных классов с окружающим миром надо начинать с близкого и понятного, знакомого для них: школа, пришкольный участок, улицы, прилегающие к школе, на улицах – завод, фабрика, почта, магазин, библиотека, аптека, детский сад; в селе – ферма, клуб, мастерская. Здесь трудятся российские люди, родители учащихся. Что они делают? Для чего? Как? На экскурсиях дети находят ответы на эти вопросы. Так, они знакомятся с трудом строителя, шофера, продавца, колхозника, библиотекаря.

Экскурсии по школе. В первые недели сентября учитель проводит с первоклассниками экскурсии по школе. Их целесообразно проводить не в один день, а в течение нескольких, постепенно и по необходимости расширяя круг знакомства детей со школой. 1 сентября учащиеся знакомятся со своей классной комнатой, столовой или буфетом, актовым залом, в последующие дни – со спортивным залом, кабинетом врача, учительской, кабинетом директора школы.

Во время экскурсии по школе учитель рассказывает своим воспитанникам об элементарных правилах культурного поведения: он говорит, как надо обращаться к взрослым, как здороваться при встрече с ними и прощаться. Кратко и в доступной форме необходимо рассказать о той заботе, которую проявляют все взрослые работники школы о своих воспитанниках. Вот почему в ответ дети должны стараться быть хорошими их помощниками в поддержании чистоты и порядка в классе и коридорах: не сорить, не пачкать чернилами парту, в столовой или буфете после еды не оставлять на столе грязную посуду, а сразу же относить на мойку.

Учитель рассказывает первоклассникам об обязанностях дежурных по классу и столовой.

Экскурсии на пришкольный участок. Огромно влияние оказывает природа на развитие наблюдательности воображения и чувств ребенка. Первые его восприятия природы остры, они открывают ему красоту окружающего мира.

В проведении экскурсии сообщают элементарные сведения о деревьях и кустарниках, об уходе за ними. Можно применить игровую форму знакомства детей с разными породами деревьев, которые растут на участке и около школы. Для этого, собрав листья и плоды разных деревьев и кустарников, надо разложить их в беспорядке, а затем предложить ребятам разобрать по породам и правильно назвать их. Во время прогулки первоклассники собирают листья деревьев и кустарников для гербария.

Экскурсия в библиотеку. Экскурсия обычно проводится после Праздника букваря. Дети знакомятся с библиотекарем школы, запоминают его имя и отчество. Библиотекарь рассказывает детям о тех книжках, которые он рекомендует прочитать после того, как они освоили Букварь, показывает, где хранятся книжки для первоклассников. Он знакомит с правилами пользования книгами: не перегибать книгу, не загибать углы страниц, а пользоваться закладкой, брать книгу только чистыми руками, своевременно сдавать прочитанную книгу в библиотеку, думать о содержании прочитанного и быть готовым ответить на вопросы библиотекаря. Объясняет значение слов: формуляр, стеллаж, витрина. Затем с помощью учителя библиотекарь записывает детей и выдает им первые книжки из библиотеки.

Экскурсии в биологический кабинет, краеведческий музей школы. Целесообразно провести экскурсии в школьный биологический и химический кабинеты. Они знакомятся с учителями биологии и химии, узнают их имя и отчество.

Учитель биологии показывает ребятам самые разнообразные коллекции, чучела птиц, гербарии растений. В кабинете химии детям показывают простейшие опыты. В краеведческом музее их знакомят с экспонатами, собранными учащимися школы. В конце экскурсии учитель обращает внимание ребят на то, что в успешных знаниях старших учащихся отражается большой ТРУД учителей среднего и старшего звена, их стремление передать собственные знания, увлеченность предметом своим воспитанникам.

Экскурсия «Наша улица». В начале экскурсии учитель выясняет, знают ли дети название улицы, где находится школа и знакомятся с её историей. Во время экскурсии дети выясняют, что находится на их улице (почта, аптека, магазин, сквер, детский сад, детская или спортивная площадка, предприятие и т.п.). Учитель обращает внимание на благоустройство улицы (освещение, асфальтирование, озеленение), на те изменения, которые произошли за последнее время.

Учащиеся наблюдают за движением транспорта по улице, за светофорами. Вспоминают правила дорожного движения. Учитель напоминает детям, что, проходя по улице, нужно держаться правой стороны, чтобы не мешать людям, идущим навстречу, не толкать друг друга. На остановке транспорта они наблюдают, как пассажиры входят в трамвай, автобус. Необходимо напомнить, что они обязательно должны уступать место старшим, пожилым людям и родителям.

Экскурсия на почту. Ко дню 8 Марта второклассники по совету учителя готовят «по секрету» поздравительные письма мамам. Свои поздравления они пишут на самодельных открытках, которые украшают рисунками, аппликациями, бордюром. Письма дети вкладывают в конверты и опускают в ближайший почтовый ящик.

Через несколько дней учитель спрашивает учащихся, получили ли их мамы поздравительные письма. Потом учитель предлагает ребятам выяснить, какой путь проделало письмо от почтового ящика до нужного адресата. А это можно узнать, побывав на почте. Так начинается экскурсия.

Сотрудник почтового отделения рассказывает детям, кто и когда вынимает письма из почтового ящика, куда их рассылают, как и зачем ставят на письме штемпель, кто доставляет письма по адресу. Так дети узнают, сколько заботы проявляют сотрудники отделения связи, чтобы каждое письмо было доставлено адресату своевременно.

Экскурсия в Дом (Дворец) культуры, клуб, кинотеатр. В каждом городе и селе нашей страны построены и строятся клубы, Дома и Дворцы культуры, кинотеатры и театры. Все это проявление заботы нашего государства о повышении культурного уровня рабочих и служащих, удовлетворении их духовных запросов.

Дети вместе с родителями часто бывают в этих учреждениях культуры, однако не всегда знают об объеме, характере и направлениях их работы, а также об обязанностях обслуживающего персонала.

Экскурсия в клуб или Дом культуры помогает школьникам узнать, чем занимаются здесь взрослые и дети, какие работают кружки и секции. Они осматривают выставки творческих работ – моделей, рисунков, поделок, знакомятся с руководителями кружков и секций, которые рассказывают ребятам о своей работе.

Экскурсия в аптеку. Учащихся встречает заведующий аптекой, который знакомит их с её отделами. Дети наблюдают, как по рецептам принимают заказы на изготовление лекарств или выдают их сразу, если они есть в готовом виде. В другом отделе они замечают знакомые им предметы личной гигиены: зубные щетки, мыло, губки и т. п. Затем заведующий приглашает войти во внутренние помещения аптеки, где приготавливают лекарства. Здесь чистота и порядок. Сосредоточены лица провизоров. Заведующий рассказывает детям, как делают лекарства. В работе провизоров нужны знания, большая внимательность, точность, здесь нельзя допустить ошибок. Учащиеся видят, как быстры и ловки движения рук провизоров, готовящих лекарства для людей, которые пришли в аптеку, как сосредоточены и внимательны они в работе.

Экскурсия на вокзал (автобусную станцию, в трамвайный парк, на пристань морского или речного порта). Люди любят путешествовать. Они едут на поездах, плывут на пароходах, летят на самолетах. Путешествия начинаются с железнодорожного вокзала, автобусной станции, речного вокзала или морского порта, аэропорта. Кто же обслуживает эти пункты отправления? От кого зависит прибытие поезда, парохода в точно назначенный срок? Учитель предлагает детям попытаться найти ответы на эти вопросы, побывав на железнодорожном вокзале. Он обращает внимание детей на привлекательные стороны труда работников железной дороги, показывает, как они необходимы другим людям, раскрывает радость и ценность труда. В то же время учитель говорит о том, что работать на железной дороге трудно. Машинист, проводник, стрелочник работают даже ночью, когда все спят. Машинист, стрелочник должны быть очень внимательными: если они в чем-то ошибутся, может произойти катастрофа.

Необходимо напомнить детям о том, как надо вести себя в поезде (автобусе), чтобы не нарушать установленные правила. Можно рассказать, как их, казалось бы, безобидные шалости мешают пассажирам.

Экскурсии в лес, парк. Во время экскурсий в природу используются все возможности для развития у детей наблюдательности, формирования чувства заботы о пернатых друзьях, растениях.

В лесу или парке учитель предлагает детям хорошо рассмотреть ветки и листья разных деревьев: березы, клена, липы, дуба, рябины, заметить различия в их окраске.

Можно задать вопрос: листья каких деревьев начинают желтеть раньше других? Дети вспоминают, что уже в конце лета желтеют листья березы и липы. Значит, эти деревья раньше других почувствовали приближение осени. Внимание обращается и на то, что осенью всюду около деревьев много опавших листьев. Учитель помогает ребятам найти правильный ответ на вопрос, почему деревья осенью сбрасывают листву.

Дети вспоминают, что летом они видели разных насекомых: жуков, стрекоз, кузнечиков. Где же они сейчас? Учитель показывает им, что жучки спрятались под корой деревьев, в опавших листьях. Они уснули на всю осень и зиму. А весной под теплыми солнечными лучами вновь проснется природа, деревья наденут свой зеленый наряд, оживут насекомые. Так постепенно учитель формирует у учащихся представления о взаимосвязях в природе.

Во время экскурсии можно пересказать детям один-два рассказа В. Бианки о лесных зверях, птицах («Теремок», «Лесные домишки», «Мастера без топора», «Кто чем поет», «Как лис ежа перехитрил», «Хвосты» и др.).

Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Кто глух к природе в детстве и не открыл для себя ее красоты, кого не научили заботиться о животном как о более слабом существе, у того потом трудно разбудить человеческую доброту. Ведь зерна отзывчивости, сострадания к ближнему закладываются в детстве. Жестокость детей к животным, которую можно заметить в отдельных случаях, чаще проявляется неосознанно. Так, во время экскурсии к водоёму нередко можно видеть ребят, которые, заметив лягушек, начинают бросать в них камни. Учителю нужно объяснить детям, что лягушки – полезные животные, они за лето уничтожают множество мух, которые являются переносчиками заразных болезней, а полезных животных человек всегда оберегает, заботится о них. Перед экскурсией в природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были те, которые уже хорошо знают (для своего возраста) особенности природы своего края, и другие, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе совместной работы обмениваться знаниями и первыми навыками самостоятельного познания явлений в природе. Знания, увлеченность одних не могут не сказаться, не повлиять на проявление и оживление интереса к природе у остальных.

В классе организуется выставка собранных на экскурсии образцов горных пород, коллекций, рисунков, сочинений детей о полезных делах по охране окружающей природы. Каждая группа оформляет один из разделов выставки.

Перед экскурсией напоминают ребятам о необходимости соблюдать правила охраны природы: не ломать для костра ветки деревьев, а собирать сухие ветки, не разжигать огонь близко от деревьев и кустарников, уметь хорошо затушить костер. Можно организовать спортивные соревнования между группами, эстафеты, подвижные игры. Тут и праздничный обед с «десертом» – печеной картошкой. Подводятся итоги спортивных соревнований, выступлений участников художественной самодеятельности. Победители награждаются памятными сувенирами. Для этого привлекаются родители.