Конспекты уроков русского языка в системе РО (технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: Комбинированный. Постановка учебной задачи + Урок моделирования.

Цель урока: Зона актуальных знаний учащихся: личные формы глаголов, особые значения форм лица, парадигма глагола, умение строить парадигму предикативных форм глагола. Зона ближайших знаний учащихся: умение отличать безличные глаголы от личных, употреблять их в речи, определять безличные предложения.

Основные этапы урока

I этап

Создание "ситуации успеха" + этап " интеллектуального разрыва".

1. - Вспомните, что такое парадигма слова?

- Система его словоформ.

- Что характеризует парадигму глагола?

- Гораздо большая сложность, чем у слов других частей речи, в нее входят спрягаемые формы (наклонения, времени, лица, числа, рода), склоняемые (формы причастий), неизменяемые (формы деепричастий, инфинитив).

- Сколько же всего словоформ входит в полную парадигму глагола? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя: количество грамматических форм у разных глаголов неодинаково. (Глаголы сов. в. - 2 формы времени, несов.в. - 3 формы времени, некоторые глаголы - 4 формы причастий. А некоторые - 2, у некоторых глаголов есть формы деепричастия, других - нет).

Разнообразие грамматических форм глагола позволяет передать самые тонкие оттенки мысли. Хорошее знание значений глагола и средств их выражения - одно из главных условий настоящего владения языком.

2. Наблюдения над особенностью употребления и парадигмой глаголов.

Предложения записаны на доске.

Брат болеет. Его знобит.

Составьте парадигму предикативных форм глагола в изъявительном, условном и повелительном наклонениях. (См. приложение).

В отличие от всех других глаголов глагол знобить имеет всего пять словоформ: инфинитив, формы 3-го л. ед. числа настоящего и будущего времени (знобить, будет знобить), форму среднего рода прошедшего времени (знобило), форму условного наклонения (знобило бы).Никаких других форм Л,Ч,Н этот глагол иметь не может.

II этап

Фиксация " разрыва" в графико-знаковой форме + Формулировка учебной задачи в словесной форме.

1. - Особенности значений безличных глаголов.

- (чем связано отсутствие у глагола знобить других словоформ?)

- Это связано с особенностями его значения.

- Замечательно и просто рассказывает об этом Валерий Михайлович

Бурмако в книге "Русский язык в рисунках".

Учащиеся читают диалог.

Заболела бабушка.

- Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.

- Бабушка, кто тебя знобит? - заинтересовалась внучка.

- Никто, просто знобит.

- А разве так может быть?

- В жизни не бывает, - отвечала бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем такие глаголы.

- Изображенное на рисунке действие вьюжит существует, но в предложении его никак нельзя соединить со словом в И. п., обозначающим деятеля или лицо, совершающее действие.

- Как мы будем называть такие глаголы?

- Безличными.

- Именно на эту независимость действия от лица и указывает особая система форм таких глаголов, как глагол знобить. Его формы имеют значение безличности.

Безличные глаголы обычно обозначают явления природы (светает, холодеет, вечереет, смеркается) или состояние человека (дремлется, спится).

3. 214. Расположите слова в соответствии с их значением в два столбика.

Природные явления Состояния человека, переживания
Похолодало, подмораживает, смеркается, моросит, вечереет, светает, рассвело. Лихорадило, живется, не работается, не хочется, кажется, взгрустнулось.

Особенности значений безличных глаголов находят объяснения в глубокой древности. Люди верили в существование сверхъестественных сил. И когда они говорили: лихорадит, знобит, светает, моросит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди боялись и называть. Поэтому при подобных глаголах подлежащее не употреблялось. Этим можно объяснить и отсутствие у безличных глаголов формы, совпадающей с формой повелительного наклонения, поскольку человек, как считали древние люди, не в силах побуждать к действию сверхъестественное существо.

Все это помогает узнать замечательная книга В. Иванова и З. Потихи "Исторический комментарий к занятиям по русскому языку".

Работа в группах (составление модели безличного глагола)

- Почему безличные глаголы в изъявительном наклонении имеют только форму 3 л. ед. ч. (настоящего или будущего времени) и форму ср. р. ед.ч. прошедшего времени и усл. наклонения?

- Форма 3 л. ед. ч. не является специфически личной, средний род не соотносится ни с мужским, ни с женским полом.

- Таким образом, и по своему значению, и по системе форм безличные глаголы противопоставлены всем основным глаголам, которые называются личными.

Безличными глаголами называются глаголы, указывающие, что действие осуществляется само собой, независимо от лица или предмета. Безличные глаголы употребляются только в формах 3 л. ед. ч. и ср. р.

2. Личные глаголы в безличном значении.

- В указанных выше формах (3 л. ед. ч. или ср. р.) безличное значение могут приобретать и некоторые личные глаголы.

3. 218. Определите, в каких предложениях имеются безличные глаголы, а в каких личные.

1) Веет с поля ночная прохлада. - Веет с поля ночным ветерком.

2) Что там темнеет? - Как быстро темнеет.

3) Эта работа мне надоела. - Надоело мне делать одно и то же.

4) Ну и оттянул мне плечи рюкзачище! - Ну и оттянуло мне плечи в походе.

- Чтобы выполнить это задание, необходимо составить алгоритм нахождения безличного глагола.

Алгоритм нахождения безличного глагола (составляется вместе с детьми).

1. Какое это предложение по количеству главных членов предложения?

Порядок действий.

  1. Нахожу грамматическую основу.
  2. Если в предложении нет подлежащего, определяю значение глагола-сказуемого.
  3. Определяю форму глагола-сказуемого. если форма 3 л. ед. ч. наст., буд. вр. или ср. р. ед. ч. прош. вр. изъявит. накл., ср. р. ед. ч. услов. накл., то это безличный глагол.

- Что можно выделить, как самое главное, при определении безличного глагола или личного в безличном значении?

- Во всех предложениях нет и не может быть подлежащего. Действие, обозначаемое этими глаголами, мыслится как происходящее само собой, независимо от какого-либо лица или предмета. Предложения, в которых они употребляются, называются безличными.

- Некоторые действия могут быть обозначены как личными, так и безличными глаголами. Сравните предложения, приведенные в 3. 221.

  1. Я хочу лечь спать. - Мне хочется лечь спать.
  2. Он плохо живет. - Ему плохо живется.

Какое из предложений второй пары можно употребить, и осуждая человека, и сочувствуя ему, а какое - только сочувствуя ему? Почему? Придумайте небольшой контекст, который подтверждал бы ваш ответ.

- Сравните безличные глаголы с формой 3-его лица с неопределенно-личным значением. В чем разница между ними?

- Форма 3-его лица мн. ч. обозначает действие лиц, которые точно не определяются (потому что говорящий их не знает или не хочет называть).

Пример: За вами следят.

Выводы:

  1. Безличные глаголы выделяются на основе и семантических, и формальных особенностей.
  2. Личные глаголы в безличном значении употребляются только в безличных предложениях, в которых нет и не может быть подлежащего.

Рефлексия: Чтобы определить безличное значение глагола, необходимо использовать алгоритм.

  • Какой шаг алгоритма вам кажется сложным?
  • Какой наиболее простым? Почему?

Д.з. 3. 224. Придумайте и запишите пары предложений, в которых глаголы подходить, нести, загрохотать употреблялись бы в личном и безличном значениях.

6 класс Тема урока: Словообразовательная цепочка.

Тип урока: Урок конкретизации "открытого" способа (понятия). Решение частных задач открытым ранее способом.

Цель урока:

  • В процессе решения УЗ сформировать у учащихся представление о словообразовательной цепочке.
  • Научить пользоваться словообразовательной цепочкой для нахождения исходного непроизводного слова.
  • Включить каждого участника учебного процесса в совместную деятельность.
  • Развивать устную связную речь. Отрабатывать навык правильного орфографического письма.

I. Беседа с учащимися.

- Основной единицей словообразования является производное слово, ибо оно представляет собой тот конечный результат, ради которого происходит процесс словообразования. В какие более сложные единицы входит производное слово, занимающее центральное место в системе словообразования? Приведите примеры.

- Словообразовательная пара. Примеры:

дом -> домик, сахар -> сахарница, писать -> переписать

- Словообразовательный тип. Примеры:

III. Определяя, в какой словообразовательный тип входят слова впадина и пробоина, мы обращались еще к одной словообразовательной единице. Как она называется? Дайте ее определение.

- Словообразовательная цепочка.

Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношении производности.

В учебнике "Современный русский язык" для студентов филологических специальностей под редакцией Веры Арсеньевны Белошапковой и Михаила Викторовича Панова дается такое определение словообразовательной цепочки: совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица языка является непосредственно производящей для последующей.

IV. Работа с моделью словообразовательной цепочки (созданной в результате обсуждения в группах на предыдущем уроке). Решение частных задач.

img5.gif (591 bytes)

Допустим, что мы правильно сумели установить словообразовательные отношения между словами, нашли производящее для нашего производного слова, а для этого производного - свое производящее и таким образом, дошли шаг за шагом до непроизводной основы исходного слова. Следуя при этом той же логике, по которой в сказке надо было найти Кощееву смерть, заключенную на конце иглы, которая в том яйце, которое в той утке и т.д. Но если понятно, зачем следовало непременно отыскать Кощееву смерть, то не очень понятно, зачем необходимо уметь вести словообразовательный анализ, строить словообразовательные цепочки. А как думаете вы?

Возможные варианты детей:

- Это помогает установить морфемный состав слова.

- Словообразовательный анализ помогает правильно применить правила орфографии.

1. Объясните написание слова, построив словообразовательную цепочку. Чтобы объяснить слово ученику недостаточно дать ближайшее исходное слово, ему необходимо добраться до исходного непроизводного слова.

Яркое солнце осл..пительно било в глаза.

ослепительно <- ослепительный <- ослепить <- слепить <- слеп(ой) (5 слов)

произв. исх./произв. исх./произв. исх./произв. исх./непроизв.

img6.gif (1282 bytes)

2. Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующими словами:

I в. выигрышно

играть -> выиграть -> выигрыш -> выигрышный -> выигрышно

II в. облицовщик

лицо -> облицевать -> облицовывать -> облицовщик

III в. несмысленыш

мысль -> мыслить -> смыслить -> смышленый -> несмышленый -> несмысленыш

Работа над значением слов с использованием словарных статей "Словаря русского языка" С. И. Ожегова.

3. С помощью словообразовательной цепочки объясните разницу в строении слов:

I в. законность <- законный <- закон

готовность <- готовый

II в. центральный <- центр

вязальный <- вязать

III в. столярничать <- столяр

сотрудничать <- сотрудник <- труд (ч//к)

4. Работа с текстом.

Прочитайте текст, выпишите все слова с корнем -тем-, соедините их в пары и цепочки, где необходимо, дополните словами, отсутствующими в тексте.

Тут было темно и тихо. Темнота птиц не пугала. Лишь изредка напряженный слух птиц улавливал мягкий шорох где-то в глубине темной чащи. Быстро потемнело. (В. Бианки)

темно, темнота, темной, потемнело

темь (тьма) -> темной -> темно

темь -> темной -> темнота

темь -> темной -> темнеть -> потемнеть -> потемнело

Выводы.

Таким образом, между однокоренными словами существуют не только отношения последовательной производности, но и отношения совместной производности. Иными словами, такие отношения можно назвать радиальными - от одного производящего образуются пучки производных. Таким образом, словообразовательные цепочки являются составными частями наиболее сложной и многочисленной единицы словообразования. Как она называется, что ее отличает, мы узнаем на следующем уроке.

- Что было самым главным на уроке?

- А что показалось самым интересным?

Приложение 1.

Домашнее задание.

  1. Упражнение 83. заполните все пустые места в цепочках.
  2. Придумайте задание для одноклассников.