Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным традициям русского народа

Разделы: Работа с дошкольниками


Эта тема стала приоритетным направлением всей деятельности нашего дошкольного учреждения. Работа, проводимая педагогическим коллективом, по разработке и внедрению методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников с обращением к основам народной жизни, к традиционной нравственности, чувству патриотизма, ярким страницам истории своей Родины стала чрезвычайно актуальной на данном историческом этапе. Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-патриотического воспитания, уже обернулся большими проблемами для государства в целом и для каждого из нас в отдельности. Символом своей работы мы выбрали слова В.О.Ключевского "Изучая дедов, мы изучаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя", что можно заключить в одно емкое слово "наследие".

Главная цель нашей работы:

Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе знакомства с русской культурой во всем ее многообразии и с элементами истории своей страны, т.е. обращение к истокам русской нации, ее стержню, традиционной культуре.

Эта цель достигается путем решения конкретных задач:

  • Знакомство на занятиях с наиболее яркими и значительными эпизодами русской истории с целью воспитания чувства сопричастности к многовековому трудовому и морально-нравственному подвигу русского народа, воспитания чувства гордости и уважения к своим корням, своим предкам.
  • Знакомство детей с "малой Родиной" - т.е. историей своей семьи, города, края.
  • Приобщить детей ко всем видам искусства: музыка, театр, живопись, скульптура и т.д.
  • Регулярно проводить традиционные русские праздники, приобщая детей к родным обычаям, традициям, фольклору, русской этике.
  • Вести систематическую работу по воспитанию бережного, традиционного на Руси, отношения к природе.
  • Формировать у детей убеждение, что никакая культура не может развиваться в изоляции от других культур, что ценность культуры любого народа принадлежит всем людям, всему человечеству.

Все вышеупомянутые задачи решаются в совокупности путем согласованных действий всего педагогического коллектива.

Работа ведется по пяти направлениям, куда в обязательном порядке включено знакомство с историей Алтайского края и города Барнаула.

История Руси. Происходит знакомство детей с яркими историческими событиями. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы - А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Библия. На занятиях по духовной культуре дети знакомятся с высоким гуманистическим потенциалом Библии, заложенными в ней высокими понятиями, приобщаются к христианской морали, веками хранимой русским православием, и к народной этике, сохраняющей свою жизненность до настоящего времени

Родное слово: фольклор, русская классическая литература, современная русская литература. Для приобщения детей к богатству русской литературы, как сокровищнице вековой мудрости, копилке нравственных и этических категорий. Задача воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме.

Художественная культура: изо, архитектура, зодчество. Ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения, с шедеврами русских художников, скульпторов и архитекторов.

Этика и экологическая культура, игра. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям также лучше, ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Нам не пришлось вводить в образовательный процесс дополнительные дисциплины, так как весь материал мы сосредоточили в занятиях познавательного цикла, музыкальных, физкультурных и в игровой деятельности.

Комплексные занятия по духовной культуре и физическому воспитанию

№ п/п срок тема Цель по духовной культуре Цель по физ.воспитанию
1

 

2

3

4

5

 

6

7

сентябрь

 

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

февраль - март

май - июнь

Всемирный потоп

 

Вавилонская башня

Моисей. Исход

Самсон

Рождество

 

Масленица

Троица

Трудность неизвестности, ухода за животными на корабле.

Ради гордости терпели трудности, лишения.

Преодоление трудностей в стремлении к свободе.

Стать сильным, чтобы быть полезным Родине.

Традиции России в праздновании.

Праздничные Российские традиции

Традиции России в праздновании

Физические игры и упражнения в ограниченном пространстве.

Умение помогать друг, другу: лазание, метание.

Преодоление препятствий, ходьба по узкой доске.

Силовые упражнения, игры с завязанными глазами.

Русские народные игры на воздухе.

Русские народные подвижные игры

Русские народные подвижные игры

Комплексные занятия по духовной культуре и изобразительной деятельности.

№ п\п срок тема цель
1.

 

2.

 

 

3

 

 

 

 

4

 

5

 

6

7

 

 

8

9

10

сентябрь

 

сентябрь

 

 

октябрь

 

 

 

 

ноябрь

 

ноябрь

 

декабрь

январь

 

 

март

апрель

май

"Как прекрасен это мир"

(создание мира)

"Что спасет мир"

(Всемирный потоп)

 

Вавилонская башня

 

 

 

 

Любимый город (Содом и Гоморра)

Заповеди

 

Псалмы

Рождество

 

 

"Как победить зло?"

Пасхальный подарок

"Здесь русский дух:"

(Троица)

Уметь видеть красоту окружающего мира.

 

Подвести к пониманию того, что только доброта и любовь к людям, животным, природе спасут мир от экологической беды

Для старшей группы - дать понятие, что трудиться надо для блага других людей, животных, природы, а не для того, чтобы похвалили.

Для подготовительной группы - учить тому, как важно понимать друг друга.

Для подготовительной группы - какой уголок родного города сохранишь в душе навсегда.

Помочь осознать, что соблюдая заповеди, люди делают мир добрее, светлее, красивее.

Учить видеть прекрасное в обыденном.

Средствами изобразительного искусства выразить радость надежды на встречу с миром, лишенным зла, открытым добру, любви.

Дать детям понятие, что только любовь и доброта могут победить зло.

Познакомить детей с легендой о раскрашивании яиц.

Учить видеть красоту природы, беречь ее, заботиться о ней.

Комплексные занятия по духовной культуре и музыкальному воспитанию

№ п./п. срок Библейская тема Музыкальная тема
1 сентябрь Творение мира "Как прекрасен этот мир"
2 октябрь Всемирный потоп Рассвет
3 октябрь Любимый город (Содом и Гоморра) Песни о любимом городе и крае
4 ноябрь- декабрь Псалмы Давида Поэзия и музыка-вечные истинные ценности человеческой жизни
5 январь Рождество Рождественские праздники
6 февраль Дороги его Родины Еврейские мелодии. "Музыка его Родины"
7 апрель Гора Голгофа Реквием Моцарта
8 апрель Воскресение или Вознесение Духовная музыка. Колокольные звоны.
9 май Троица или Духов день Обрядовые игры, песни

 

месяц Библия и история Руси Музыка Программные задачи
сентябрь

 

 

 

октябрь

 

 

ноябрь

 

 

декабрь

 

 

январь

 

 

февраль

 

 

март

 

 

апрель

 

май

Создание мира

 

 

 

Крещение Руси

 

 

Быт и нравы

 

 

Александр Невский

 

 

Рождество

 

 

Масленица

 

 

Заселение Алтая

 

Вербное воскресение

 

Пасха

"Создание мира"- тематичес- кое занятие (слушание музыкальных композиций)

 

 

"Церковная музыка" и "Детский альбом П.И.Чайковский

 

 

"Сядем рядком, поговорим ладком" (вечер народных песен, хороводов, попевок).

 

Героический жанр в музыке на примере одноименного произведения С.Прокофьева (берется инструментальный отрывок)

Праздник "Рождество"

 

 

 

 

Развлечение "Масленица"

 

Родная сторонка" (музыкально-литературный вечер)

Викторина "Знатоки природы"

 

Колокольный перезвон.

Расширять и углублять знания детей об окружающем мире, об истории его создания посредством музыки. Учить выделять характерные особенности и признаки музыкальных звуков и цветовых пятен. Дать детям ощутить живое рождение эмоций, понять тайну проявления звукового "кружева".

Учить воспринимать музыку, как эмоциональную духовную информацию о мире. Способствовать развитию чувственного аппарата, чтобы впоследствии ребенок воспринимал окружающий мир во всем богатстве его проявлений.

Воспитывать у детей интерес к народным мелодиям, развивать умение различать их, передавать в движениях контрастный характер, использовать знакомые танцевальные элементы. Закрепить уже имеющиеся знания о народных обычаях.

Учить детей искусству слушать. Добиваться, чтобы ребенок сам определял музыкальный образ, настроение в музыке. Обогащать словарный запас музыкальными терминами. Развивать фантазию детей.

Расширять представления детей об этом празднике. Воспитывать устойчивый интерес к песенному творчеству- фольклору. Поощрять стремление детей подбирать и воспроизводить знакомые попевки, заклички.

Привлекать детей к активному участию в развлечении, расширять музыкальные впечатления, совершенствовать импровизационные способности.

Воспитывать у детей любовь к малой Родине, бережное отношение к природе. Учить использовать все средства для отображения своего отношения к природе.

Приобщать детей к миру прекрасного, развивать у них умение, видеть своеобразие родной природы. Формировать заботливое бережное отношение к миру природы.

Воспитывать уважительное отношение к русским народным праздникам и традициям. Учить эмоционально реагировать на выступления взрослых.

В результате создается единая, цельная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей, родителей. Мы хотим, чтобы из нашего детского сада дети выходили умеющими образно излагать свои мысли, выражать свои чувства, были научены этикету общения между собой, с взрослыми, быть приобщены к различного рода видам искусств, в т.ч. и к народному, иметь художественные личные привязанности. Мы учим детей, говоря словами философа Мишеля Монтеня, знать все, но любить только хорошее.

Для того чтобы добиться этих результатов стало необходимо подготовить педагогов и родителей к этой работе, заинтересовать их, чтобы они поняли ее нужность и важность. Как методист выделила приоритеты своей деятельности по данному направлению:

Повышение уровня грамотности педагогов и родителей в данном вопросе.

Создание образовательного пространства, которое объединит усилия педагогов и родителей по решению выдвигаемых задач.

Были выбраны активные формы работы, как с педагогами, так и с родителями. Основной формой сотрудничества стал клуб для педагогов "Гармония " и для родителей "Зеркало". Деятельность клубов осуществляется с 2008 года.

Клуб для педагогов "Гармония"

Цель: Познакомить педагогов с Библией, как литературным памятником, объяснить ее структуру, с историей православия, его идеями, с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи. Помочь обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Понять необходимость нравственно-патриотического воспитания детей и способствовать ее развитию.

  1. Темы:
  2. "Христианство - совесть мира"
  3. Литература: "Библия", "Евангелие" в пер. Лутковского
  4. "Духовной жаждою томим:"
  5. Литература: А Мень "Духовная жажда в современном мире",
  6. Карл Адам "Иисус Христос", Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Альберт Камю.
  7. "Многообразие представлений о боге"
  8. Литература: Л. Толстой дневники, статьи; А.Мень "Духовная жажда в современном мире"", Клайв Льюис "Просто Христианство", Коран,
  9. Е.Блаватская "Тайная доктрина"
  10. "Русская православная церковь".
  11. Литература: "История Христианства на Руси", Нестор "Повесть временных лет", "Жития святых" 8-томник, "Лик православия".
  12. "Добро и зло, как ключ к смыслу вселенной".

Литература:

  1. Сократ, Ив Монтень, В.В.Розанов "Уединенное", Н.Бердяев, Вл. Соловьев.
  2. "Святые Руси, храмы, знаменитые иконы России".
  3. Литература: альбом "Храмы России", "Сергей Радонежский", "Серафим Соровский", "Александр Невский", работы Игнатия Брянганинова, Иоанна Кронштадского, Павла Флоренского, Н.Ф.Федорова, Чаадаев "О России".

Клуб для родителей "ЗЕРКАЛО"

Цель: Принять действенное участие в совместной работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Помочь осознать, что взрослый - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений.

1. "Тревожная экология"- звуковой журнал.

1-я страница. "Экология души"

- Что такое внутренняя и внешняя культура человека.

- Что значит мера в поведении, в чем это выражается?

- Что вы понимаете под выражением "Экология души"? Как вы решаете эту проблему? (обмен мнениями).

2-я страница. Дискуссия на тему "Необходимость знакомства детей с историей Руси и Христианства.

3-я страница. Составление родителями "тезисов нравственности", которыми, по их мнению, должен обладать русский человек.

4-я страница. Роль слова в развитии личности ребенка.

Викторина: "И дым Отечества нам сладок и приятен" (знаем ли мы крылатые выражения русских поэтов, писателей, фольклор).

2. "Учитесь властвовать собой".

- Пресс-конференция с узкими специалистами ДОУ.

- Встреча с феей Этикой и принцем Этикетом.

- "Спектакль играет жизнь" (предлагаются т/о "Творчество" сюжеты, которые доигрывают присутствующие дети и родители).

- Деловая игра "Билетик на счастье".

- "Мы говорим вам "до свиданья", но расставанье не для нас:" - музыкальный финал.

"Вместе весело шагать:"

- "Один на один" - игра

- Спектакль-игра, где фея Этика, принц Этикет и Василиса Премудрая знакомятся со знанием правил поведения, с историей происхождения этих правил.

- "Рыцарский турнир" - педагог дополнительного образования по физической культуре.

"Прописано сердце по адресу Русь".

- беседа "В старину бывало деды:"

- моя родословная.

- конкурс-игра "Мамина сказка".

- подари нам свою колыбельную.

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей, создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма, воспитание гражданина правового, демократического, социального государства, уважающего права и свободы личности и обладающего высокой нравственностью.