Нашим детям предстоит жить в 21 веке и строить свою жизнь интересно, разумно, созидательно, что потребует от них умения ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно и творчески действовать. Ориентиром в жизни детей выступают взрослые. Влияние взрослого на ребенка огромно и многофункционально. Он является организатором жизни, объектом познания, носителем средств и способов внешних и внутренних действий. Особенно важно, что взрослый - образец модель в приобретении ребенком собственного опыта.
Приобщение ребенка к миру взрослых одна из сложных и значимых проблем современной жизни. Существуют разные подходы к решению проблемы приобщения детей к этому миру: через ознакомление с трудом взрослых (В.И.Глотова, С.М.Котлярова, Г.П. Лескова, Э.М.Разбаева и др.); через овладение детьми трудовыми навыками и операциями (В.И.Логинова, М.В. Крулехт, Н.М.Крылова, Л.А. Мишарина и др.); через интерес к личности взрослого человека и отношение к нему (С.А.Козлова, С,Г.Журат, О.В.Дыбина, А.,.Ш.Шахматова др.).
В силу возрастных психологических особенностей (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности и тд.) ребенок проникает в мир взрослых дел, узнает секреты трудовых процессов и удивляется получаемым результатам.
По экспериментальным исследованиям по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенных в 70-80-е годы под руководством профессора В.И.Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только обрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Формирование системных знаний о труде взрослых предлагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной. Системообразующей связи понятия - это связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. Приложение № 1 "Модель структуры трудового процесса".
Одним из разделов программы "Радуга" является раздел "Ребенок познает мир", где детям даются системные знания по ознакомлению с трудом взрослых, и ставятся определенные задачи:
Дать детям конкретные представления о труде взрослых, об общественной значимости их труда.
Закреплять имеющиеся представления о труде, трудовых действиях совершаемых взрослыми, о результате и качестве труда, о названии оборудования, техники, инструментов, материалов необходимых для конкретных профессий.
Воспитывать уважение к труду взрослых, к результатам их труда.
Поддерживать в детях интерес и желание подражать взрослым, их умение проявлять активность в процессе трудовой деятельности.
Воспитывать в детях на примерах труда взрослых дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства, уважение друг к другу, к результатам труда.
Такие знания о труде обеспечивают возникновение устойчивого интереса детей к труду взрослых, стремление научиться трудиться, как они, стать такими же умелыми. Детьми начинают осознаваться личностные качества, необходимые умелому деловому человеку.
Кроме центральной связи в содержании системных знаний о труде включена связь функционирования, предполагающая показ значимости каждого компонента труда (цель, предмет, орудия труда, трудовые действия и их промежуточные результаты) в достижении итогового результата, последовательность их включения в трудовой процесс.
Под руководством педагогов д/с дети наблюдают труд взрослых не только в групповых, но и за их пределами: на улице, в прачечной, на кухне д/с. Наблюдения проводятся на занятиях, во время прогулок, путем конструирования образовательных ситуаций в повседневной жизни, используются экскурсии.
Интересно проходят наблюдения за трудом повара. Дети имеют возможность понаблюдать за приготовлением фарша с помощью электрической мясорубки, лепкой котлет, пирожков, нарезкой овощей с помощью овощерезки, приготовлением какого-либо блюда - плова, тефтелей. Послушать рассказ повара о своей работе. Также в д/с стало традицией проводить интегрированные кулинарные занятия под руководством технолога по питанию, с привлечением поваров, где дети учатся простейшим процессам приготовления пищи: винегреты, блины, бутерброды, фруктовые и овощные салаты, эстетической сервировке стола. Приложение №2 Перспективное планирование по взаимодействию с технологом.
Чтобы знания детей о приготовлении пищи стали достаточно отчетливыми, чтобы они осознали, что для приготовления разных блюд повар использует разные продукты и инструменты, готовит их по разному, осуществляя разнообразные трудовые действия (нарезать овощи, перемешать, посолить, сделать фарш, нагреть сковороду, пожарить и т.п.), необходимо познакомить их с приготовлением трех-четырех блюд.
Закрепить знания о трудовых процессах по приготовлению пищи позволяют дидактические игры. Приложение №3 "Цикл дидактических игр направленных на ознакомление детей с трудом взрослых". Они проводятся с набором картинок или предметов (игрушечной посуды), хорошо использовать фотографии с изображением трудовых действий повара. Воспитатель может сам сделать необходимые для игры атрибуты. Игра предполагает создание игровой ситуации, где игровой персонаж (как правило неумелый , смешной, постоянно попадающий впросак Почемучка) просит детей рассказать, как готовят то или иное блюдо. Дети с помощью игрушек или картинок показывают и объясняют игровому персонажу, какие нужны продукты, инструменты, как варить или печь. Дидактическая игра представляет собой веселый рассказ с элементами игры и игровыми действиями.
Процесс вхождения малыша в реальные трудовые действия интересно и увлекательно проходит благодаря включению педагогами в свободную самостоятельную деятельность работы с тестом. С методикой изготовления соленого теста можно ознакомиться в приложении № 4"Методика обучения приемам тестопластики".
Тестопластика - лепка декоративных изделий из соленого теста, состоящего из натуральных компонентов. Ее история уходит в глубь веков.
Когда то давным давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях.
Теперь с этой древней традицией мы знакомим детей в своем дошкольном учреждении. Учим замешивать специальное тесто, лепим из него фигурки, высушиваем (выпекаем) изделия, раскрашиваем их. Дети с увлечением изготавливают мелкие предметы - медальоны, колечки, бусины, лепят фигурки животных. Создают коллективные композиции. Поделки из соленого теста они охотно используют в своих играх, а также дарят родителям и друзьям.
Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам, формирует способность использовать полученные знания и умения в различных видах работ, передает традиции русского гостеприимства.
Такие веселые игрушки из теста избавляют от недугов, приносят в дом здоровье и достаток.
Возможно вы уже слышали такие названия, как "мукосол", "хлебосол" или "архангельская биокерамика". Это старинный народный промысел из Архангельской области. Основное его достоинство в том, что любую игрушку или картинку можно сделать в домашних условиях из материалов, которые всегда есть под рукой. И главное, сделать это может даже маленький ребенок! В старину эти игрушки дарили друг другу в праздники и приговаривали: "Дарю Вам мукосол, чтобы был хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие!" Северные народы верили в добрую силу природы и поклонялись многим животным, чьи изображения делали из мукосола, например, медведь был символом могущества, козел - урожая и доброй силы, баран и корова - плодородия, а северный олень - удачногобрака и изобилия.
Поддерживая у детей интерес к этому виду деятельности педагоги нашего д/с:
- Вызывают интерес к лепке из соленого теста;
- Знакомят со свойствами материала;
- Обучают приемам лепки: от одного куска теста отрывать небольшие куски, раскатывать круговыми движениями ладоней; защипывать и оттягивать края;
- Учат соединять детали с помощью воды;
- Развивают навыки лепки простых (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.);и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты, животных, людей, самолеты, автомобили и т.д.);
- Учат использовать для нанесения узора стеки, трубочки, печатки, гвозди и т.д.);
- Упражняют в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликации, рисования, конструирования;
- Знакомят с различными основами для размещения поделок (пластины, тарелочки и т.д.);
- Развивают любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточняют представления о форме предметов, их различии и сходстве, о характерных особенностях расположения предметов в пространстве;
- Развивают фантазию дошкольников, уделяя особое внимание сюжетной лепке;
- В ходе выполнения коллективных работ учат договариваться, слушать и слышать товарищей;
- В 4-5 лет учат детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей, используя приемы оттягивания, вдавливания , прижимания и примазывания;
- В 6-летнем возрасте учат лепить небольшие скульптурные группы из двух-трех фигур, передавая их пропорции, динамику. Выполнять лепку на пластинах разными способами (налепом, рельефом). Расписывать поделку гуашью.
Таким образом решение этих задач оказывает большую помощь в формировании личности ребенка, дает массу эстетических переживаний, побуждает к творчеству, позволяет детям доставить радость другим.
Труд взрослых выступает для ребенка эталоном деятельности, которую он может освоить по мере взросления, приобщения к миру взрослых. Поэтому знакомство детей с трудом взрослых в программе "Радуга" теснейшим образом связано с детской трудовой деятельностью. Приложение №5 "Модель по ознакомлению с трудом взрослых".