Цели. Оказать методическую помощь начинающим классным руководителям в нравственном воспитании учащихся, как с помощью определённого выбора текстов художественной литературы заинтересовать учащихся чтением, желанием обсуждать вопросы, предложенные учителем по произведениям русских и татарских писателей, обогатить духовно своих воспитанников.
Работа классного руководителя многогранна, приходится решать множество вопросов и проблем, связанных с воспитанием детей. Перед тобой 27 пытливых деточек со своим сложным и внутренним миром, своим "Я". Каждого нужно познать.
"Чтобы познать человека, нужно его полюбить". (Л.Фейербах)
Работу с новым классом начинаю со знакомства с семьёй ученика. Посещение на дому -знакомство с семейным укладом, бытом, взаимоотношениями. Такое знакомство помогает классному руководителю выработать правильную тактику в воспитательном процессе. Не все дети воспитываются в благополучных семьях, отсюда и трудные дети, с которыми и ведётся индивидуальная работа.
Ребёнок - это цветок, и взрасти он должен на удобренной почве: окружён любовью и вниманием; чувствовать себя комфортно. Атмосфера в классе - взаимопонимающая.
Ученик имеет свой равный голос, может высказать свои мысли, а контроль за этим осуществляет совет справедливых судей (ССС). В его задачу совместно с классным руководителем входит решение конфликтных ситуаций, оценка поступков, как положительных, так и негативных.
Развитию доброго отношения друг к другу помогают коллективные дела, "общение с природой", совместное приготовление еды у костра, классные часы на нравственные темы.
Всё это возможно, если ученик всецело доверяет учителю, идёт за ним. В свою очередь он должен быть очень требовательным к себе и придерживаться 10 заповедей учителя.
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ. | ВХОДЯ В КЛАСС, ПОМНИ, ЧТО ВСЕ СИДЯЩИЕ ТАМ - ТВОИ ДЕТИ. |
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ. | ВОЗЛЮБИ ДЕТЕЙ СВОИХ, КАК САМОГО СЕБЯ. |
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ | УЧИ ИХ, ПОМНЯ, ЧТО ИХ ПОБЕДЫ - ЭТО ТВОЯ РАДОСТЬ, ИХ ПОРАЖЕНИЕ - ТВОЁ ГОРЕ, ВСЕ ОШИБКИ, СОВЕРШЁННЫЕ ИМИ,- ТВОЯ БЕДА. |
ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЁРТАЯ. | НЕ ПРИНИМАЙ ПОСПЕШНЫХ РЕШЕНИЙ |
ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ | ПОМНИ, ЧТО ВСЕ ПРИХОДЯТ В ЭТОТ МИР, ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ. |
ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ. | ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ, И ДОЛГ ПЕДАГОГА РАСКРЫТЬ ЭТОТ ТАЛАНТ. |
ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ. | ЖИВИ РАДИ ДЕТЕЙ, И ПУСТЬ БУДЕТ ТЕБЕ НАГРАДОЙ ИХ УВАЖЕНИЕ. |
ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ. | ПЕРЕДАТЬ ЗНАНИЯ - ЗНАЧИТ РАЗ БУДИТЬ В ЛЮДЯХ СПЯЩИЙ УМ, ВОСПИТАТЬ В ДЕТЯХ СПОСОБ НОСТЬ ЛЮБИТЬ, ЗНАЧИТ ВЫРАСТИТЬ НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ. |
ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ. | УВАЖАЙ УЧЕНИКА И УЧИСЬ У НЕГО. |
ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ. | ПУСТЬ СОПУТСВУЕТ ТЕБЕ УДАЧА НА ТВОЁМ ТЕРНИСТОМ ПУТИ. |
Классные часы, посвящённые воспитанию нравственности с использованием художественной литературы.
"КНИГА - ЭТО ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ОДНОГО
ПОКОЛЕНИЯ ДРУГОМУ, СОВЕТ УМИРАЮЩЕГО СТАРЦА
ЮНОШЕ, НАЧИНАЮЩЕМУ ЖИТЬ, ПРИКАЗ,ПЕРЕДАВАЕМЫЙ
ЧАСОВЫМ,ОТПРАВЛЯЮЩИМСЯ НА ОТДЫХ
ЧАСОВОМУ,ЗАСТУПАЮЩЕМУ НА ЕГО МЕСТО. ВСЯ ЖИЗНЬ
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОСЕДАЛА В КНИГЕ:
ПЛЕМЕНА, ЛЮДИ, ГОСУДАРСТВА ИСЧЕЗАЛИ, А КНИГА
ОСТАВАЛАСЬ.
А. ГЕРЦЕН.
5 КЛАСС.
"В ЖИЗНИ ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ" (ПО РАССКАЗУ Ю.ЯКОВЛЕВА "РЫЦАРЬ ВАСЯ").
1. Какой подвиг совершил Вася?
2. Как бы вы поступили, оказавшись в ситуации героев рассказа Ю.Яковлева "Рыцарь Вася"?
"БУДЬ ТВЁРДЫМ, ДОБИВАЙСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ" (ПО РАССКАЗУ Ю.ЯКОВЛЕВА "ВОРОБЬЁВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ").
1. За что боролся герой рассказа Семён, повторяя фразу "Воробьёв стекло не выбивал"?
2. Так ли вы последовательны в своих действиях, когда речь идёт о справедливости?
Рассказ Фаниса Яруллина "Пятнышко на солнце"(5кл.), тема: "Будь честен перед самим собой".
Автор в сказочной форме уличает героя рассказа во лжи. Пятнышко - это устрашающий момент, для тех, кто совершил недоброе дело.
1. Какой чертой характера обладал герой до затмения солнца?
2. Что заставило его признаться во лжи?
3. Как вы думаете, захочет ли герой рассказа прибегнуть ко лжи в следующий раз?
4. Происходило ли подобное с вами?
6 КЛАСС
"ВОРОВСТВО ЛИ ЭТО?"
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО РАССКАЗА ПИСАТЕЛЬНИЦЫ ЕЛЕНЫ МАТВЕЕВОЙ "ПУГОВИЦЫ".
ЕЛЕНА МАТВЕЕВА ПОВЕЛА РАССКАЗ О ТИХОЙ, НЕЗАМЕТНОЙ, НО ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВОЙ ЮНОЙ ХУДОЖНИЦЕ ТАНЕ ОСИПОВОЙ. НА ВЫСТАВКЕ ИЗГОТОВЛЕННЫЙ ЕЮ МАКЕТ "СЕВЕРНАЯ ДЕРЕВНЯ" БЫЛ САМЫМ ВЕЛИКОЛЕПНЫМ. УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ ВОСХИЩАЛИСЬ РАБОТОЙ ТАНИ. ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЛЕДУЮЩЕЙ КОМПОЗИЦИИ "ДРЕМУЧИЙ ЕЛОВЫЙ ЛЕС" ОНА СРЕЗАЛА ПУГОВИЦЫ С ПАЛЬТО ДЕВОЧКИ. ПУГОВИЦЫ БЫЛИ В ВИДЕ ШЛЯПОК МУХОМОРА.
1. ВОРОВСТВО ЛИ ЭТО? (СЕМЬЯ ТАНИ ОСИПОВОЙ ЖИЛА БЕДНО:)
2. КТО ЗАВИДОВАЛ ТАНЕ? ПОЧЕМУ ОНА НЕ СМОГЛА ПРОСТИТЬ ТАНЮ?
3. КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ, БУДУЧИ В РОЛИ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ?
4. УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОЩАТЬ ОШИБКИ, ОПЛОШНОСТИ СВОИХ ДРУЗЕЙ?
"БОЙ РАВНОДУШИЮ". ОБСУЖДЕНИЕ ПОВЕСТИ Л.БАСОВОЙ "ЗОЙКА И ПАКЕТИК"
"БОЙСЯ РАВНОДУШНЫХ - ОНИ НЕ УБИВАЮТ И НЕ ПРЕДАЮТ, НО ТОЛЬКО С ИХ МОЛЧАЛИВОГО СОГЛАСИЯ СУЩЕСТВУЕТ НА ЗЕМЛЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО И УБИЙСТВО". А. ДЕМЕНТЬЕВ.
ЛЮДМИЛА БАСОВА ПИШЕТ О ЯВЛЕНИЯХ ГОРЬКИХ, БОЛЕЗНЕННЫХ. САМО МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ ВОДИТ РУКОЮ ПИСАТЕЛЯ. БАСОВА ЛУЧШЕ КОГО БЫ ТО НИ БЫЛО ЗНАЕТ: ВСЁ ДЕЛО В ЛЮБВИ. ЛЮБОВЬ РОЖДАЕТ ЖИЗНЬ,НЕЛЮБОВЬ-ЖИЗНЬ УБИВАЕТ. НЕЛЬЗЯ О ХУДОМ МОЛЧАТЬ, НЕЛЬЗЯ,ЧТОБЫ ХУДО ТОРЖЕСТВОВАЛО В ХАЛУПАХ И В КВАРТИРАХ С ХРУСТАЛЬНЫМИ ЛЮСТРАМИ. ЛИЦО НЕЛЮБВИ И НЕЖИТИ ВСЮДУ ОДИНАКОВОЕ, ПОТОМУ-ТО И ПРЯЧУТ ЕГО ПОД ЛИЧИНАМИ.НЕ ОСТАВЛЯЙ ЖЕ,ЧИТАТЕЛЬ,НИКОГО-НИ ДРУГА СВОЕГО,НИ ВСТРЕЧНОГО ЧЕЛОВЕКА СО ЗЛОМ ОДИН НА ОДИН.ВСТАВАЙ РЯДОМ.ЧЕМ МЕНЬШЕ РАВНОДУШНЫХ,ТЕМ БОЛЬШЕ ШАНСОВ СПАСТИ ПАКЕТИКА.
1. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДНИМАЕТ АВТОР?
2. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ,ПОЧЕМУ ЗОЯ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ОДИНОКОЙ? ДНЕВНИК АНЮТЫ ЗА 1944 ГОД.
3. ПОМОГЛИ ЛИ ОТКРОВЕННЫЕ ЗАПИСИ ДЕВОЧКИ ЗОЕ? 4.ПАКЕ ТИК И БОМБЕЙКА. В ЧЁМ ИХ БЕДА?
5. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧЕМ ОБДЕЛЕНЫ ЭТИ ДЕТИ?
Рассказ Наби Даули "Жил-был на свете человек"(6кл.), тема: "Чувство взаимопомощи, взаимообязанности - это норма".
Наби Даули ведёт рассказ о добродушном старике Халиме, который в военные годы в деревне остался опорой и поддержкой для женщин. Халим абзый, несмотря на свой возраст, старался облегчить участь женщин, ходил вначале по их просьбе, а затем и сам за 100 км в город, обменивая продукты на одежду, тем самым помогал горожанам и женщинам из села.
1. Как вы считаете, приветствуется ли сейчас такое чувство - чувство взаимопомощи?(Приведите примеры)
2. Что произошло в дальнейшем с Халимом абзый?
3. Как вы оцениваете его поступок?
4. Человек упал, ему плохо. Как вы поступите? (пройдёте стороной или окажете помощь?)
7 КЛАСС.
"БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ,ИМЕЙТЕ ЧУВСТВО СОСТРАДИЯ"
"ЧЕЛОВЕК, НЕ УМЕЮЩИЙ СОСТРАДАТЬ,СТРАШНЫЙ ЧЕЛОВЕК". (А.ЛИХАНОВ)
ПО ПОВЕСТИ В.ЖЕЛЕЗНИКОВА "ЧУЧЕЛО".
1. МОГЛИ ЛИ БЫ ВЫ ОКАЗАТЬСЯ ТАКИМИ СТОЙКИМИ И БЕСКОМПРОМИССНЫМИ, КАК ЛЕНА?
2. ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ В СВОЕЙ ЖИЗНИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ?
3. СМОГЛИ БЫ ВЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОИХ СЕГОДНЯШНИХ ЖЕЛАНИЙ РАДИ БОЛЬШОЙ ЦЕЛИ, РАДИ МЕЧТЫ, КАК ДЕЛАЛ ДЕДУШКА ЛЕНЫ?
4. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРАВДОПОДНЫМ ТО, ЧТО ВЕСЬ КЛАСС РАСКАЯЛСЯ И ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ?
5. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В ЖИЗНИ НАДО ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ?
6. ОДОБРЯЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЕНУ БЕССОЛЬЦОВУ, КОТОРАЯ ГОТОВА БЫЛА ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ РАДИ БЛИЗКОГО ДРУГА?
"Творите добро ради самого добра" по повести Б. Васильева "Не стреляйте белых лебедей"
Повесть учит любви к природе, прекрасному, быть милосердным, уметь помочь и поддержать в трудную минуту
1. Ваше отношение к главному герою?
2. Всегда ли мы поступаем по совести?
3. Природа и мы.
"Повесть о чёрной собаке" Майя Валеева (7 кл.), тема: "Мы в ответе за "братьев меньших"
Майя Валеева знакомит юного читателя с удивительным миром животных и теми отношениями, которые складываются у героини с её приёмным питомцем.
1. Назовите основные черты характера героини.
2. Героиня принесла собаку домой, как бы вы поступили?
3. Всегда ли понимают взрослые своих детей в этом вопросе?
"Мы взрослые, занятые своими делами и вечно куда-то спешащие, просто разучились замечать многое, что происходит вокруг нас"
8 КЛАСС
УРОК - ДИСПУТ.
"Надо воспитывать чувство стыда" (по рассказу В. Токаревой "Центр памяти" )
Страшно, когда взрослые люди имеют смутное представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. С этой путаницы и начинается замерзание души. Виктория Токарева заставляет увидеть ненормальность нашей обыденности и задуматься об опасностях, которые нам угрожают.
ЧАС РАЗМЫШЛЕНИЯ.
1."Почему подросткам бывает порой трудно в жизни"? (по книге Добрякова "Король живет в интернате")
2. Почему сын не замечал, что мама его особый человек?
3. Кто помог сыну "обрести" мать?
4. Доброта, взаимопонимание в противовес злобе, ненависти.
Повесть Айдара Халима "Трёхногая лошадь" (8 кл.), тема: "Воспитание цельной натуры"
События, о которых говорится в этой повести, происходят на селе во время Великой Отечественной войны. Автор знакомит читателей с мужественным поступком Кабира. В трудных испытаниях формируется характер героя.
1. Что происходит в лесу с лошадью?
2. За что грозит тюрьма матери Кабира Сание?
3. Как вы оцениваете месть председателя, какое качество характера преобладает у него?
4. Каким предстаёт перед вами мальчик, приведший трёхногую лошадь за 50 км?
(Перечислите черты характера, которые присущи Кабиру)
5. Сумели ли бы вы так встать на защиту своей матери?
9 КЛАСС
Дискуссия об уважении себя
"Научитесь быть личностью В. И. Чередниченко "Прикасаясь к будущему".
Человек, который вовсе не думает о себе - явление ненормальное.
Уважать себя - значит думать не только и не столько о себе, сколько о тех, кто тебя окружает.
"Наболевшие процессы духовной и социальной жизни общества" (по рассказу В.Астафьева "Людочка")
1. Кто виновен в гибели Людочки?
2. Осуждаете ли вы поведение матери?
3. В чем долг матери, по-вашему мнению?
4. Что спасет мир от бесчеловечности?
Повесть Аяза Гилязева "В пятницу вечером" (9 класс), тема: "Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека" (А.М. Горький)
В своей повести автор развенчивает равнодушных детей по отношению к приёмной матери Бибинур, которая всю себя посвятила им. Ради них она не устроила свою личную жизнь.
1. Можем ли мы назвать подвигом самопожертвование Бибинур?
2. Чёрствость души, равнодушие - откуда эти качества в детях?
3. В чём заключается бескорыстие Бибинур?
4. Какие положительные черты характера ты воспитываешь у себя?
10 КЛАСС.
"Жить праведно и честно" (чтение и обсуждение книги Чингиза Айтматова "Плаха")
1. Какие нравственные проблемы решает автор?
2. Авдий Калистратов - борец-одиночка, можно ли одному изменить жизнь?
3. Наркомания и алкоголизм, деградация личности - смертоносный обвал
4. Экологическая катастрофа
"Какой же он, учитель?" (по повести А. Лиханова "Благие намерения")
Если вы решили посвятить себя детям, изучите повесть. Она посвящена учителям. А. Лиханов посвятил своей учительнице Аполлинарии Николаевне, школе она отдала семьдесят лет.
Дети - сироты при живых родителях, нормально ли это? Ответственность заложена в самой породе родительства. Первый спрос с того, кто дает человеку жизнь. Ответственность - в положении каждого взрослого: дети зависят от нас экономически и морально. "С ними сердца жалеть нельзя":
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ
"Такого могло не быть" (В.А. Еремин "Улица- подросток - воспитатель")
1. Твои друзья - кто они?
2. Твое времяпрепровождение?
3. Каковы твои интересы?
4. Оглянись вокруг, жизнь - интересная штука.
10-11 классы
Руслан Галимов "Тебя не вызовут на бис", тема: "Мужество души"
Мужество души человеческой заключается в умении не поддаваться искушению неблагоприятных обстоятельств, в любых условиях оставаться способной к милосердию, состраданию, жертве, смелому поступку. Об этом и писал Руслан Галимов. Его не стало 11 августа 1982 года, умер он от лейкоза.
Руслан Галимов очень любил свой город Чистополь и Каму с её белыми пароходами, уплывающими в неведомое.
Люди, выросшие на реке, сами порой, как реки подпитывают родину даже после ухода из жизни. Вот и сегодня Руслан Галимов возвращается к нам в Чистополь своей книгой.
1. Мужчина напал на женщину, она просит о помощи.
Поведение главного героя Наиля. Как вы оцениваете его поступок?
2. Не показалось ли вам странным поведение потерпевшей?
3. Почему Наиля хотели посадить на 15 суток?
4. Вожможно, многие не помогают потерпевшим, боясь, что правоохранительные органы неправильно расценивают их поступки. Вы согласны с этим?
5. Как же быть? Оказывать помощь или пройти стороной?
11 класс
Роман Альберта Лиханова "Сломанная кукла" "Положение детей в нынешней России"
Роман "Сломанная кукла" о судьбе девочки 12-ти лет Марии. С ней происходит страшное: её изнасилует отчим, постоянно будет преследовать, девочка, оказавшись в тупике, одна со своей бедой, уходит из жизни.
1. Как, по-вашему, чем виноваты мама и бабушка в том, что случилось с Машей?
2. В чём проявилось их предательство?
3. Чем заплатила мать Маши за своё материальное благополучие?
4. Что, по-вашему мнению, может сделать общество, чтобы оградить от силового посягательства взрослых, защитить их права?
5. Как противостоять злу и насилию в наше время?
На родительских собраниях очень полезно знакомить с цитатами из произведений А. Лиханова "Последние холода".
Например: Ах, взрослые, умные, мудрые люди!
Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики!
Как неправильно звучит и действует ваше слово, в которое, может и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы. Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым, совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу.
Жизнь впереди долга, и требуется немало вложить в эту упрямую голову.
Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Глянь, хороший ребенок вдруг становится дурным взрослым, которому ни товарищество, ни любовь, ни даже святая материнская любовь не дороги, не любы.
Хрупкая, ломкая это вещь - душа детская. Ох, как беречь надо бы её, ох, как надо.
Становление личности - процесс зачастую мучительный и всегда нелегкий, и долг каждого взрослого, оказавшегося рядом с детьми на определенном отрезке времени, помочь, поддержать, окружить их любовью и вниманием. Именно любовь к маленькому существу должно быть основополагающим в воспитании детей.