Первый год обучения в школе чрезвычайно сложный и переломный период в жизни ребенка, так как связан с адаптацией к школе и кризисом 7 лет.
Адаптация к школе первоклассников сложный и важный вопрос, который за последнее время стал актуальным не только для школьных работников, но и для родителей. Сложность его обусловлена тем, что с поступлением в 1 класс у ребёнка происходят большие изменения всего уклада его жизни, меняется место в системе общественных отношений, возрастает эмоциональная нагрузка. В этот период у детей происходит перестройка в познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферах. Вследствие таких изменений у первоклассников наблюдается эмоциональная напряжённость, повышенная тревожность, повышенная утомляемость. В этом случае первоклассникам необходима помощь и поддержка не только педагогических работников, но и родителей, которые могут обеспечить условия, способствующие более успешной адаптации.
Большинство родителей помогают своим детям осваивать школьную жизнь, но порой, их усилия не приносят значительных положительных результатов в адаптации к школе, в связи с тем, что многие из них не компетентны в психофизиологических особенностях первоклассников, не компетентны в выборе способов предупреждения дезадаптации. Некоторые родители, наоборот, предъявляют своим детям завышенные требования в отношении обучения и поведения, как в школе, так и дома, при этом не учитывают возрастные и индивидуальные психологические особенности детей, в результате чего у первоклассников проявляются признаки дезадаптации к школе.
Школьная психологическая практика показывает, что нередко проблемы дезадаптации первоклассников вытекают из семьи. В связи с этим у психолога возникает необходимость в работе с родителями, направленной на обучение их эффективным способам воспитания, общения с детьми, формирования поведения, которые обеспечат помощь детям в более быстрой и успешной адаптации к школе.
В настоящее время в школах России психологами проводится работа с родителями по вопросу адаптации первоклассников к школе, но в основном она имеет просветительский и консультативный характер, что предполагает адаптивная модель деятельности психолога. Такой подход не формирует у родителей психолого-педагогическую компетентность по вопросу адаптации первоклассников, а только знакомит их с некоторыми особенностями адаптационного периода. Личностно-ориентированная модель деятельности психолога, кроме консультирования и просветительской деятельности, предполагает психологическое обучение родителей, которое, на мой взгляд, является наиболее эффективной формой для формирования психолого-педагогической компетентности родителей по вопросу адаптации первоклассников.
В педагогической и психологической литературе разработано немало трудов о сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка к школе. Это труды Р.В. Овчаровой, И.В. Дубровиной, Н.И. Гуткиной. Разработаны программы занятий для детей, направленные на адаптацию к школе, это «Введение в школьную жизнь» Г. Цукерман и Поливановой, «Здравствуй школа», авторы Н.В. Пилипко, Т.В. Громова, М.Ю. Чибисова, цикл занятий «Я в школе» С.А. Коробкиной, программа курса «Социально-психологическая адаптация первоклассников» Захаровой О.Л.
Для работы с родителями Коробкиной С.А. разработаны замечательные родительские собрания, которые направлены на просвещение родителей о роли психологической готовности к школе, об особенностях адаптационного периода. Но сценарии этих собраний не предполагают психологического обучения родителей тем способам, которые бы оказали эффективное воздействие на адаптацию первоклассников.
Анализ психологической литературы показал, что в отечественной психологии не разработано программы психологического обучения родителей по формированию у них психолого-педагогической компетентности на этапе адаптации к школе. Поэтому, возникла необходимость в разработке такой программы, цель которой заключается в формировании компетентности родителей по вопросу адаптации детей к школе.
Основой программы стали семейные факторы, влияющие на адаптацию первоклассников и трудности первоклассников в обучении, ликвидировать которые поможет семья.
В психологии выделены следующие факторы:
- Медико-биологические: состояние здоровья, типологические особенности, особенности высшей нервной деятельности и т.д.;
- Индивидуально-личностные: мотивация, готовность к общению со взрослым, интеллектуальное развитие и т.д.,
- Семейное воспитание: вседозволенность, отсутствие интереса к учебе, несоблюдение режима дня, характер воспитания.
- Педагогические условия: формы и технологии обучения, установки учителя, стиль взаимодействия с детьми и т.п..
Также, в психологии определены трудности обучения первоклассников, которые заключаются в следующем:
- в несформированности элементов учебной деятельности;
- в несформированностимотивации учения;
- в несформированностипроизвольной регуляции поведения и внимания;
- в неумении приспособиться к темпу школьной жизни, подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности;
Таким образом, из 4 групп факторов наиболее важными являются факторы семейного воспитания, которые включают отсутствие интереса к учебе, несоблюдение режима дня, характер воспитания, а из всех трудностей обучения первоклассников целесообразно выделить несформированностьпроизвольной регуляции поведения и внимания, неумение усваивать школьные нормы поведения и несформированность мотивации учения.
Рассматривая семейные факторы, следует отметить, что адаптация первоклассника во многом зависит от стиля воспитания ребёнка в семье, от сложившихся взаимоотношений между членами семьи. Если в межличностных отношениях членов семьи есть нарушения, то и у детей проявятся трудности в адаптации.
«Школьная дезадаптация может быть связана с нарушениями отношений в семье, определёнными личностными особенностями родителей и неадекватным стилем семейного воспитания»[11, c. 124].
В практике бывают случаи, когда трудности ребёнка в адаптации к школе напрямую связаны с отношением родителей к его школьным неуспехам. Прихожан А.М. отмечает, что это связано со страхом родителей перед школой, с боязнью того, что ребёнку в школе будет плохо, с тем, что родители ожидают от ребёнка только очень высоких достижений, которых не видят, вследствие чего активно демонстрируют ему своё недовольство.
«Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет плохо (довольно типичным является, например, такое высказывание: «Будь моя воля, ни за что не отдала бы его в школу. Мне до сих пор первая учительница снится в страшных снах»), опасения, что ребёнок будет простужаться, болеть. С другой стороны, это ожидание от ребёнка только высоких достижений и активное демонстрирование ему своего недовольства тем, что он с чем- то не справляется, чего-то не умеет»[3, с. 82].
При нарушениях в отношении родителей к детям чаще всего у ребёнка формируется неуверенность, заниженная самооценка, неумение ошибаться и исправлять свои ошибки, отсутствие интереса к обучению.
Р.В. Овчарова указывает главную причину дезадаптации первоклассников, которая заключается в характере семейного воспитания.
«Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребёнок приходит из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность – школу- входит с трудом» [10, c. 157].
Поэтому, в период адаптации маленьким школьникам нужна психологическая поддержка родителей. Для многих родителей этот вопрос составляет определённую трудность, поэтому целесообразно психологическое обучение родителей направить на осознание родителями роли психологической поддержки и на формирование умений у них оказывать психологическую поддержку детям. К тому же, психологическая поддержка станет оплотом мира и спокойствия в семье.
Успешность адаптации во многом зависит от того, как родители организовали режим дня первоклассника. Первоклассники, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, перенесшие тяжелые инфекционные заболевания, травматические повреждения, труднее приспосабливаются к требованиям школы. Они чаще пропускают занятия, жалуясь на повышенную утомляемость, головные боли, плохой сон. Нередко у них отмечается повышенная раздражительность и плаксивость, а к концу года ухудшается здоровье. Поэтому задача взрослых - создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться. К таким условиям режима дня можно отнести чередование умственного труда и отдыха в течение учебного дня, длительность дневных прогулок на улице, длительность выполнения домашних заданий, занятость дополнительным образованием. Родителей необходимо научить правильно распределять и отслеживать чередование труда и отдыха не только в течение дня, но и в течение всей учебной недели.
К тому же, родители должны понять и осознать тот факт, что соблюдение режима дня обеспечивает не только сохранение физического и психического здоровья, но и выработку полезных привычек, ценных черт характера, таких как организованность и дисциплинированность.
«Соблюдение такого порядка обеспечивает не только определённый ритм физиологической жизни организма (в определённое время ребёнок хочет есть, спать и т.д.), но и вырабатывает полезные привычки (своевременную готовность к занятиям, стремление к порядку, чистоте), которые имеют самое непосредственное значение для формирования ценнейших черт характера, таких как организованность, собранность, дисциплинированность»[7, c. 130].
Многие родители не придают значения этому, на первый взгляд, простому моменту повседневной жизни - режиму дня, который в последствии оказывается эффективным инструментом при воспитании таких качеств характера у ребёнка, которые просто необходимы для полноценной жизни в обществе.
Рассматривая трудности первоклассников, необходимо обратить внимание на несформированность мотивации учения, которая тоже оказывает влияние на адаптацию детей. По изменениям мотивации учения можно судить об удовлетворённости ребёнка учебной деятельностью. Практика показывает, что родители могут оказывать влияние на её развитие, так как развитие учебного интереса первоклассника и учебных мотивов, первоначально вытекает из интересов семьи. Учёными-психологами отмечается закономерность и зависимость развития учебной мотивации от позиции родителей.
«Если у родителей первоклассника высокий уровень притязаний и преобладает престижная мотивация, то ребёнок будет ориентирован на высокие достижения и первенство. Если родителей больше всего интересует, что давали на завтрак, не дует ли из окна в классе и т.п., то развитие учебных ценностных ориентаций и мотивов затруднено» [11, c. 260].
Психологическую работу с родителями стоит направлять на обучение способам стимулирования учебной мотивации у детей в семье.
Незнание первоклассниками форм школьного поведения и неумение применять их в школьной жизни, так же затрудняет процесс адаптации. Вся организация жизни в школе, учебная работа в классе, требования к подготовке домашних заданий, необходимость следить за своим внешним видом, за учебниками, вещами, приносить спортивный костюм для уроков физкультуры, за выполнением школьных обязанностей в классе, формирует школьное поведение и школьную ответственность. Школьные правила требуют точного и постоянного их исполнения.
А.А. Люблинская отмечает: «Дети должны совершенно чётко знать, что и в каком порядке они должны делать, когда и как готовиться к занятиям, как вести себя, когда пришли с прогулки или дежурят в классе»[7, c. 131]. Чем активнее родители участвуют в формировании такого поведения у детей, тем успешнее и быстрее у школьников формируется внутренняя позиция школьника, а значит и школьное поведение. К тому же, у детей школьного возраста роль правил поведения не только не снижается, а, наоборот, становится ещё большей и эта особенность ещё раз подтверждает необходимость привлечения родителей к формированию школьных форм поведения. Поэтому психологу целесообразно обучать родителей способам формированияшкольных форм поведения у первоклассников.
Немаловажным фактором успешности адаптации является знание родителями психофизиологических особенностей первоклассников, связанных с кризисом 7 лет. Некоторые особенности поведения первоклассников, когда они начинают манерничать, капризничать, когда в поведении появляется что-то нелепое, искусственное, вызывают у родителей недоумение и даже недовольство. Знание о том, что всё это не что иное, а психологические особенности кризиса 7 лет, изменит отношение родителей к своим детям. Они будут понимать своих детей и смогут правильно к ним относиться, выбирая при этом наиболее подходящие способы воспитания и помощи, что несомненно, окажет положительное влияние на адаптацию.
В МОУ СОШ № 13 города Ноябрьска Ямало-Ненецкого Автономного Округа психологом школы такая работа с родителями проводится двух последних лет 2008 – 2009 и 2009 – 2010 учебных, по программе, в которую вошли все выше обозначенные вопросы с целью формирования психолого-педагогогической компетентности родителей первоклассников на этапе адаптации детей к школе. Эта работа проводится по программе, в которую вошли все выше обозначенные вопросы, а именно, формирование школьных форм поведения, психофизиологические особенности первоклассника, стимулирование учебной мотивации, психологическая поддержка в семье, режим дня. Работа с родителями предполагает не только просветительскую деятельность, но и психологическое обучение способам, которые оказываю положительное воздействие на адаптацию детей. Вся работа с родителями проводится в форме уроков, на которых рассматриваются способы психологической поддержки, стимулирования учебной мотивации, способов формирования школьного поведения, способы контроля чередования учебного труда и отдыха детей в течение дня и недели. Вследствие такой работы результаты адаптации первоклассников стали более высокие, чем были раньше. Сократилось количество первоклассников, имеющих неполную адаптацию или дезадаптацию по причинам семейного воспитания, несформированности школьных форм поведения, несформированности учебной мотивации. Школьная практика показывает, что такой подход в работе с родителями по адаптации первоклассников приносит не только положительные результаты в адаптации, но и вызывает интерес у родителей к психологическим знаниям.
Школа, в таком случае, становится для детей школой радости и успеха.
Список литературы
- А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.А.Воронова и другие. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков контексте психологической службы (Под редакцией И.В. Дубровиной – М., 1995.) Издательский центр «Академия», 1995. – 170 с.
- Должикова Т.А. Статья «Система работы психолога по адаптации первоклассников к обучению в школе».
- Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др.; Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с.
- Коротаева Г.С. Статья «Адаптация в школе».
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с
- Коробкина. С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10): система работы с детьми, родителями, педагогами.
- Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: «Просвещение», 1971.- 415 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.
- Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.
- Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вызов и практических работников.-М: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.
- Педагогическая психология: Учебное пособие / под редакцией И.Ю. Кулагиной. – М..: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.