Занятие по природному миру в 1-й младшей группе "Тонет – не тонет"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: расширять ориентировку детей в окружающем пространстве, учить детей, слушая знакомые стихи, активно помогать воспитателю рассказывать их, вызвать удовольствие и радость от совместного рассказывания. Познакомить со свойством мячей и некоторых других предметов не тонуть (плавать) или тонуть в воде; формировать представление детей о том, что все предметы либо плавают, либо тонут. Закреплять знание детьми основных цветов и поощрять произносить их названия в речи. Воспитывать отзывчивость к игровым персонажам, аккуратность при игре с водой.

Материалы и оборудование: куклы: Морячок и Таня, кораблик, построенный из стульчиков ( по количеству детей) с бортиками из ткани, игрушечные бинокли четырех основных цветов по количеству детей, большой таз с водой, мячи по количеству детей, две пеленки, корзинка, ведерки с водой по количеству детей, набор для опыта (коробочка, в которой лежат камешек, ракушка, кубик, деталь конструктора из пластмассы) по количеству детей, набор для опыта для воспитателя (такой же, как у детей), тканевые салфетки голубого цвета по количеству детей, искусственные водоросли, рыбки-игрушки, клеенка, магнитофон, кассета с песней «Дом на колесах» Е. Птичкин, М. Пляцковский.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент:

приход в гости Морячка. Кукла здоровается с детьми, а дети с ней.

2. Обыгрывание рассказа Морячка.

У Морячка есть подружка Таня. Она уронила в речку мячик и поэтому плачет. А Морячок не знает, как ей помочь и просит помощи у деток.

3. Мотивация.

Воспитатель предлагает детям помочь Морячку и Тане и спасти мяч. Дети соглашаются.

4. Обыгрывание сборов в путешествие. Д/и « Назови цвет».

Морячок приглашает деток отправиться с ним в путешествие на кораблике к тому месту, где живет Таня. А чтобы случайно не пропустить это место, он раздает детям бинокли. При раздаче биноклей проводится д\и «Назови цвет» цель: закреплять знание детьми основных цветов и поощрять произносить их названия в речи. Воспитатель помогает детям при затруднении.

5. Обыгрывание путешествия на кораблике. Рассказывание стиха А.Барто «Кораблик».

Воспитатель говорит, что теперь дети готовы к путешествию и могут садиться на кораблик и плыть. Морячок приглашает деток пройти на кораблик и занять свои места. Дети занимают места на кораблике. Воспитатель предлагает детям посмотреть в бинокли и рассказать о том. Что они видят. Педагог спрашивает у Морячка, знает ли он какое-нибудь стихотворение о кораблике. Кукла дает отрицательный ответ. Тогда воспитатель предлагает детям порадовать Морячка и рассказать ему стихотворение А. Барто «Кораблик». Дети совместно с воспитателем рассказывают это стихотворение.

7. Обыгрывание встречи и беседы с куклой Таней.

Педагог говорит, что слышит, что кто-то плачет. Предлагает детям прислушаться. Воспитатель спрашивает у детей, кто бы это мог плакать? Ответы детей. Морячок предлагает посмотреть в бинокли и лучше рассмотреть того, кто плачет. Дети смотрят в бинокли и замечают куклу Таню. Воспитатель предлагает детям сойти с кораблика и спросить у куклы, почему она плачет. Прежде, чем дети покинут кораблик, воспитатель просит детей снять бинокли и оставить их на своих стульчиках. Дети встают со стульчиков и подходят к кукле. Педагог предлагает детям поздороваться с Таней и спросить у нее, почему она плачет. Вопросы детей к кукле. Таня отвечает, что уронила в речку мячик и поэтому плачет. Морячок спрашивает у детей, а утонет ли в речке мячик. Ответы детей. Педагог предлагает вспомнить стих А.Барто «Мячик». Воспитатель уточняет вместе с детьми, что мячик в воде не тонет, а плавает. Активизация в речи детей этих слов. Индивидуальные ответы детей.

8. Обыгрывание спасения мяча.

Морячок успокаивает Таню. Он говорит, что дети помогут Тане и спасут из речки мячик. Предлагает детям достать мячик из речки .Таня показывает детям, где речка ( большой таз с водой). Оказывается, в речке плавает не один мячик , а много. Воспитатель спрашивает у детей, сколько мячей плавает? Ответы детей (много). Дети достают каждый по мячу. Педагог спрашивает у детей мокрые или сухие мячи? Ответы детей (мокрые). Тогда воспитатель предлагает детям вытереть их пеленочкой, чтобы они стали сухими. Дети с помощью воспитателя вытирают мячи.

9. Физминутка с мячами.

Педагог предлагает детям, Морячку и Тане поиграть с мячиками под музыку. Включается песня, и дети под музыку выполняют простые движения по показу воспитателя. После окончания физминутки дети собирают мячики в корзинку.

10. Проведение игры-опыта «Тонет- не тонет».

Морячок говорит детей о том, что ему интересно, как другие предметы будут тонуть или плавать в воде? Воспитатель предлагает проверить это на опыте. Но прежде он просит внимания детей для небольшого фокуса. (Чтобы заранее не отвлекать внимание детей, наборы для опыта спрятаны под голубые салфетки, украшенные искусственными водорослями и рыбками-игрушками). Воспитатель поочередно убирает водоросли, рыбок, откидывает салфетки за ведерки на стол. Он приглашает детей пройти к столу, где стоят ведерки с водой и коробочки с набором предметов для опыта (по количеству детей). У воспитателя такой же набор. Педагог предлагает Морячку и Тане внимательно следить за действиями детей. Воспитатель просит посмотреть детей на предметы, лежащие перед ними. Затем, он берет камешек и спрашивает у детей, что это? (Ответы детей). После этого предлагает опустить его в воду и посмотреть , что произойдет. Педагог спрашивает у детей, что произошло с камнем? (Ответы детей). При затруднении детей с ответами, воспитатель помогает им и говорит, что камешек утонул. Активизация в речи детей этого слова. Индивидуальная работа с детьми. Далее этот процесс повторяется со всеми предметами. После того, как все предметы будут опущены в воду, воспитатель подводит итог опыта. Он говорит, что кубик и мячик не тонут, а плавают в воде, потому что они легкие. А ракушка и камешек утонули в воде, потому что они тяжелые. Педагог обращает на этот момент внимание Морячка и Тани. Куклы говорят, что поняли.

11. Обыгрывание итогов занятия.

Морячок и Таня благодарят деток за помощь и приглашают отправиться на кораблике в путешествие дальше всем вместе.