Цели урока:
- Образовательная – ознакомление учащихся с историческими фактами коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, используя мультимедийную презентацию и рассмотрение событий через судьбы участников тех событий.
- Развивающая – развитие абстрактного мышления и умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
- Воспитательная – на примере мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская коалиция.
Оборудование: карта курской битвы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал: «Хроника событий» по теме, воспоминания маршала К.К.Рокоссовского.
Проблемный вопрос: Как вы можете объяснить значение термина “коренной перелом”?
(Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению).
План урока:
- Вступительное слово преподавателя.
- Изучение нового материала:
а) план «Цитадель» и планы Советского командования.
б) Огненная дуга;
в) Итоги битвы и значение. - Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
I. Вступительное слово преподавателя:
«Курская битва – событие, которое не подвластно времени. Победа в этом крупнейшем сражении, оплаченная ценой жизни сотен тысяч наших солдат и офицеров, во многом определила исход войны, открыла нашей армии путь к Великой Победе. Ровно 50 дней и ночей наши солдаты и офицеры стояли насмерть, проливая кровь за каждую пядь отвоеванной у врага земли. Напряженность борьбы в районе Курской дуги была обусловлена рядом политических, экономических и стратегических факторов. Великая Отечественная война к лету 1943 года достигла важного переломного этапа. Под ударами Советских Вооруженных Сил уже в битве под Москвой рухнули фашистские планы «молниеносной» войны. Через год немецко-фашистские армии потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом. Чтобы восстановить свой престиж, ликвидировать начавшийся разброд в лагере своих союзников, фашистским правителям была нужна крупная победа, и они шли на все, чтобы добиться ее любой ценой.
II. Изучение новой темы
Этапы битвы:
- Курская оборонительная (5 - 23 июля)
- Орловская (12 июля - 18 августа)
- Белгородско-Харьковская (3-23 августа) наступательные стратегические операции советских войск.
Основные события коренного перелома в ходе войны изучаются на основе воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны – уроженцев Чувашии. В годы Великой Отечественной войны были призваны из Чувашии 208 тыс. человек, погибло более 110 тыс. человек. Пропали без вести - 47 тысяч.
Наши земляки принимали активное участие в боях на Курской Дуге, как и во всех важнейших сражениях Великой Отечественной войны. В настоящее время в Чувашии проживают около 350 участников Курской битвы.
Доклад о Родионове Алексее Петровиче, подготовленный одним из учащихся в качестве опережающего задания.
Новая тема излагается с использованием мультимедийного учебного комплекса. (Презентация)
К каждому событию прикладывается анимированная карта военных действий СССР, которая позволяет наглядно проследить все этапы Курской битвы. Карта составлена в редакторе PowerPoint c использованием гиперссылок. (Презентация)
Презентация содержит данные об основных военных действиях, информацию о военачальниках, ссылки на документальные источники о тех или иных фактах. При использовании гиперссылок можно посмотреть фотографии, изображения, схемы укреплений и другие материалы по рассматриваемой теме, что дает возможность использования карт на любом этапе изучения событий этой битвы. (Презентация)
Например, показаны направления основных ударов наших и немецких войск. В презентации содержится таблица «Соотношение сил к началу боевых действий». Составлены схемы оборонительных рубежей.
Вопрос о сражении под Курском изучается в форме рассказа учителя и работы учащихся с «Хроникой событий» (раздаточный материал).
План "Цитадель"
История Курской дуги началась еще весной 1943 года, когда стало известно о готовящейся с немецкой стороны наступательной операции «Цитадель», нацеленную на коренной перелом в войне в пользу Германии и доказательство ее превосходства.
Для Германии операции «Цитадель» была, по сути, последним шансом перехвата стратегической инициативы. Наиболее дальновидные генералы вермахта понимали, что неудача не даст возможности впредь проводить крупные наступательные операции. Замысел немцев вырастал из операции, предпринятой Манштейном в феврале-марте 1943 года. В результате боев линия фронта стала извилистой, с выступами и впадинами. Особенно явственный выступ с советской стороны обрисовывался на уровне Курска.
Планы Советского командования.
«Перед Советским Верховным Главнокомандованием встала дилемма, которую годом раньше оно не в состоянии было разрешить: ждать вражеского удара на оборонительных позициях с целью измотать немцев и затем перейти в контрнаступление или предупредить противника, взяв на себя инициативу первого удара?».
Битва под Курском характеризуется огромным размахом, исключительной напряженностью и ожесточенностью борьбы. Она охватила огромную территорию нынешних Орловской, Брянской, Курской, Белгородской, Сумской, Харьковской и Полтавской областей
III. Рефлексия
Учащиеся заполняют таблицу:
Курская битва | |
Узнал новое: | |
Думал иначе: | |
Не понял: | |
Особенно запомнилось: |
IV. Домашнее задание
Выписать основные события второго периода Великой Отечественной войны (с 19 ноября 1942 г. до конца 1943 г.)