Все начинается с детства. Детские годы закладывают основы художественной и общей культуры человека, в значительной мере определяют его взрослое будущее. Определяя роль духовности в развитии личности, мы понимаем, что она придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы на волнующие проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Выявлена теснейшая связь между отношением взрослых людей к искусству в их детские годы и уровнем духовного развития в зрелом возрасте. Родители могут сильнейшим образом повлиять на художественное развитие ребят или затормозить его. К сожалению, большинство родителей не в силах оказывать подобное влияние на детей, так как вообще огромная часть населения далека от искусства и находится на низком уровне художественного развития. Это не значит, заставлять, а стараться побудить детей проникнуться идеалами и нормами общества, в котором мы живем. Подлинный эффект возникает лишь при комплексном воздействии на человека всех видов искусства, нужна повседневная и системно организованная работа всех, имеющих отношение к художественному воспитанию детей.
Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Если детскую душу ранить или оставить в запустении, ребенок заболевает. Это словно колдовство – давайте вспомним Иванушку, который ослушался сестрицу, напился из болота и стал козленочком; героя сказки Андерсена — Кая, которому в глаз попал осколок дьявольского зеркала, после чего сердце оледенело. Метафоричность потери человеческого облика будто списана с неутешительных реалий настоящего. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, учителей, друзей.
Мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение. Патриот — это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках. Каждый год разучиваем патриотические песни и участвуем в марше с песней, гордо подняв голову.
На своем опыте я убедилась, что моим детям трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают интерес, и решила, что надо изучать и приобщать к истории родного края, близкого и понятного детям. В этом году мы стали участниками Интернет – проекта « Наша малая Родина – Омск», где мы одержали победу, первое место, потому что работали с увлечением, азартом. Был составлен кроссворд о животных Омской области, подошли творчески, сочинили сами стихи, кроссворд поместили на карту Омской области, чтобы еще раз полюбоваться ее просторами, а заодно выучить, какие районы и реки находятся на нашей родной территории.
(см. Приложение 2)
Очень интересным показалось задание - как бы ты предложил реконструировать историческое место родного края. Мы взяли заброшенную десятками лет водонапорную башню и предложили, на наш взгляд, действенный план по ее изменению и воплощению этой реальной идеи в жизнь.
(См. презентацию 1)
Мне, коренной омичке, горячо любящей этот уголок России, как и всем моим землякам, не безразлична судьба родного края. Мне хочется, чтобы судьба нашего родного уголка перешла в надежные руки будущих поколений, которые мы должны воспитать, опираясь на краеведческий материал. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной и внеучебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы.
Сущность обучения – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности, по моему мнению,
являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, наблюдения за явлениями окружающего мира. Все это обостряет восприятие и пробуждает творческую мысль учащихся.
В ходе работы решаются и познавательные задачи - вооружение учащихся основами знаний о родном крае и практическое формирование навыков исследовательской работы, и метапредметное развитие логического мышления; обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению; формирование навыков работы с, книгой, справочной литературой.
Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу.
Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является посещение музеев. Считаю, что внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма — он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.
Мы стали завсегдатаями Омского областного музея изобразительных искусств им. Михаила Александровича Врубеля (основан в 1924 ) Посещаем его и при экскурсиях по родному городу, как Тарские Ворота, Тобольские Ворота, при посещении храмов сотрудничаем с работниками музея., ходим туда на праздники по этикету, посвящению в рыцари и т. д. Также разные тематические выставки: графика, цветы в изображении русских художников, картины маринистов, портретистов, осень в изображении русских художников, иконы - посещаем круглый год по абонементу.
Приучаем детей к восприятию и пониманию симфонической духовной музыки, слушанию органа, ведь в нашем городе Омске есть великолепный органный зал, учимся постигать этот прекрасный музыкальный язык, вырабатывать музыкальный вкус и музыкальную отзывчивость, побуждать к нравственно- эстетическому переживанию, чтобы влияние музыки выполняло свои воспитательные функции.
Основой влияния на духовное и нравственное развитие личности в детском возрасте может стать сценическая деятельность, результатом которой становится спектакль. Только в этой «игре» осваиваются правила человеческого общения. Она обеспечивает развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка. Я испытываю огромное удовлетворение от этой работы с детьми. Ведь от того, как будут сыграны роли, зависит успех спектакля в целом и успех каждого ребенка в отдельности. Играя, они учатся любить, дружить, сопереживать, радоваться за своих одноклассников. В спектакле задействованы все ученики. Заранее я подбираю детей на роли, а также дополняю сказки новыми персонажами с целью охватить всех ребят.
В последней постановке было 26 участников. С идеей самого спектакля параллельно проходит идея благотворительности. Мы ставим эти спектакли не только для себя и своих родителей, мы приглашаем на наши постановки детей с других классов.
Вот, например, спектакль «О Царе Горохе» был показан трижды для детей разных параллелей. Прекрасно получилась постановка «Мое время года – самое лучшее», где моя роль была только направляющей, а дети прославили свое время года, когда они родились, в шутках , песнях и танцах. Были вовлечены и родители, большое спасибо им за декорации, костюмы и заинтересованность в своих артистах. Участниками были абсолютно все, и это было настолько артистично, красочно и эмоционально, что не удержались показать это для всех и на большой сцене.
Недавно прошла наша новая постановка «Правила дорожного движения», мы привлекли внимание зрителя к теме безопасности на дорогах танцами собственного сочинения, песнями и задором. Дети готовы были по утрам приходить на час раньше, только чтобы внести свою лепту в танец и репетировать, репетировать.
Это было нелегко, потому что считаем, что если выступить, то только на отлично, а это каждодневный труд. Венцом этого была наша победа на областном конкурсе, проводимом ГИБДД по Омской области «С песней по жизни шагает ЮИД» (это юный инспектор дорожного движения), где мы не только завоевали первое место, но и получили приз DVD.
А еще мы каждый год для своей любимой гимназии садим деревья и летом за ними ухаживаем… В прошлом году пирамидальные тополя, а в этом кедры и рябинки…
Думаю, что такое воспитание и есть нравственное, и именно она, нравственность открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить…