I. ЛЕЙКОЦИТЫ – БЕЛЫЕ КЛЕТКИ КРОВИ
А) Место образования лейкоцитов:
- Красный костный мозг
- Селезёнка
- Лимфатические узлы
- Тимус
Б) Место гибели лейкоцитов: всюду
В) Характеристика лейкоцитов: Форма клетки: амебовидная, округлая
Размер: Ø от 6,5 мкм до 20 мкм
Число - N: ≈ 4-9 тыс./мм³
Г) Строение лейкоцитов:
ЕСТЬ:
1. Ядро | => | делится |
2. Ложноножки псевдоподии |
=> | – изменяют форму, – передвигаются, – захватывают антиген |
3. Много ферментов | => | внутриклеточное пищеварения |
II. Классификация лейкоцитов
(содержание гиперссылок к схеме)
ЛИМФОЦИТЫ
Механизм действия лимфоцитов:
Антиген + лимфоцит = лимфоцит, способный вырабатывать антитела. т.е. Уничтожают инфекцию и начинают вырабатывать антитела.
АНТИГЕН – это инфекция (бактерии, вирус), чужеродные клетки и вещества(токсины)
АНТИТЕЛА – это вещества белковой природы. Каждое антитело распознаёт и нейтрализует свой антиген
В-лимфоциты: получают информацию от Т-лимфоцитов и начинают выделять определённые антитела.
Т-лимфоциты: распознают антиген и дают информацию В-лимфоцитам
Макрофаги-моноциты:
- Фиксированы в тканях печени, селезёнки, лимфатических узлов, кожи, слизистой поверхности;
- Ø 20 мкм;
- первые сталкиваются с инфекцией.
ФАГОЦИТЫ
Механизм действия фагоцитов: антиген + фагоцит = гной, т.е. Уничтожают инфекцию и гибнут сами
Микрофаги: Нейтрофилы 60-70%, Эозинофилы 3-5%, Базофилы 0-1%.
- Это амебовидные клетки, которые могут проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать в места повреждения клеток и тканей;
- Ø 9-12 мкм;
- Приходят на помощь макрофагам.
III. ИММУНИТЕТ – это способность организма избавляться от чужеродных тел и химических соединений.
Историческая справка: Слово «иммунитет» от латинского слова immunitas, что означало в Древнем Риме относительную независимость, «устойчивость» гражданина к ряду государственных повинностей.
Илья Ильич Мечников: В 1908 году была присуждена Нобелевская премия за создание клеточной теории иммунитета, которая сохранилась и до настоящего времени.
ВРОЖДЁННЫЙ иммунитет (пассивный): наследуется ребёнком от матери (люди с рождения имеют в крови антитела). Например: защищает от чумы животных.
ПРИОБРЕТЁННЫЙ иммунитет (активный): появляется после попадания в кровь чужеродных белков. Например: после перенесения инфекционных заболеваний: корь, ветрянка, оспа и т.д.
АКТИВНЫЙ иммунитет появляется после прививки. Прививка – это введение убитых или ослабленных микроорганизмов (вакцины)
Историческая справка
Эдуард Дженнер – первый создатель противооспенной вакцины (vaccus – это корова) из пустул коровьей оспы в 1798 году
В 1880 году Луи Пастер выдерживал возбудителя сибирской язвы в термостате, этим «ослаблял» возбудителя, оставляя их живыми
ПАССИВНЫЙ иммунитет появляется при действии лечебной сыворотки. Сыворотка – это необходимые антитела, полученные из плазмы крови болевших животных или людей.
Историческая справка
В 1890 году Эмиль Беринг и Пауль Эрлих создали антитоксические сыворотки против дифтерии, так как в некоторых случаях болезнь вызывает не сам микроб, а выработанный им токсин
ФАГОЦИТОЗ – это способность клеток захватывать и переваривать чужеродные тела
НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ иммунитет действует на все клетки, вещества и микроорганизмы, независимо от их химической природы.
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ иммунитет – это способность организма распознавать клетки и вещества, отличные от клеток и тканей организма, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Вопросы к кинофильму:
- За каким животным наблюдал И.И. Мечников, когда обнаружил фагоцитоз?
- Какие фагоциты первыми сталкиваются с инфекцией?
- Что делают антитела с антигенами?
- Какие клетки гибнут при СПИДе?
- О каких видах иммунитета не говорилось в фильме?
V. Домашнее задание.
ВЫВОДЫ.
На данном уроке прослеживается системный подход при изучении следующих понятий:
Биологические системы:
- Клетка – лейкоциты.
- Ткани – кровь.
- Органы – селезёнка, красный костный мозг, печень, лимфатические узлы.
- Организм – иммунитет.
Взаимосвязи биологической системы:
- Связь строения с выполняемой функцией;
- Связь с другими биологическими системами.
Библиография:
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс – Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений –М.: Вентана –Граф, 2008 – 272с..
- Сухова Т.С. Системный подход как условия развивающего обучения в курсе биологии. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006
- РязановаЕ.А. Антонова И.П. Резанов А.А. Биология человека. В таблицах и схемах. М.: «Издат – школа 2000» - 208с.