Интегрированный проект из предметов различных образовательных областей по теме "Аппликация по мотивам античности и Древней Руси"

Разделы: Информатика, Технология, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке?

Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности школьника недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме.

Под творческим проектом мы понимаем учебно-трудовое задание, которое активизирует деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий субъективной и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.

Слово “творчество” происходит от слова “творить”, т.е. “искать”, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте. Поисковая творческая деятельность создает все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека

В школе, в основном, используются традиционные формы обучения, когда учитель служит источником знаний, а учащиеся усваивают эти знания. Работа над проектом дает неограниченные возможности для развития и саморазвития учащегося, предполагает творческий поиск, а учитель дает советы по организации работы, консультирует при отборе материала, приходит на помощь при затруднениях, т.е. разработка проекта – это коллективная работа учащегося и учителей, одна из форм сотрудничества. От задумки до завершения – творческий полет мысли. Творческие способности присущи любому ребенку, только их нужно вовремя раскрыть и развить.

Проектная деятельность позволила изучать материал, выходящий за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (словари, энциклопедии), так и из сети Интернет. Самостоятельная работа, т.е. возможность принимать решения, позволили воспитывать и развивать у учеников такие важные для личности качества, как чувство ответственности, долга перед своими товарищами, взаимопомощь, честолюбие, дух соперничества, желание сделать работу оригинальнее, коммуникабельность.

На таких уроках изменяются отношения между учителем и учеником, исчезает барьер страха перед необходимостью отвечать или спрашивать о непонятном. Ученики чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству

Основная цель данного проекта: создание аппликации на основе самостоятельно продуманного и выполненного рисунка с использованием информационных технологий.

Структура создания интегрированного проекта из предметов различных образовательных областей.

Основные этапы создания проекта:

  • 1 этап – знакомство с мировой художественной культурой
  • 2 этап – создание собственного рисунка с использованием информационных технологий
  • 3 этап – создание аппликации на основе разработанного рисунка и выкроек

Знакомство с мировой художественной культурой

При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Поэтому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и ученика. Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.

Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практика, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного трудового педагогического опыта. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях.

Именно бинарные уроки Мировой художественной культуры и Информатики проводились на первом этапе проекта

Побуждению учащихся к творчеству, поиску способствует наличие компьютерного класса. Использование вычислительной техники в школе дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми предметами без исключения. Большую роль в формировании познавательных интересов играет использование в практике работы интерактивных методов обучения

Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем.

Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации. При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации,

В данном проекте на первом этапе компьютеры использовались на уроках Мировой художественной культуры для просмотра мультимедийных дисков «Культуры мира» и «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». Наличие в классе сети Интернет позволило сделать компьютер экскурсоводом по многим музеям изобразительного искусства, что особенно актуально для нашей школы, где обучаются дети инвалиды и больные дети, для которых посещение подобных музеев весьма затруднительно. Итогом первого этапа проекта было выбор темы и сюжета будущего рисунка.

Создание собственного рисунка с использованием информационных технологий

На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать. Графические редакторы – одни из самых популярных прикладных программ. Их существует огромное множество с разными возможностями, но все они включают в себя необходимый минимум, освобождающий от рутинной работы и способствующий самостоятельному творчеству.

Ученики получают возможность выполнять рисунок точками, отрезками, кругами, прямоугольниками и т.д. Они могут увеличить размер любой части рисунка, чтобы проработать ее детально. Компонуя рисунок в целом, изменяют размер того или иного фрагмента, перемещают изображение в другую часть экрана. Дети имеют возможность зеркально отобразить графическую композицию по горизонтали и вертикали, стереть часть рисунка, закрасить ее выбранным цветом, добавить текстовую информацию. Творческую работу учащихся можно сохранить на жестком диске или вывести на принтер, то есть напечатать

Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры или мышки, а не на привычной бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею – призван преподаватель ИЗО. Пытаясь выполнить свой замысел, дети стремятся найти и изучить новые возможности графического редактора, а это в свою очередь подтолкнет их к новым творческим задумкам.

Таким образом, трудно разделить функции и обязанности учителя информатики, учителя ИЗО и учеников. Единство цепи порождает единство действий, в конечном результате одинаково заинтересованы все!

Однако, чтобы приступить к выполнению рисунков на компьютере, необходимо попробовать нарисовать эскиз своей будущей работы карандашом и красками на бумаге. Эскизы для композиций по мотивам Античности и Древней Руси предваряют работу на компьютере. Впечатления от увиденного на занятиях по МХК по этим темам помогают в создании эскизов на бумаге и в дальнейшей работе над изображением по этим темам в компьютерной графике.

«Сегодня нашей мастерской будет компьютерный зал, а рабочей плоскостью – экран дисплея. На уроках информатики вы освоили приемы работы на клавиатуре компьютера, научились пользоваться многими режимами графического редактора. Преимущества работы на компьютере – это, во-первых, скорость, во-вторых, возможность варьировать изображение, перемещать его по рабочей плоскости, в-третьих, увеличивать или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не устраивает. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы».

Учащиеся проявляют свои возможности выполнять графические композиции самостоятельного назначения. Изучение несложных геометрических фигур постепенно подводит учащихся к пониманию конструктивной закономерности построения рисунка, к многообразию его вариантов, умению использовать площадь листа (дисплея). Сюжет, как правило, возникает по ходу работы, изменяясь и обогащаясь. При этом развивается фантазия, формируется художественный вкус. Дети хотят узнать как можно больше о том времени, в котором они живут, их притягивает новая информация, современная техника. Рисуя на компьютере, создавая свое "произведение искусства ", видя его напечатанным на принтере, они испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость.

Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы – вот главная цель учителя на подобных занятиях. Поиск новых путей развития творчества детей, поиск альтернативы уже сложившимся жанрам изобразительного искусства оказывается плодотворным и эффективным, ведь, "впечатления от детства во многом определяют будущее каждого человека".

На этом этапе проекта были созданы рисунки на выбранную ранее тему и сюжет, а для получения выкроек будущих аппликаций рисунки преобразовали в черно-белые изображения.

С помощью электронной таблицы MS EXCEL размеры рисунков увеличены с формата А4 до формата А3 и в таком виде рисунки распечатаны на принтере для создания выкроек аппликаций.

Создание аппликации на основе разработанного рисунка и выкроек

Аппликация – один из самых древних видов прикладного искусства.

Аппликация всегда подразумевает некоторую степень условности изображения – натурализм ей противопоказан. Работа должна вызывать восхищение, радость, улыбку, но не серьезные раздумья зрителей.

Аппликация – искусство яркое, декоративное, веселое, но реально с его помощью можно создать и тонкие поэтические работы. Все зависит от вкуса и характера.

Главное – побольше фантазии и упорства

Многообразие тканей, расцветок, стилей помогают создавать интересные и необычные картины-панно. Их можно назвать живописью, где краски заменяются кусочками ситца, шелка, бархата.

В начале проекта учащиеся выполняли аппликации по готовому рисунку, чтобы в дальнейшем создать аппликацию по рисунку выполненному самостоятельно. Выполняя свою первую аппликацию ребята поняли, что рисунок, по которому выполняется аппликация, очень важен. Основное отличие аппликации силуэтность , простота, лаконичность , поэтому рисунок не должен иметь большого количества мелких деталей. Учитывая эти особенности, ребята создают свои рисунки и выбирают технику изготовления аппликации.

Итогом проекта является выполненная аппликация и защита проекта с использованием подготовленной презентации.

Выполняется проект в течение учебного года.

Литература:

  1. Голуб Г.Б. и др. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: методическое пособие для педагогов…/под ред. Е.Я. Когана.- Самара, 2006.
  2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
  3. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

Интернет-ресурсы:

  • ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%9C%D0%98%D0%98
  • www.impressionism.ru/galeries.html
  • rusmuseum.ru/home/
  • www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html
  • smallbay.ru/links.html
  • www.louvre.fr/
  • www.tretyakovgallery.ru/