В настоящий момент Россия все увереннее выходит на мировую экономическую, политическую, научно – техническую и деловую арену. Активное использование английского языка при деловом общении поможет учащимся вести деловые переговоры, деловую переписку с иностранными партнерами, заключать контракты, публично выступать, аргументировано спорить.
В соответствии с требованиями реальной действительности, связанной с переходом к рыночным экономическим отношениям, преподавание курса делового общения необходимо для возможности самореализации учащихся, успешности их включения в профессиональную сферу после окончания школы.
Социально – активная личность должна ориентироваться в основных общественно – политических и социально – экономических событиях, уметь беседовать на предмет профессиональной деятельности, высказывать свое мнение в форме выступления, участвовать в дискуссии,
уметь работать с источниками профессионально – деловой и научно – популярной информации для последующей реализации возникающих потребностей.
Одна из важнейших задач учителя – формирование умений и навыков делового общения у учащихся. Решается эта задача не только в связи с усвоением знаний, но и в связи с приобретением обучающимися опыта творческой деятельности.
На уроках английского языка в экономических классах особое внимание уделяется деловому общению. В этих классах учащиеся работают по углубленной программе данного направления. При этом учитываются возрастные и личностные потребности учащихся, а также уровень их языковой подготовки.
Для экономических классов выделяется 136 часов в год, по 4 часа в неделю.
Из них 1 час – бизнес- курс. Продолжительность курса - 4 года.
Основной целью обучения спецкурса «Деловой английский» является формирование коммуникативной компетенции при деловых контактах с носителями английского языка на основе повышенного уровня овладения английским языком.
Преподавание вышеназванного курса включает в его содержание овладение навыками делового общения в устной и письменной форме; чтение периодики, научно – публицистической литературы по любой выбранной специальности; умение ориентироваться в иноязычной рекламе, основной деловой документации; умение пользоваться основными услугами банковской системы; бронирование билетов на средства сообщения, мест в ресторанах, гостиницах; заполнение таможенных деклараций и т.д.
Для преподавания бизнеса учитель использует учебник “English for Businessmen” Г. А.Дудкина, который предназначен для лиц, изучающих английский язык с целью применения его в сфере бизнеса, менеджмента и управления персоналом. Материал учебника включает как деловые ситуации, так и широкий спектр общеразговорных. Каждый урок снабжен комментарием, грамматическими и лексическими упражнениями и словарной статьей. Представляется важным отметить, что данный учебник использует блоки, включающие учащихся в учебно – деловое общение:
- Люди. Обсуждаются различные точки зрения на то, что означает – быть менеджером и какими навыками и знаниями должен обладать менеджер. Рассматриваются вопросы, связанные с мотивацией, проектированием работы, властью, конфликтами и переговорами. Исследуются вопросы личного взаимодействия и общения в организации, руководства, эффективной работы команды и управления изменением на уровне подразделения.
- Финансы. Вводятся бухгалтерские терминология и методы в контексте работы менеджера.
- Маркетинг. Характеризуются сама наука маркетинг, ее философия и понятие потребителя. Происходит знакомство с основными приемами анализа и исследования рынка. Изучение маркетингового менеджмента. Рассматриваются также вопросы конкурентного окружения, содержание стратегии организации.
- Организации. Обсуждается современный взгляд на культуру организации. Исследуются вопросы проектирования различных типов организаций и их подразделений, условия, в которых возникают организации, и как в них принимаются решения.
При подготовке к урокам я использую выпущенный в нашей стране Оксфордский толковый словарь по бизнесу, а также распечатку материалов Британского информационного центра, которые выдаются лично ученику.
Ученики получают возможность приобретать навыки и умения делового общения на английском языке прежде всего на уроке, поэтому внимание учителя направлено на поиск резервов для совершенствования урока, на повышение его эффективности, действенности.
Главный принцип обучения - устные основы обучения.
Основное внимание уделяется аудированию и разговорной практике в классных аудиториях, которые дополняются возможностями развивать навыки чтения и письма, как в рамках запланированной программы, так и путем выполнения заданий для самостоятельного изучения.
Основной методической особенностью курса является то, что программа курса базируется на широком диапазоне речевых клише, текстов.
Одной из ведущих дидактических идей курса является его практическая направленность.
. В основу учебного процесса положена работа с диалогами, встречаемых в реальных ситуациях. Диалоги сопровождаются коммуникативными упражнениями для закрепления и активного употребления лексики. Чтобы научиться легко понимать английскую речь на слух, прежде всего следует послушать запись текста диалога на кассете, не заглядывая в печатный текст. Я даю установку учащимся понять содержание каждого предложения на слух, не пользуясь текстом. Необходимо проделать это несколько раз. Только затем они слушают запись и одновременно следят за печатным текстом. А также все следующие за текстами диалогов упражнения с установкой «Прочтите отрывок…» учащиеся выполняют как задание «Прослушайте отрывок…», т.е. только на слух.
Глубина понимания, интенсивность мыслительной работы на уроке, а не количество прочитанного или выученного является обязательным условием эффективности обучения.
Умение общаться, как известно, лежит в основе организации производства, общественных отношений, сферы управления и сферы обслуживания. Привлечение учащихся к искусству делового общения преследует цель не только сформировать у них словесную культуру, но и способствует развитию активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы, используя речь.
Рассмотрим работу на уроках по теме «Предложение нового товара» в 9 классе.
Подготовка к предложению нового товара включает отработку целого комплекса речевых навыков и умений. Этот процесс занимает большей частью целый месяц при 1 часе в неделю. На первом этапе подбираются диалоги для группы. Они определяют содержание предстоящей беседы. Учащиеся читают их, выделяют в них основное содержание, отражающее работу агентов по сбыту. Проанализировав работу агентов, они высказываются, кто из них лучший агент и почему. Большую роль играет творческий отбор лексики применительно к речевой задаче. Ведется тематическая тетрадь, в которую записывается отобранный материал. Первый этап направлен на обучение умению передавать основное содержание прочитанного и применять отобранный языковой материал.
Далее учитель переходит к обучению высказывать свое отношение к прочитанному.
Учащимся предлагается объяснить свою позицию, высказать свои пути решения данной проблемы. Высказываются разные точки зрения. Каждый учится активно реагировать на полученную информацию. При этом учащиеся используют в речи следующие разговорные клише:
I think, I am sure, in my opinion, to my mind, as for me, you are right, you are not right, I agree with you, I can’t agree with you, etc.
Важным моментом в развитии деловых контактов является формирование умения задавать вопросы, логически развивающие беседу. Исходными выражениями, помимо названных, могут быть следующие:
Sorry, I didn’t quite get you.
Can you explain it again?
Are you sure?
I don’t think so.
And what about…?
That would be nice.
Are you serious?
Следующим этапом подготовки к «предложению нового товара» является формирование умения заинтересовать. Ученики учатся предлагать товар, который может заинтересовать.
Как правило, живая информация и описание деталей вызывают интерес к предложению.
Например, предложение о поставке бесшумных печатных машинок:
We are sorry for you. Your ears are deafened by the ceaseless noise of typewriters and calculators. You get frequent headaches and go home tired and irritable. In short, you are gradually becoming a nervous wreck.
And it is understandable.
Помимо заинтересованности, предложение нового товара включает следующие основные элементы:
Желание: Убедительное изложение и выделение привлекательных черт показывают каким образом предлагаемый товар удовлетворяет Ваши потребности.
Действие: Хорошо подобранные побуждающие мотивы и убедительные объяснения способствуют принятию положительного решения.
Далее следуют вопросы представителю по сбыту. Например:
Product available when?
Is a prototype available for testing?
Is the product imported?
Simple instructions with the product?
Colorful packaging?
Drawing included in the instructions?
Обычно такая роль дается ученику эрудированному, достаточно хорошо владеющему английским языком.
Затем ученики записывают те выражения, которыми пользовались агент по сбыту и потенциальный заказчик. После такой подготовительной работы, ученики пытаются предложить новый товар, проявляя самостоятельность в форме диалога.
Курс предполагает использование в учебном процессе проектной технологии и игровых методик, что соответствует самообразовательным целям обучающихся в интересующих их сферах человеческой деятельности.
Работая над темой «Маркетинг» в 10 классе, учитель знакомит учащихся с понятием и сущностью маркетинга.
Teacher: Products are made and services are provided in response to consumer needs and wants. If consumers need or want a particular product they will buy it, provided they know it is available and believe it offers some advantages over similar products. The problem is to make the consumer aware of the product and the advantages it offers. This process is known as marketing or sales promotion. There are three main types of marketing. The product or service is presented: (1) on television or radio, (2) through written sales messages, or (3) in person by sales people.
Today even small businesses are engaged in nation wide or international business activities. The size of the potential market and growing competition have called for improved marketing methods. While radio, television, and personal selling are all major sales media, selling by mail continues to be an important marketing method.
Ученики расширяют свой языковой запас за счет новых слов и выражений:
merchandise; volume; response; consumers; provided; available; to be aware; advantages; marketing; total sales; to call for; to improve; presentation; reliability; prospective; fairs; demand; to cover; profit; determine; attitude; to persuade; to supply; research; to satisfy, etc.
Работа над новой лексикой строится таким образом, что объем семантического поля увеличивался бы качественно и количественно. Для этого слово/слова вводятся в определенном контексте.
Это формирует первичное поле, определенное словесное окружение, а значит ассоциации.Чем обширнее ассоциативные связи слова, тем выше процент запоминания и разнообразнее контекст употребления слова.
Этот обширный языковой материал отрабатывается на таких подтемах:
- Продажа и покупка
- Предложение нового товара
- Приобретение товара
- Реклама
- «Связь с общественностью»
Наряду с текстами учебника, учитель выдает учащимся оригинальные тексты соответствующей тематики. Марина Викторовна помогает, если в этом есть необходимость, правильно озвучить новые слова. Контроль понимания текста проводится по предложенным заданиям после текста. Например:
- Отметьте правильные и неправильные высказывания соответствующей буквой.
- Вставьте пропущенные слова из списка, следующего за текстом.
Чтобы быть уверенным в том, что учащиеся понимают содержание текстов и осмысленно выполняют послетекстовые задания, учитель в процессе контроля чтения также предлагает ученикам вопросы. Например:
- What are the basic functions of marketing?
- What is the aim?
- How does marketing help managers make decisions?
- What does export promotion mean?
- Why is advertising needed?
- What does personal selling mean?
- What is the importance of public relations?
Приведем некоторые фрагменты уроков по формированию лексических навыков и развитию умений в говорении по теме «Покупки».
Опираясь на содержание учебника, учитель вместе с тем планирует учебный материал по-своему.
Формирование лексических навыков проводится так же, как и на предыдущих уроках: презентация слов в ситуациях, фонетическая отработка отдельных слов, сочетаний слов, фраз, тренировочные упражнения на формирование навыка использования новых слов. Приведем несколько примеров ситуаций для введения лексики.
merchandise: As the head of the Men’s wear Department in a big store, he buys for the Department. That means he selects the merchandise.
determine: He determines the price they are going to sell the product at.
total sales: Total sales in the Men’s wear Department for the year 2006 increased to 1.980.000 roubles.
persuade: Advertising informs people about the new product, gives its characteristics, persuades people to buy it.
Для развития речевых умений по теме учитель использует следующие задания и ситуации, базирующиеся на усвоенном языковом материале:
Интервью в системе «диалог-монолог в диалоге».
You are reporters. You are talking to the owner of a big department store. Discuss the following points:
- Range of goods
- Quality
- Volume
- Prices
- Services
- Marketing
- Other information
Учащиеся выполняют это задание в парах, затем Марина Викторовна опрашивает несколько пар.
Talkback
Together decide which store to recommend your friend to go shopping.
Например:
I recommend visiting Tolin’s Department Store. They have a wide range of men’s and women’s suits.
The quality of goods suits to high European standards. Customers coming in here may be attracted by their price.
Для развития монологического высказывания о покупке одежды в универмаге (учащиеся познакомились с ее названиями на предыдущих уроках) используются следующие вопросы:
- What department stores in Moscow attract people from all over the country?
- Why do these department stores attract a lot of people?
- What departments are there in the department store where you usually go shopping to?
- Why do you prefer this department store to others?
- When did you last go shopping for clothes?
- What did you buy?
- Why did you decide to buy it?
- How much did it cost?
На заключительном этапе учащимся предлагается задание:
Вы – директор по маркетингу в магазине одежды. Используйте рекламу для продвижения своей продукции и услуг с учетом следующих характеристик:
- Ассортимент
- Качество
- Объем
- Цены
- Услуги
- Маркетинг
Ученики готовят рекламные проекты и обсуждают их в группе.
Все вышеперечисленные приемы и методы работы дают возможность учащимся освоить определения ведущих понятий курса, научиться вести на английском языке беседу делового содержания на уровне речевых клише, соблюдая правила речевого этикета, совершенствовать умения и навыки владения ИЯ в целом.