Дороги, которые мы выбираем

Разделы: Школьная психологическая служба


Оформление доски

Сам решай, никто не мешает.
И совета никто не даёт.
Это так тебя возвышает,
Словно скрипка в тебе поёт.
 Б. Слуцкий

«Нет плохих профессий, но есть такие, которые мы уступаем другим»
Мигель Замакоис

«Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди того, кто будет тебе за это платить».
Кэтрин Уайтхорн

Форма проведения: беседа с родителями с предварительным тестированием учащихся класса.

Цели:

  • напомнить, что проблема выбора профессии для учащихся не только дело родителей;
  • помочь родителям найти взаимопонимание с детьми по этому вопросу.

Форма приглашения – письменная с помощью объявления.

Объявление

Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и вашим детям нужно будет определиться, «кем быть». Как говорил Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сделать как раз непросто. Как понять, действительно ли профессия придётся по вкусу, сможет ли подросток её освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение?

Уважаемые родители! Если вы хотите помочь своему ребёнку, перед которым стоит проблема выбора жизненного пути, приглашаем вас на родительское собрание «Дороги, которые мы выбираем», которое состоится 25 октября в 19 часов.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о выборе профессии. Сделать правильный выбор – ответственный шаг. Обратимся к данным социологии.

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии касаются как самого человека, так и всего общества. По подсчётам американских учёных, правильный выбор профессии в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 – 15% увеличивается производительность труда и в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Случайность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворённости человека своей жизнью, работа становится в тягость, ввергает в депрессию, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям.

Продолжить разговор хотелось бы басней Л. Н. Толстого «Наседка и цыплята». Наседка вывела цыплят и не знала, как их уберечь. Она сказала им: «Полезайте опять в скорлупу, я сяду на вас, как прежде сидела, и уберегу вас». Цыплята послушались, полезли в скорлупу, но не могли никак влезть в неё и только помяли себе крылья. Тогда один цыплёнок сказал матери: «Если нам всегда оставаться в скорлупе, ты бы лучше и не выводила нас».

Смысл этой басни понятен. Нам тоже хочется уберечь своих детей от опрометчивых поступков и решений, обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее.

Что же думают дети по поводу своего дальнейшего жизненного пути?

Вашему внимания предлагаются результаты акции «Социологический опрос» [1]. (Мультимедийная презентация) (см. Приложение 1).

Профессия, прежде всего, должна быть интересной и привлекательной (50%), далее – доходной (33%) и затем социально значимой (17%).

Такие ценности, как крепкая семья, крепкое здоровье, близкие друзья и любимые люди «победили» с большим преимуществом.

На вопрос «Если нет взаимной любви, как лучше строить семью?» 83% ребят ответили: «С тем, кто тебя любит».

В ситуации спасения кого то одного 92% опрошенных считают, спасать надо ребёнка, т. к. у него вся жизнь впереди.

Чем же могут пожертвовать наши дети ради возможности быстро заработать много денег. Многие – 83% - готовы отказаться от своих личных интересов. Махнуть рукой на своё здоровье и на закон способны 50%. 8% готовы пожертвовать материальным благополучием других людей.

А детей в семье должно быть 2 – 3 (2 – 33%, 3 – 33%, 2-3 – 25%).

Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор профессии?

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Конечно, сделать это непросто. Трудно не согласиться с доводами родителей, что большинство подростков ещё не знает, какую профессию выбрать. Однако, в ситуации, когда мы взрослые, целиком берём на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. Также, если родители полностью берут на себя ответственность за будущее уже повзрослевшего сына или дочери, возникает опасность воспитать «вечно большого ребёнка». Он так и будет шагать по жизни неуверенно, без инициативы, с постоянным внутренним страхом. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Вместе с тем полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, подростки имеют весьма приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых в таком важном вопросе.

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростка большое впечатление.

Итак, вашим детям предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих – нужна людям, обществу.

В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

  • «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
  • «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
  • «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая является интересной и привлекательной для ребёнка, соответствует его способностям, пользуется спросом на рынке труда.

Проведению родительского собрания предшествовала подготовительная работа. На этом этапе мы решили определить желаемый профиль обучения учащихся и их психологические особенности в ходе самодиагностики. Результаты диагностики сообщены ребятам, предложены индивидуальные консультации. С этими результатами можете ознакомиться сейчас и вы. (Родителям выдаются индивидуальные бланки фиксации результатов диагностики и объясняется как с ними работать. Для удобства пользования бланками при оформлении результатов использован цвет. Ответы на вопросы и обращение к родителям, желающих получить индивидуальную консультацию, задержаться после собрания и договориться о встрече).

Выбор профессии – это обдумывание профессионального жизненного пути. Конечно, при этом имеется в виду не весь этот путь, а его начало – профессиональный старт. Взрослые должны помочь ребятам построить правильный (обоснованный, реалистичный, морально оправданный) проект профессионального старта. Самое главное сейчас для подростка, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придаёт уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет вам при взаимодействии с вашими детьми по вопросу определения дальнейшего жизненного пути. Желаю вам успеха!

По окончании родительского собрания родителям предложены памятки. (см. Приложение 2) [2].

Список литературы:

  1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р.: под общей редакцией Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Селевко Г.К., Бабурина Н. И., Левина О. Г. Найди себя. М.: Народное образование, 2001.
  3. Чибисова М. Ю., Пилипко Н. В. Психолог на родительском собрании (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2004.