Тип урока: Изучение нового материала.
Цели и задачи:
- сформировать представления учащихся о родном крае;
- развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить c административной картой России, Татарстана;
- воспитывать любовь к своему краю.
Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.)
Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала.
Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экран
Используемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах, административная карта России; административная карта Татарстана; трафареты республики; презентация «Наш край».
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
(Звучит запись песни «Наш край».)
– Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
– Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны».
– Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
На доске и в тетрадях записывается тема: «Наш край».
II. Работа над новой темой
– Давайте, познакомимся с административной картой России (настенная карта, слайд1). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей.)
– Что вам говорят условные обозначения?
– Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (Ответы детей.)
– Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.)
– Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)
– А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.)
– Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.
– Найдите на карте территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте.)
– Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.)
– Это наш край, наша маленькая Родина. Где расположена наша маленькая Родина?(Республика Татарстан)
– Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, краями?
– В какой природной зоне мы живем? (Лесостепь,степь)
– А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на карту?
– Перечислите города, реки, населенные пункты (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Чистополь и т.д.)
– Найдите город, в котором мы живем.
– Чем богат наш край? (Слайды 6- 11)
– Какие отрасли производства у нас развиты? (Слайды 13-21)
III. Физкультминутка
(Слайд12)
По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!(Махи руками.)
IV. Закрепление изученного
1. Работа в рабочей тетради.
С. 47, №1
– Прочитайте.
– Напишите где вы живете.
2. Детям раздаются трафареты с изображением республики.
– Обведите трафарет в своих тетрадях.
– Укажите, с какими областями, республиками граничит наша республика.
3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
– Обозначьте на карте в тетрадях: главный город нашей республики; крупные города нашей республики.
– Запишите растения и животных нашей республики, отгадав загадки. (Слайд22)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Посадили зернышко -
Вырастили солнышко
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
Белые горошки на зеленой ножке.
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в лесу под кустом.
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
V. Подведение итогов урока
– Что мы называем родным краем?
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
Написать сочинение «Что я расскажу иностранцам о своем районе».