Целевые установки урока.
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока - урок-экскурсия
Цель: на примере сибирского каменного зодчества XVIII века составить представление учащихся о русской культуре, конкретизируя знания на базе краеведческого материала.
Задачи:
- развитие учебных умений: анализ, обобщение, интерпретация полученных данных, постановка выводов;
- формирование коммуникативных умений, воспитание культуры общения;
- формирование уважения к архитектурным традициям и достижениям, к общечеловеческим ценностям, воплощённым в культуре Восточной Сибири.
Методы: проблемное изложение; поисковая беседа, учебное исследование.
Технологии:
- реконструирование культурно-исторического материала;
- культуровоспитывающие технологии;
- личностно-ориентированное, развивающее обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные.
Оборудование урока: фотографии с изображением архитектурных памятников Иркутска, возведённых в стиле барокко (Крестовоздвиженская церковь, Спасская церковь, Богоявленский собор - см. Приложение фото), портрет архиепископа Иркутского Иннокентия Неруновича. Проектор, экран для презентации. Заранее подготовленный зрительный ряд, создающий представление об исторической эпохе. Экскурсоводы должны иметь указки для работы с презентацией и фотографиями, размещёнными на передвижных стендах. Обязательно должна быть оформлена выставка литературы (см. список литературы). Записи старинной церковной музыки и колокольного звона.
Комментарии
Урок-экскурсия в Богоявленский собор г.Иркутска проводится в школьном кабинете учителем и группой заранее подготовленных экскурсоводов из числа десятиклассников.
В ходе экскурсии учитель и экскурсоводы обращаются к фотографиям на стендах и к материалу, помещённому в презентации; уделяется внимание выставке литературы. По принципу работы экскурсоводов в музее, учащиеся, которые являются экскурсантами, могут задавать им вопросы, а также записывать интересные факты. Учащиеся организованно передвигаются от одного стенда к другому по часовой стрелке. Кроме этого, для желающих слушать экскурсоводов сидя, можно разместить специальные задрапированные тканью скамейки, расставленные в классе по центру (парты необходимо вынести). Можно продумать и другие элементы оформления учебного пространства, которые помогут создать атмосферу музея. Экспозиция заранее готовится группой учащихся и размещается по всему периметру кабинета. Экскурсия рассчитана на 25 минут. Остальное время отводится на вопросы учащихся – экскурсантов, обсуждение увиденного и услышанного и подведение итогов. Домашняя работа (см. Варианты домашнего задания) подготавливается учителем заранее на отдельных листах. В конце урока-экскурсии учащиеся сами выбирают лист с домашней работой.
Ход урока
Учитель (встречает учащихся перед входом в кабинет)
- ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: где бы вам хотелось побывать больше всего? Какие музеи и страны посетить? (Опыт показывает, что учащиеся в основном хотят побывать в Египте, Греции, Китае, Турции и т.д. Очень редко называются музеи и города РФ.)…
Зачем ехать так далеко. Нам, гражданам России, проживающим в Иркутской области, необходимо научиться воспринимать красоту и своеобразие своего города и нашего областного центра - Иркутска. Итак, приглашаем вас на удивительную экскурсию. Тема нашей экскурсии «Богоявленский собор. Сибирское барокко» (Краткая справка. Стиль барокко родился в европейских странах в XVII веке. Он отличался чрезвычайно эффектным и эмоционально впечатляющим оформлением. В Россию этот стиль пришёл в конце семнадцатого столетия и, как все, что приходило в нашу страну извне, приобрел ярко-русскую особенность. Он как бы перевёлся на русский язык: стал сдержаннее, скромнее, потерял свою несколько декоративность и пышность – русское барокко нельзя было уже спутать с другим.)
Учащиеся входят в кабинет под звуки колокольного звона.
1-й экскурсовод
- Человек порой не замечает красоты только потому, что никто не открыл ему мир красоты, не научил смотреть на него изумленными глазами.
В последнее время из разговоров с людьми мы вынесли совершенно определенное впечатление: многие иркутяне не воспринимают красоты и своеобразия своего города. Видимо, отчасти здесь срабатывает механизм, выраженный в старинной пословице «Нет пророка в своём отечестве». Человек всегда уверен, что все необычное, прекрасное и ценное находится где-то за горами, за долами. Мы не особенно вникаем в то, что находится у нас, перед нашими глазами.
2-й экскурсовод. Работа с презентацией.
- В Иркутске сохранилось множество мест, где, отрешившись от повседневной суеты, можно напитать душу прекрасным. Одним из таких мест, несомненно, является Богоявленский собор. Богоявленским собор назван не случайно. Главной задачей русских миссионеров в Сибири было обращение в христианскую веру и крещение инородцев. Поэтому культу явления бога и крещению придавалось особое значение.
В июле 1718 г. рядом со Спасской церковью (см. фото в Приложении) был заложен новый каменный собор, в мае 1719г. приступили к кладке стен. К 1723 году окончили Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нем богослужение. Колокольню шатром закончили к 1729 году. «Шатровые церкви появились в глубокую старину и были распространены на Севере в местах, изобилующих лесом… Таких церквей много сохранилось в губерниях Архангельской, Вологодской, отчасти Олонецкой». [7]. Хотя доподлинно известно, что в XVII веке (эта тенденция сохранялась и в XVIIIв.) православная церковь запрещала строительство шатровых храмов, потому что они несли на себе отзвук языческого поклонения природе, с которым боролось христианство, Иннокентий II способствовал тому, чтобы храм имел именно шатровую колокольню.
Главный Богоявленский придел был освящен Иннокентием Неруновичем 25 сентября 1746 г.
Учитель:
- краткая справка. Иннокентий ΙΙ (Иоанн Нерунович; по грамотам и Синодальным указам значится как «Неронович»)- родился в Киеве. Окончил Киевскую духовную академию, пострижен в монахи в Киево-Братском монастыре.
В 1728 году Иннокентий Нерунович становится преподавателем Московской славяно-греко-латинской академии, а уже через два года в 1730 году становится префектом академии, иеромонахом Московского Спасского монастыря.
5 июня 1732 года - знаменательная дата для Иркутской епархии. Именно в этот день Святейшим Синодом выносится решение о «бытии епископом Иркутским и Нерчинским иеромонаху Иннокентию Неруновичу, Спасского училищного монастыря, в Москве, префекту». 25 ноября 1732 году Иннокентий Нерунович был рукоположен в епископы. Происходило это событие в Санкт-Петербурге в Соборной Исаакия Далматского церкви. Именной указ императрицы Анны Иоанновны об управлении Иннокентием ΙΙ Иркутской епархией (от 5 июня 1732г.) был получен в Иркутске 19(20) октября 1733г.
3-й экскурсовод.
-Вернёмся к строительству Богоявленского собора (см. фото в Приложении).
Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ними лишь в 1745 году. К окончанию строительства собор понес некоторые существенные утраты: в 1742 году во время сильного землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное (в то время это было модно). Кроме этого, Богоявленский собор воспринял черты посадского храма, но уже окончательно сформировавшегося- с трехчастной структурой объемов, с колокольней, расположенной на одной оси с четвериком и трапезной. Под влиянием барокко формы, характерные для культового зодчества XVΙΙ века, приобретают в Богоявленском соборе иное решение. На традиционное кубическое основание – четверик - поставлен восьмерик, увенчанный пятиглавием (фото в презентации). Именно Иннокентий ΙΙ способствовал тому, чтобы в архитектуре памятника слились воедино древнерусские узоры, барочные мотивы и элементы орнаментации, заимствованные из национальной сокровищницы коренных сибирских народов.
Учитель.
-Необходимо отметить, что в Сибири элементы барокко появились в XVIII веке. Обратите внимание на фото самой древней Спасской церкви. Она ещё построена по типу ранних посадских храмов, и в её декоративном убранстве использованы типичные приёмы мастеров XVII в.: над цоколем, создавая резкую границу света и тени, идет «поребрик» - ряд кирпичей, поставленных на ребро под углом друг к другу, а между этажами пролёг «бегунок» - поясок кирпичей в виде ломаной линии. Особую прелесть придают церкви наличники северного, обращённого к Ангаре, фасада, они почти все разные, у каждого, обратите внимание, своя особенность. Спасская церковь была закончена в 1710 г., а всего через 13 лет рядом вырос Богоявленский собор, в архитектуре и декоре которого уже проявились барочные мотивы.
4-й экскурсовод
Около Богоявленского собора в 1779 году задумали возвести вторую колокольню. Две звонницы при одном храме – явление довольно редкое в церковном зодчестве. Это было связано с тем, что в середине XVIII века в Иркутске бурно развивались ремесла. По численности мастеровых Иркутск занимал 17 место в России. Среди мастеров в городе были и колокольных дел специалисты. В 1797 г. иркутский мастер Алексей Унжаков отлил колокол весом в 761 пуд (около 10,5 тонн). Иркутский царь-колокол нарекли собственным именем – Большой Колокол – и решили специально для него выстроить колокольню. До постройки колокольни Колокол поместили на специальный помост. До наших дней колокол не сохранился. Во время пожара 1879 г. он растопился и стёк на землю. Что же касается Шатровой колокольни, то её ценность заключается в том, что в Европейской части России уже не возводили таких колоколен, а отсталая от моды Сибирь следовала традициям XVI века. Этим собор просто уникален! Таких шатровых колоколен в Сибири только две: - в Енисейске (см. фото) и в Иркутске
5-й экскурсовод
Как уже говорилось, задерживало открытие главного храма медленное оформление интерьеров. Написать иконостас был заподряжен иеродиакон Никон Красовский.
"Но по недостатку ли материалов, или усердия, или времени для обремененного другими обязанностями Никона, или по много сложностям работы, дело шло не совсем поспешно. В конце октября 1740 г. епископ Иннокентий Нерунович предписывал соборным протопопу Ивану Петрову и ключарю Власию Миронову освидетельствовать у подрядчика Никона его работу, понуждать его к скорейшему выполнению оной и чрез каждую неделю доносить себе об успехах. За всем тем Никон, по отбытии епископа Иннокентия в 1741 г. в Якутск, отвлекаемый должностями и члена приказа19, и эконома архиерейского дома, при всем желании, не мог вести дело с той скоростью, какая от него требовалась". К 1745 г иконостас был закончен, так как весной этого года Никон Красовский уехал из Иркутска. Его включили в состав каравана, направляющегося в Китай, как "искусного в живописи" мастера "для исправления в новостроящейся в Пекине церкви икон".
6-й экскурсовод
Впоследствии иконостас, иконы для которого выполнил Н. Красовский, между 1868 и 1870 г. был заменен на новый, и судьба его нам не известна. О дальнейшей судьбе Н.Красовского известно следущее: в октябре 1745 г. Г. Лебратовский, директор китайского каравана, с которым Никон ходил в Китай, уведомил Иркутский архиерейский приказ, что он отправил иконописца а Москву. В 1746 г. Н Красовский был принят в Александро-Невскую лавру в Петербурге.
Сегодня в интерьере храма находятся три иконостаса, главный и два придельных. Главный иконостас, сооруженный в 18-м столетии, является единственным в своем роде. Его покрывает мелкая орнаментальная резьба, создающая эффект, известный под названием «золотая кожа». Из 650 икон, находящихся в церкви, 400 признано художественно ценными. Большинство их относится к XVIII веку, хотя есть и несколько старинных икон 17-го столетия.
Учитель
Ребята, необходимо отметить, что в советские годы Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. Под его сводами разместился иркутский хлебозавод. В соборе стояли печи, в которых выпекались кондитерские изделия и сухари. Четверик, разделённый деревянными перекрытиями на несколько этажей, использовался как общежитие. Если бы мы с Вами оказались перед этим зданием в советские годы, то не смогли бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества. Ребята, посмотрите, насколько красив сейчас Богоявленский собор: изящные наличники окон, декоративные кокошники, сложного профиля карнизы – все это придает Собору особую красоту. Кроме того, пояс четверика Собора украшают 156 разноцветных изразцов! В в 2003 году собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Сегодня, как и более двух столетий назад, собор Богоявления находится в центре культурной и общественной жизни города Иркутска. Что же касается Иннокентия Неруновича, то 1 октября 1960 года останки Иннокентия были перенесены из зоны затопления Братской ГЭС на кладбище в Радищевском предместье. Правда, из-за тогдашних гонений на церковь, этого нельзя было сделать торжественно. И тогда один из иркутских священников съездил на место захоронения и привез останки Неруновича в… дорожном чемодане. Сегодня останки святителя уже извлечены и перевезены в алтарь Знаменского собора (см. фото). Теперь у входа в Богоявленский собор размещён барельеф с изображением святителя Иннокентия, как святого, много сделавшего для утверждения православной духовности на сибирской земле.
Подведение итогов урока-экскурсии. Рефлексия.
Варианты домашнего задания:
- Узнать об истории Спаса - Преображенской церкви г. Усолье-Сибирское. При этом задание может быть по различным темам: «Иконостас Спаса - Преображенской церкви»; «Спаса - Преображенская церковь в эпоху самодержавия» и др.
- Прочитайте слова. Незнакомые слова посмотрите в словаре:
иконостас
крещение
купол
Миссионер
восьмерик
погребение
придел
святитель
тление
трапезная
шатёр
заподряжен
- Объясните своими словами значение следующих слов: пророк, новомученик, протопоп, мощи, поребрик.
- Ответьте на вопросы:
- Где находится Собор Богоявления, и чем он был для Иркутска?
- Подготовьте в хронологическом порядке историю храма и расскажите ее.
- Опишите внешнее убранство храма в прошлом и сейчас.
- Опишите внутренне убранство храма в современности.
- Что Вы можете рассказать о колокольне? В чем ее ценность?
- Почему крестный ход начинается с освящения барельефа у входа в Богоявленский собор с изображением святителя Иннокентия?
- Какую информацию Вы могли бы добавить о данном храме из других источников?
- Конкурс на изготовление лучшего буклета-путеводителя по Богоявленскому собору г. Иркутска.
Литература
- Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири. Конец XVII-XVIII вв. Новосибирск, 1979г
- Фатьянов А.Д. К вопросу о реставрации собора Богоявления-памятника архитектуры в Иркутске. - «Сибирь», 1974, №3.
- Крючкова Т.А. К вопросу истории строительства и реставрации иркутского Богоявленского собора. - в кн. «Памятники Иркутска», Иркутск, 1989г.
- Духовный вертоград Сибири// в ж. Земля Иркутская, №14, 2000г.
- Полунина Н.М. Живая старина Приангарья., М., «Искусство», 1990г.
- Иркутск: из прошлого в будущее.- Иркутск: В-С книжное издательство, 1990
- Ладик Л.А. Свидания с Иркутском. - Иркутск: В-С книжное издательство, 1991
- Кудрявцев Ф.А. и Е.П. Силин Иркутск. Очерки по истории города, Иркутск, 1994г.
- Шедевры русской живописи, М. 2006г.