Урок по окружающему миру по теме "Пятый океан" (учитель – ученик-консультант)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: углубление знаний детей об окружающем мире через развитие способности использовать полученную информацию для дальнейшего самообразования.

Задачи урока:

  • Образовательная – познакомить учащихся с понятием атмосфера, с составом воздуха, обобщить знания детей о способах защиты окружающей среды;
  • Развивающая – развивать умения учащихся самостоятельно получать информацию;
  • Воспитывающая –  воспитывать любовь к окружающей природе, чувство ответственности за то место на Земле, где ты живёшь.

ХОД УРОКА

Беседа по технике безопасности при работе с микроскопом.

1. Вступление

(Звучит мелодия песни «Звездная страна»)

Приложение 1. Слайд 1. «Пятый океан».

Приложение 1. Слайд 2: «Звездное небо, дерево».

Учитель:

Ах, как часто, глядя в поднебесье,
Мы мечтаем покорить пространство.

Приложение 1. Слайд 3: «Звездное небо, Маленький принц».

И как Маленькие принцы, в одночасье
На других планетах оказаться.

Приложение 1. Слайд 4: «Планеты и звезды».

Ученица:

Удивляться их могуществу, величью,
Раскрывать секрет небесной выси.
И, конечно же, ловить себя на мысли:
Им с планетой нашей не сравниться.

2. Постановка проблемного вопроса

Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша Земля. Неслучайно, именно на нее посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки Экзюпери.
Приложение 1. Слайд 5: «Вид Земли из космоса».
Что же увидел Маленький принц, попав на Землю? (Маленький принц попал в пустыню, не увидел ни души, и очень удивился.)
Но наша планета – это голубой шар. Почему?   (Музыку отключить.)

3.  Актуализация знаний

Дети:

1) 2/3 территории земного шара занимает вода.
Приложение 1. Слайд 6: «Изображение океана».Четыре водяных океана: Атлантический, Тихий, Индийский,
Северный ледовитый широко разлились по земле. Вода в них очень соленая.
Приложение 1. Слайд 7: «Изображение карьера».

2)  А также на земном шаре очень много пресных больших и маленьких рек и речек, есть огромные озера, которые являются морями, и совсем маленькие водоемы, как наш карьер, Но все они часть нашей с вами планеты.

Учитель: На свете есть еще один океан – самый большой из всех океанов,
Приложение 1. Слайд 8: «Изображение воздушного океана». И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не  замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже машины и дома, день и ночь «купаются» в этом океане. Океан это не соленый, и не пресный и к тому же без берегов и без воды.
Приложение 1. Слайд 9: «Самолет в небе».Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его   просторам самолеты. Что же это за океан?
Верно, это воздух. И сегодня мы о нем поговорим.
Приложение 1. Слайд 10: «Пятый океан – воздушный океан».
Общепринятым в нашей географической литературе является деление единого Мирового океана на 4 составные части: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан. Это настолько устоялось, настолько прижилось, что в русском языке появилось и утвердилось понятие «пятый океан», под которым подразумевается воздушный.
Но исследователи на основе изучения водных масс, говорят о пятом водном океане, который расположился у берегов Антарктиды и получил название Южного океана. Но мы с вами, следуя традиции, говорим сегодня о пятом – воздушном океане.

(Звучит музыка: тихо, потом немного громче)

4. Сообщения детей по группам «Зачем нам нужен воздух?»

– Расположите отрывки по  порядку, что бы получился текст (увеличить громкость музыки).

(Дети из предложенных отрывков составляют сообщения по группам. Каждый зачитывает слова с одного листочка).

1. Атмосфера – что это? (Музыку отключить.)

  • Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан. Ученые предпочитают называть воздух, который окружает нашу планету, атмосферой Земли.

Приложение 1. Слайд 11: «АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ». Атмосфера Земли (от греческого atmos – пар или сфера) – это воздушная среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с нею.

  • Неравномерность ее нагревания способствует общей циркуляции атмосферы, которая влияет на погоду и климат Земли.
  • Атмосфера есть и у некоторых других планет Солнечной системы, например у Венеры и Марса. Атмосфера там есть, а жизни нет. Почему?
  • Оказывается, для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а обязательно пригодная для дыхания.

2. Состав воздуха

Приложение 1. Слайд 12: «Состав воздуха».

Учитель. Давайте посмотрим, из чего состоит воздушная оболочка Земли. Воздух почти всегда находится в газообразном состоянии. Но, однако, воздух нельзя назвать газом, потому что он состоит из смеси газов. Причем два газа: азот – 78% и кислород – 21% занимают 99% от всего объема воздуха. 

На доске  слова: Состав воздуха

Кроме того, в воздухе всегда присутствует небольшое количество углекислого газа, который выделяется при дыхании живыми существами. Остаток – менее одного процента, занимают редкие газы: аргон, гелий, ксенон и другие. Воздух необходим нам постоянно для поддержания жизни. При каждом вдохе мы поглощаем из воздуха кислород.

3. Фабрика кислорода или фотосинтез

Приложение 1. Слайд 13: «Использование кислорода».

  • Кислородом дышат люди и животные, они вдыхают кислород, с помощью которого вырабатывается энергия, а выдыхают углекислый газ, вредный для человека и других живых существ.
  • Помимо этого чадят заводы и фабрики, построенные человеком. Кислород  сжигают самолеты и машины, не могут без него работать доменные печи, химические заводы. Почему же кислород не убывает, почему его не становится меньше? Почему же мы не задыхаемся, если все живое вокруг выделяет ядовитые вещества?
  • В природе все продумано, и существует процесс, спасающий все живые организмы. Процесс этот регулирует баланс углекислого газа и насыщает кислородом воздух.
  • На Земле есть зеленые растения и водоемы. Это – настоящая фабрика кислорода. Растения превращают в кислород непригодный для дыхания углекислый газ и воду при помощи солнечного света. Превращают и возвращают обратно в атмосферу. Этот процесс называется фотосинтезом.

На доске  слова: Фотосинтез – это фабрика кислорода

  • Процесс фотосинтеза возможен только у зеленых растений, поэтому люди в городах стараются посадить больше зеленых насаждений и разбить парков

4. Круговорот воды в природе

Приложение 1. Слайд 14 «Круговорот воды в природе»

  • Еще одну важную работу выполняет пятый океан – следит за климатом на нашей планете.
  • Ветер – это тоже движущийся воздух. Он перегоняет холодный воздух на юг, теплый на север. Почему же идет дождь?
  • Солнце нагревает землю и воду в морях, океанах, реках, озерах. Вода превращается в пар. Атмосфера земли содержит десять триллионов тонн водяного пара. Пар смешивается с воздухом и поднимается вверх.
  • Остывая, воздух отдает часть своего груза, и невидимый водяной пар снова становится водой. Из ее капелек образуются облака.
  • Внутри тучи крошечные капельки, разрастаясь, становятся такими большими, что не могут удержаться наверху воздушными течениями и падают на землю в виде дождя. Это пятый океан с морей, океанов, рек и озер собирает влагу и отдает суше.  Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

На доске слова: Атмосфера следит за климатом на Земле

5. Воздух нас защищает

Приложение 1. Слайд 15: «Атмосфера  Земли»

  • Четыре водяных океана широко разлились по земле, а пятый – воздушный – над землей. Получается что поверхность нашей планеты – его дно. И, бегая по двору, гуляя в лесу, мы все время находимся как бы на океанском дне. Земля окружена оболочкой из воздуха толщиной несколько сотен километров.
  • Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как например, Луна и планета Меркурий, у них то такой «рубашки» нет.
  • Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов. Когда небесные камни обстреливают нашу планету, они сначала сталкиваются с ее воздушной «броней», которая тормозит, замедляет их полет. При этом метеориты так раскаляются, что, не достигнув Земли, сгорают.
  • Пятый океан защищает нас и от космических лучей – невидимок. Они бы давно уничтожили на Земле все живое, да спасибо, воздух не пропускает.
  • Если бы не голубая «рубашка» – Земля была бы голой пустыней.

На доске слова: Атмосфера защищает планету.

5. Источники загрязнения атмосферы

Приложение 1. Слайд 16: «Воздух есть везде»

– Атмосфера окружает нас со всех сторон: любое пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом. Он растворен в воде морей, рек, озер, ручьев, колодцев. Им дышат все животные, растения, человек. Мы не видим воздуха, не можем попробовать его на вкус, но воздух не является пустотой. Невидимый воздух становится видимым, когда в нем слишком много частиц дыма, он обретает неприятный запах, им трудно дышать.
Приложение 1. Слайд 17: «Смог»
Развитие промышленности, транспорта приводит к загрязнению воздуха.
Одним из источников загрязнения воздуха является пыль. Пыль находится везде вокруг нас. Ее мы стираем каждый день с полок и подоконников. Ее мы вдыхаем с воздухом. Нет в мире такого места, где не было бы пыли.
– Про пыль у нас все знает Слава, он выполнял исследовательскую работу. Он нам расскажет, откуда берется пыль, и чем она интересна.
Приложение 1. Слайд 18: «Откуда берется пыль?»

Защита исследовательской работы «Что такое пыль?»

Ученик-консультант: Пыль оседает на землю с каждой каплей дождя, с каждой снежинкой. Если бы дождь не смывал, а ветер не сметал её, на крышах наших домов за год скапливались бы тонны пыли. Однако пыль не лежит на месте. Она проникает в любую трещину. Даже в убранной дочиста комнате всё пронизано пылью: в каждом кубическом сантиметре воздуха снуёт более тысячи пылинок. Солнечным летним днём на свету хорошо видно, как кружится пыль. Откуда же берется пыль?

1) Пыль с почвы 

Приложение 1. Слайд 19: «Пыль с почвы»

Пылью являются мелкие частицы почвы. Смешиваясь с водой, они образуют обыкновенную грязь. А пересыхая, почвенная, пыль становится легкой и подверженной переносу воздухом.
Ветер поднимает тучи пыли, почвы, песка, мчит их над широкими степными просторами, и все это оседает толстым слоем на землю и поля. Иногда наносы бывают до 2-3 м высотой. Гибнут посевы и сады. Ветер выдувает слой почвы на 16-25 см, поднимает ее на высоту 1-3 км и переносит на огромные расстояния.

Приложение 1. Слайд 20: «Дорога. Пыль с почвы».
После пыльной бури, разразившейся на Северном Кавказе и в Восточной Украине, частицы почвы были обнаружены на снегу Финляндии, Швеции, Норвегии. В нашей стране пыльные бури наиболее часто поражают Нижнее Поволжье и Северный Кавказ.
Когда на Западе США бушевали пыльные бури, легкие многих местных жителей были настолько забиты землей, что им не удавалось откашляться. После лечения, эти люди откашливали из бронхов цилиндрики слежавшейся пыли толщиной с карандаш.

– Микроскоп № 1 поможет нам увидеть пыль с почвы. Рассмотрите. Что вы там увидели? Это световой микроскоп. А электронный микроскоп увеличивает еще больше. Посмотрите, как выглядит пыль с почвы в большем увеличении.

Изображение с электронного микроскопа выводится на экран.

2) Пыль от резиновых шин и выхлопных газов.

Приложение 1. Слайд 21:«Дорога, по которой едут машины».

Мы с вами живем в городе, улицы нашего города заасфальтированы. Но пыли на улице тоже много.
В составе городской пыли немало резиновых частиц от истирающихся об асфальт и бетон автомобильных шин. Как правило, резиновая пыль не поднимается выше четвертого этажа, а на уровне седьмого этажа ее уже практически нет. Средний житель большого города ежедневно вдыхает около 500 миллиардов пылевых частиц, и среди них немало резиновых. Хотя большая часть этих частиц тут же выдыхается, немало и остается в носу, гортани и легких.

Приложение 1. Слайд 22: «Пыль из выхлопных газов»

Выбросы выхлопных газов – основная причина содержания вредных веществ в атмосфере крупных городов, образования смогов. Выхлопные газы автомобилей содержат угарный газ, сажу, углеводороды, оксиды азота. Все эти вещества являются вредными для человека. Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма – иммунодефицит. Кроме того, газы сами по себе могут стать причиной различных заболеваний.
Для нейтрализации вредных веществ, выбрасываемых двигателями, многие современные машины стали оснащать катализаторами.

3) Пыльца.

Приложение 1. Слайд 23: «Протвино. Сосны».
Мы живем в городе, расположенном в сосновом лесу. Сосна    удивительное растение, которое образует пыльцу. Что же представляет собой пыльца растений.
Пыльца и споры растений – это живая пыль. Она дает начало новой жизни. Пыльца – это мелкие частицы различного размера и веса, вырабатываемые и выпускаемые в атмосферу растениями для опыления других растений того же вида.
Приложение 1. Слайд 24: «Пыльца».
Пыльца может вызвать аллергию у некоторых людей. У аллергика организм реагирует на протеин, содержащийся в пыльце, что ведёт к таким неприятным симптомам, как чихание, насморк и зуд в глазах.
В определённое время года в воздухе имеется большое количество пыльцы. Весной это, как правило, пыльца деревьев, а летом – полыни и других трав. Пыльца – это продукт питания пчелиной семьи.
Пыльцу используют для лечения и в качестве биологически активной добавке к пище.
Приложение 1. Слайд 25: «На фоне сосен слова: ПЫЛЬЦА СОСНЫ».
В микроскопе №2 вы можете рассмотреть пыльцу сосны в десятикратном увеличении, а электронный микроскоп покажет нам немного другую картину. В чем разница?

Изображение электронного микроскопа выводится на экран.

4) Бытовая пыль.

Большую часть времени люди проводят в помещении. Давайте поговорим о бытовой пыли.
Приложение 1. Слайд 26: «Бытовая пыль».
12% от всей бытовой пыли составляют тканевые и бумажные волокна. Поролоновая обивка мебели, разрушаясь через 8–10 лет эксплуатации, выделяет огромное количество вредной пыли. Да и сам домашний текстиль является своеобразным прибежищем для пыли.
Приложение 1. Слайд 27: «На фоне картинки слова: БЫТОВАЯ ПЫЛЬ».
В микроскопе №3 мы рассмотрим бытовую пыль. Пыль, которая окружает нас когда мы находимся в помещениях, и сейчас она летает вокруг нас. Давайте рассмотрим ее при разном увеличении и сравним.

Изображение электронного микроскопа выводится на экран.

Приложение 1. Слайд 28: «Клещи»
В наших матрацах, подушках, постели и в мягкой мебели, в скоплениях пыли на полу обитают микроскопические клещи. Их трудно разглядеть невооруженным глазом.
Из квартиры в квартиру клещи переносятся сквозняками, заносятся на одежде, обуви или с мебелью. Вреда они не приносят, хотя у некоторых людей эти клещики вызывают аллергию.

6. Пыль – залог здоровья

Приложение 1. Слайд 29: «Микроорганизмы пыли укрепляют иммунную систему».
Принято считать, что астмой и аллергией люди болеют в первую очередь из-за пыли – точнее, из-за содержащихся в ней пылевых клещей. Однако результаты новейших исследований показывают обратное: пыль полезна для здоровья! Микроорганизмы, мельтешащие в комнатной пыли, укрепляют нашу иммунную систему.
Чем чаще иммунная система человека сражается с вирусами и бактериями, таящимися в пыли, тем реже ему грозит аллергия.

7. Борьба с пылью

Учитель. Чем решительнее человек преобразует окружающую среду, чем больше „пыли вокруг себя поднимает“, тем яростнее с пылью борется. Было время, когда люди копали землю лопатой, а ездили в каретах и колымагах.

Приложение 1. Слайд 30: «Люди, работающие в поле»

Ученики:

1)  В ту пору они не боялись замарать руки и к пыли относились снисходительно. Мыть руки и тело тогда не любили. Вплоть до ХIХ века грязные руки и пыльное платье были своего рода знаком отличия человека: по ним сразу видели, что человек честно зарабатывает себе на хлеб, а не занимается, например, воровством.

2) Всё изменилось, когда цивилизация стала машинной.
Приложение 1. Слайд 31: «Выбросы и отходы производства».
Тогда фабричные трубы принялись коптить небо; огромные машины стали вгрызаться в землю, добывая уголь и нефть, тогда рабочие начали всё сильнее чахнуть, всё чаще болеть. Их почерневшие лёгкие не выдерживали ни угольной, ни цементной, ни фабричной пыли. Люди задыхались и гибли. Что было причиной болезней? Плохие санитарные условия. И люди ополчились на пыль.
Приложение 1. Слайд 32: «Моющие средства»

3) В продаже появились самые разные средства гигиены и предметы для избавления от пыли. Люди с остервенением принялись чистить, драить и мыть комнаты, дома, лестничные клетки, тротуары, мостовые и своё собственное тело. Многочисленные заводы и фабрики выпускали мыло, мётлы, щётки, веники, швабры и губки. Любители роскоши могли приобрести такие удивительные машины, как пылесос и механическую щётку для ковра.

4) Мы неизменно связываем пыль с грязью. Нам кажется, что пыль – это благодатная среда для самых противных существ: тараканов, пауков, мух. Вот почему пыль так неприятна. Это находит отражение и в нашей лексике: работа хороша, если она „непыльная“; ненужные нам вещи „пылятся“ у нас; любой обман – это „пыль, пущенная в глаза“; „валяться в пыли“ значит унижаться.

Приложение 1. Слайд 33:  Слова

Работа хороша «непыльная»
Ненужные вещи у нас «пылятся»
Обман – это «пыль, пущенная в глаза»
Унижаться – «валяться в пыли»

5) Сторонники чистоты избегают заводить дома мягкую мебель, ковры и шторы. Интересно, но ткани – не только источники пыли, но и верные помощники человека в борьбе с пылью: вспомним про половые и уборочные тряпки, фильтры в пылесосах.

9. Заключение

На фоне мелодии песни «Звездная страна»

Приложение 1. Слайд 34: «Маленький принц».

Мы с вами, живущие на Земле, должны помнить одну из мудростей Маленького принца, что мы всегда в ответе за тех, кого приручили. За тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Все мы живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца, ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может выбрать себе другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него нам просто некуда».
Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила:

Приложение 1. Слайд 35: Слова на фоне океана:

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Приложение 1. Слайд 36: «Земной шар в ладонях».

Что же мы с вами можем сделать, чтобы наша планета, там, где мы живем, была в порядке?

– Следить за чистотой в классе: протирать пыль с подоконников и столов;
– ухаживать за комнатными растениями;
– обязательно менять обувь – не ходить в уличной обуви в помещении;
– не бегать по коридору, поднимая пыль;
– содержать свои вещи в чистоте и порядке.

Приложение 2