Цель: введение учащихся в прекрасный мир цветов, воспетый разными поэтами.
Задачи:
- познакомить учащихся со стихотворениями о цветах;
- развивать навыки выразительного чтения наизусть;
- воспитывать любовь к родной природе;
- воспитывать чувство гордости за результат проделанной работы на пришкольном дворе.
Оборудование: презентация к мероприятию, выполненная в программе Power Point; рисунки учащихся, стихотворения различных поэтов о цветах.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Презентация слайд 1). Музыкальная зарисовка («Вальс цветов» П.И.Чайковского), на фоне которой звучит вступительное слово учителя и 1-го ведущего:
– Мир цветов таинственен и чудесен, и этот мир
любят все: и старые, и малые. Цветы сопровождают
нас всю жизнь: встречают при рождении, дарят на
свадьбах, именинах и празднествах, они с людьми и
в их последнем пути…
Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы,
тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы
«растут» на страницах книг, картин, и это
пробуждает в нашей душе чувство красоты.
1-й ведущий. Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы – символ веры, надежды и любви. Давайте немного послушаем «Вальс цветов» П.И.Чайковского, который вы уже слышите с начала урока….(прослушивание 1,5 мин.)
2-й ведущий. (Презентация
слайд 2). Про то, как пришли на землю цветы, вот что
сказывают в народе…
Возвращался однажды Иван-царевич от Бабы Яги.
Доехал до реки, а моста-то через неё нет. Махнул он
три раза платком в правую сторону – повисла над
рекой дивная дуга, он переехал по ней на другой
берег.
1-й ведущий. Махнул два раза в другую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись.
2-й ведущий. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки-цветочки. Одни цветы были добрые – это там, где ступал Иван-царевич. А другие – злые и ядовитые – от следов Бабы Яги.
1-й ведущий. Но таковых намного меньше, чем добрых и прекрасных. И даже ядовитые выполняют определённую роль в природе – они лечат, если их употребляют в меру и люди, и животные.
2-й ведущий. Каждый из вас, наверное, согласится с тем, что цветы – это, прежде всего, символ любви. Когда в XX веке была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию, но поверх всех украшений лежал скромный букетик полевых цветов. Так выразила молодая вдова свою любовь к умершему супругу.
Звучит припев из песни «Полевые цветы» в исполнении В.Толкуновой.
(Презентация, слайд 3)
1-й ведущий. Как мы все любим полевые цветы! Настоящий восторг: колокольчики, ромашки, медуницы, жарки, ландыши…Как щедра природа, даря нам эту красоту безвозмездно, без ухаживаний, без полива и рыхления, пожалуйста, наслаждайтесь, люди, цените, берегите!
Ученик.
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!<…>Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!Так дева в первый раз вздыхает –
О чём, неясно ей самой, –
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой. (А.А.Фет)
Ученик. (Презентация слайд 4)
Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Её весёлый жёлтый глаз
Через ресницы белые.Она в лугу, она в лесу
И рядом – на обочине.
По всей земле её красу
Ветра рассредоточили.По всем полянам и полям
Ромашка с мая месяца
На счастье вам, на радость вам
Растёт, цветёт и светится. (М.Дудин)
Ученик. (Презентация слайд 5)
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слёз,
Синий колокольчик спит в тени берёз.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Жёлтенькие звёзды всюду по полям. (В.Брюсов)
2-й ведущий. А попробуйте-ка вы отгадать загадки о цветах, которые сочинил народ:
Цветки – белые, кистями,
Плоды – чёрные, с костями. (Черёмуха)Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчик)Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
Белая корзинка – золотое донце,
В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)Кто ни прикасается, за того цепляется.
Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. (Репейник)
1-й ведущий. Мы все любим лето, мы ждём его с ярким солнцем и весёлыми дождями, с говором дубрав и ароматом цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не спешите сорвать их…
(Презентация слайд 6) Музыкальная зарисовка («Вальс цветов» П.И.Чайковского)
2-й ведущий. Конечно, то, что дарит нам природа, срывать нельзя. Но! Есть цветы, которые мы выращиваем, чтобы потом их сорвать для цветочных композиций, букетов. Что это за цветы? Конечно, садовые. Их невероятно огромное количество. Красивых и очень-очень красивых, созерцая которые, человек становится добрее, мудрее, лучше.
Ученик. (Презентация слайд 7)
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свёрток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.Как он прекрасен, холоден и чист, –
Глубокий кубок, полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Тёмно-зелёный, по краям зубчатый.За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыханья. (С.Я.Маршак)
1-й ведущий. О каком цветке идёт речь? Конечно же о розе. Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых, розовых, жёлтых, голубовато-сиреневых до тёмно-красных. И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия.
Ученик.
Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветает радость,
Казалось мне, любовь дышала в них… И.П. Мятлев
2-й ведущий. Роза – царица цветов. Но есть ещё много не менее прекрасных цветов, которым поэты посвящали свои стихотворения.
Ученик. (Презентация слайд 8)
Тёмной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой обвевает их.
Ночь их чашечки раскрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном чистой красоты… И.А.Бунин
Ученик. (Презентация слайд 9)
По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать.В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт… Е.Бекетова
Ученик. (Презентация слайд 10)
Я от тебя не утаю:
Ты прячешь губы в снег жасмина.
Я чую на моих тот снег,
Он тает на моих во сне… Б.Пастернак
Ученик.
Только вечер затеплится синий,
Только звезды зажгут небеса,
И черёмух серебряный иней
Уберёт жемчугами роса… А.Будищев
Ученик.
Мак сердечко отуманит,
Мак рассудок усыпит,
Хмель ланиты нарумянит
И головку закружит. А.Островский
Учитель. Созерцание цветов вдохновляло поэтов на создание стихотворений, композиторов – музыки, художников – картин, что мы и увидели, и услышали сегодня. Давайте посмотрим ваши рисунки, который вы сегодня принесли показать нам
(Комментированный просмотр рисунков учащихся).
– Может быть, некоторые из вас попробуют дома тоже сочинить стихотворение о каком-либо цветке или загадку. Пусть сегодняшний «Праздник цветов» вдохновит вас на творчество. А в завершение, хочется сказать вам: если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад. Так давайте же выращивать цветы, радуя себя и окружающих! (Презентация слайд 11)
(Завершаем показом фото цветов, выращенных на пришкольном дворе МОУ Ивановской ООШ)