Основной целью в работе с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Известно, что игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Но игры детей с проблемами в развитии имеют свои отличительные особенности. Им характерны простейшие манипуляции с игрушками, бедность содержания, неумение договариваться между собой, оречевлять свои действия. Причиной тому могут быть как биологические факторы, так и недостаточные представления об окружающем, низкая познавательная активность, нарушение речи и эмоционально-волевой сферы.
Для успешной реализации коррекционно-воспитательного процесса я решила использовать театрализованную деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, со всем его многообразием через образы, краски, звуки. Они учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Заучивание текста способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи. Использование музыки, песен, танцев развивает ориентирование, двигательную активность, моторику, пластику, музыкальность.
«Примеряя» на себя ту или иную роль, дети учатся правильно оценивать поступки героев, их поведение, что способствует формированию положительных черт характера, критическому отношению к собственному поведению. Участие в играх- драматизациях, инсценировках, спектаклях помогает ребенку воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
В группе детей с ЗПР коррекционно-воспитательная работа ведется в системе и взаимодействии со всеми специалистами детского сада. Занятия объединены одной общей темой. Опираясь на тематическое планирование, я подбираю соответствующую литературу, художественные произведения, видеоматериалы, музыку, дидактические и подвижные игры.
На занятиях знакомимся с произведениями детских писателей, русскими народными сказками. После их прочтения проводится обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляют характеры героев, дают им нравственную оценку, находят краски для воплощения их в роли. Используя игры «Веселые превращения», «Дружные звери», «Кто как передвигается», «Игры с воображаемыми предметами» и другие, дети учатся перевоплощаться в заданных героев.
Большая роль уделяется работе по постановке спектакля. Сначала выбирается с детьми сказка, которую все хотели бы поставить. Распределяются роли по желанию детей. Так были поставлены сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Свои театрализованные представления дети показывали родителям, детям других групп детского сада. Участники спектакля с удовольствием разучивали свои роли, обыгрывали сценки, добивались наибольшего сходства с героями сказок.
На музыкальных занятиях разучивали песни, танцы к спектаклю, учились двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой героев.
На занятиях по ручному труду и изодеятельности дети изготавливают сказочных персонажей, атрибуты к спектаклю. Ребята с удовольствием обыгрывают свои поделки – придумывают им имена, сочиняют сказки, рассказы, истории. Это способствует развитию связной речи, творческого воображения, фантазии.
Любимые герои сказок приходят к детям и на другие познавательные занятия, они вместе совершают увлекательные путешествия в мир непознанного и неразгаданного, преодолевают трудности в решении задач, отгадывании загадок, в поиске ответа на вопрос. Игровая форма проведения занятия вызывает интерес у детей, внимание их становится более устойчивым, тем самым повышается продуктивность обучения.
Для самостоятельной театрализованной деятельности изготовлены, при помощи родителей, ширмы, костюмы, маски, шапочки, подобраны плоскостные, пальчиковые кукольные театры.
Инсценировка сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной и грамотной, а сами они более – внимательными и терпимыми друг к другу.
Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР трудно переоценить, т.к. она способствует не только пополнению знаний и умений, но и формирует общие игровые навыки, речь, личностные качества ребенка, его адекватное поведение в различных ситуациях.
Литература
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.,1991
- 1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.
- Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград, 2007.
- Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. С-Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.