Цели: Повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей; углубить и упрочить полученные знания, умения и навыки; развивать логическое мышление, интуицию, внимание, вычислительные навыки; развивать интерес к предмету, формировать навыки общения, умение работать в коллективе.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация (слайды).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
«Решение задач, заданий – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на велосипеде, которому можно научиться. Так и умения выполнять действия с десятичными дробями. Чтобы научиться выполнять их нужно трудиться, воспитывать волю, упорство, а это развивает любознательность и смекалку. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Действия с десятичными дробями».
II. Устная работа.
«Думай, соображай, правильно отвечай»
- Прочитайте числа (слайд 2):
1,2; 3,04; 0,15; 2,094; 0,9; 0,01; 17,8; 40,5.
Расставьте их в порядке возрастания.
- Игра «Запятая заблудилась»
Задание: расставьте в следующих забавных равенствах запятые (слайды 3-4):
3,8 + 12 = 5
7,36 – 336 = 4
14 × 5 = 7
48 : 6 = 0,8.
- Посмотрите на числа в каждом ряду; догадайтесь по какому признаку они собраны вместе и назовите еще по два числа в каждом ряду (слайды 5-6):
0,2; 0,7; 1,2; …; … .
6,8; 6,4; 6,0; …;… .
1,1; 2,2; 4,4; …;… .
10,4; 5,2; 2,6; …; … .
- В пустые клетки квадрата вписать дроби так, чтобы по любой горизонтали и вертикали сумма чисел была равна 3 (слайды 7-8).
1,3 | 0,6 | 1,1 |
0,8 | 1,0 | |
0,9 |
III. Выполнение упражнений.
А теперь вспомним по каким правилам мы выполняем сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей и проведем дидактическую игру «Прочитай слово» (учащиеся выполняют действия и находят соответствующую букву в таблице) (слайды 9-11):
- 0,709 × 100 =
- 439,6 : 100 =
- 12047 + 9,108 =
- 8,7 - 2,087 =
- 0,24 × 7,5 =
- 41,4 : 18 =
- 8,64 : 3,6 =
- 8,64 : 0,01 =
ц | о | д | м | л | Е | ! | |
1 | 0,709 | 70,9 | 71,9 | 70,9 | 7,09 | 7,9 | 79 |
2 | 0,4396 | 4,396 | 439,6 | 44,396 | 4396 | 439,6 | 43,96 |
3 | 2,578 | 2,1578 | 21,587 | 215,78 | 21,578 | 21578 | 2158,8 |
4 | 66,13 | 6,613 | 67,13 | 6,713 | 661,3 | 6613 | 0,6613 |
5 | 18 | 1,08 | 1,8 | 10,8 | 108 | 0,108 | 0,18 |
6 | 0,23 | 0,32 | 23 | 32 | 2,03 | 2,3 | 3,02 |
7 | 2,4 | 0,24 | 24 | 0,024 | 2,04 | 20,4 | 0,204 |
8 | 8,64 | 8,064 | 84,6 | 684 | 846 | 86,4 | 864 |
- Но умение выполнять действия с десятичными дробями нужно и при решении задач (слайд 12).
Задача: «Папа поймал во время рыбалки сома, щуку и карася общей массой 4,43 кг. Масса щуки в 1,6 раза больше массы карася, а масса сома на 0,86 кг больше массы щуки. Найдите массу карася»
Задача: «На четыре платья 5 джемперов израсходовали 6,8 кг пряжи. Сколько пряжи нужно на одно платье, если на один джемпер ушло 0,6 кг пряжи?»
IV. Итог урока
выставление оценок за работу на уроке; повторение правил выполнения действий с десятичными дробями (слайд 14).
Домашнее задание: № 1502, 1504, 1505 в, 1494.
Список литературы
- Приложение к газете 1 сентября “Математика” №39 2002 год. Стр 1 - 2. Развитие интереса к математике.
- Журнал “Математика в школе” №6 за 1993 год.
- Школьный учебник “Математика” 6 класс под редакцией Н.Я.Виленкина 2008 год