Урок чтения в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами;
  • продолжать учить строить схемы;
  • совершенствовать знания по пройденному материалу;
  • формировать орфографическую зоркость;
  • развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе, чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений.

Оснащение урока: мультимедиа, презентация к уроку на материале детских фотографий из семейного архива ,карточки для дифференцированной работы, кроссворды, запись песни «С чего начинается Родина» Я. Френкеля.

Ход урока

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
начинается урок
Ставим ушки на макушки
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Постановка цели урока.

Учитель: Мои друзья летом ходили в поход. А что такое поход? Слайд 2

Дети: Когда мы с ребятами идем в лес, на речку и отдыхаем.

Учитель: Поход – продвижение группы людей с одной местности на другую с какой-то целью.

Учитель. А вы хотите в поход? (Да)

А какая у нас цель?

Дети: Узнать, что-то новое, полюбоваться природой.

Учитель: Я с удовольствием приглашаю вас в необычный поход – телевизионный. А так как он проходит на уроке чтения, то какую задачу перед собой поставим? Слайд 3

Дети: находить предметы, в которых есть изученные звуки, строить схемы, читать слова.

Учитель: цель у нас убедительная, тогда в путь. Стоп! Нам нужен руководитель маршрута. Наш город расположен на берегу реки… Медведицы. Посмотрите, как красиво на нашей речке.

– Что окружает речку?

Дети: Деревья, кустарники, зелёная травка.

– Какую букву выберем в проводники?

Дети: Букву Р, р.

– Что мы знаем о букве Р, р.

Дети: буква Р, р обозначает 2 звука – твёрдый и мягкий звонкий согласный.

Сколько еще незнакомого для нас таит река и ее берега. Если подольше побудешь – больше узнаешь.

Фонетическая разминка

Вспоминаем как язычок ставим: плотно К НЕБУ прижимаем, с силой выдыхаем р-р-р. Слайд 4

Ещё солнышко не взошло,
а петушок прокричал: ку -ка-ре-ку!
Мы проснулись, потянулись, растёрли щёчки, мочки ушек и слышим:
Ставни скрипят: скр-р-р-р,
Кони храпят: хр-р-р-р,
Вороны кричат: кар-р-р-р,
Собаки рычат: р-р-р-р.

Чистоговорка (дифференцированная работа)

Встали с постели и делаем зарядку. Слайд 5

Ра-ра-ра – проснулась детвора.
Ар-ар-ар – в комнате пищит комар.
Ро-ро-ро – мы возьмем с собой ведро?
Арь-арь-арь – мы берем с собой фонарь.

Скороговорка

Взбодрим себя Слайд 6

Я слышала, что…:

На горе Арарат зреет крупный виноград.

  • Прочитаем с выделение горы и названия ее.
  • Прочитаем с выделением действия.
  • Прочитаем с выделением предмета.
  • Прочитаем с выделением признака.
  • Прочитаем как будто катаемся на карусели.

Развитие внимания, орфографиической зоркости

Всё готово. Мы в пути (ученик рассказывает стихотворение) Слайд 7

Отправляемся в поход.
Вот проходим огород.
Видим много овощей:
Вот капуста, лук для щей.
Тут петрушка, редис, укроп.
Перец, помидор, горох
А картофель разве плох?

Работа с кроссвордом в группах

Слайд 8. Кроссворды у детей.

 

Какие слова содержат звуки [р, рь]? Давайте заполним кроссворд.

– Какое слово у нас получилось вертикально? (природа)

– Как вы понимаете это слово? (все, что окружает нас)

– Почему так хочется отдохнуть на природе? (манит тишина, красота)

Работа со схемой слова

– Что таит в себе это слово? Давайте построим схему. Слайд 9

– Считаем сколько звуков слове? (7) Давайте дадим характеристику звукам. (Дети фронтально дают ответ)

На доске и в тетрадях работают дети.

Поставьте ударение, выдели безударный гласный в слове, разделите на слоги.

Работа над предложением

Отравляемся в ближний лесок. (Стихотворение читает ребёнок) Слайд 10

Побежим мы на поляну
Прошуршать листвой багряной.
Посмотреть как муравьишки
там устроили домишки.

Давайте составим предложение про муравьёв по схеме. Сколько слов в предложении? (5 слов) В каких словах есть звуки [р, р]? (прошуршать, багряной, посмотреть, муравьишки, устроили)

Работа по развитию речи

Учитель: Ребята приглашают нас на свои любимые места. (Дети рассказывают о своих местах, где бывали на отдыхе) Слайды 11-13

Учитель: Расскажите, где вы были, что вам понравилось.

Учитель: Лиза, а почему ты такая грустная?

Лиза: А везде мусор валяется. Мне не приятно и обидно.

Экологическая минутка

Ученик:

Видно здесь до нас сидели,
Что-то пили, что-то ели,
Жгли костер, бумагу жгли,
насорили и ушли.

– Как вы считаете, люди правы? Что будет если не убирать мусор? Давайте уберем мусор! Слайд 14

Фонетическая физминутка

Ра-ра-ра – мусор уберём с утра!
Ро-ро-ро –где для мусора ведро?
Ри-ри-ри – как убрали, посмотри!

Слайд 15

Фонетическая работа

Учитель: Как жарко стало во время работы! И нас ждет загадка: Слайд 16

Летом бежит,
зимой спит.
Весна настала –
опять побежала.
(Река)

Учитель: Здесь нас ждут ребята – Женя и Настя.

– Чем вам нравится речка? (дети рассказывают о своих впечатлениях) Слайд 16

– Мы хотим купаться с вами! (Настя проводит физминутку) Слайд 17

Дети плавали, ныряли
В чистой, тёпленькой воде.
То нырнут, то вынырнут,
То погреются на песке.

Здорово!

Давайте зашифруем слово река

– Сколько звуков, слогов? (4 звука, 2 слога)

Куда падает ударение? (на первый слог)

Какой гласный звук в опасном положении? [э] Почему? (он безударный)

Небольшая у нас река, поэтому мы её называем как?(речка)

Речка

–А теперь как звучит [э]? (уверенно, четко).

Наша речка сейчас мелководная, но раньше по ней ходили суда, т.е. корабли, баржи, как в стихотворении на стр. 66

Работа в учебнике. (фронтальная работа)

  1. Прочитайте стихотворение. Назовите слова со звуком [р, рь]. (речка, парус, быстрая).
  2. Прочитайте стихотворение второе.

Как зовут девочку? (Марина)

– Где прячется звук [рь]? (В словах мандарины, Марина).

– Какое слово содержит звук [р]? (сестра)

Игра «Добавь до слова»

Отправляемся дальше. Но перед нами ручеек. Чтобы перебраться через него, надо построить мостик Слайд 18

1 группа читает слоги, а вторая добавляет до слова

Круг, крыша, крот, красота.

Дифференцированная работа по карточкам.

И вот зашли в лес. Помним, что это хозяин, а мы гости. Слайд 19

Кого мы можем увидеть в лесу? Возьмите карточки ,прочитайте слова, вы это узнаете.

Со-ро-ка, во-ро-на, си-ни-ца, ка-бан
Волк, лиса, заяц, бобры, дятел, воробей, змея, ёжик, лягушка, соловей
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Лиса – тоже живёт в наших лесах. Она охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, мышами.
В нашем лесу растут березы, сосны, ели, рябина, бузина, боярышник, черемуха, малина, шиповник, смородина. А еще в лесу у нас много ягоды земляники. Летом на лесных полянках бывают: ромашки, иван-чай, ветреница…

Учитель: Так какие животные живут у нас в лесу? (Дети перечисляют животных леса) Слайд 20

Учитель: Что растет в лесу? В каких словах есть звук [р, рь] (Дети перечисляют растения леса)

Физминутка

– Давайте поиграем с малышами (проводит ученик)

Раз – присядка.
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем все сначала!

Работа по развитию речи.

Подготовительная беседа Слайд 20

Как ведем себя в гостях, вспомним, не будем нарушать эти правила и в лесу.

Какое чувство возникло у вас. (Радость, волнение)

Вы вспомнили те места, которые вызывают у вас эти чувства?

А как вы думаете, какое место самое родное, близкое? (то место, где живешь со своей семьёй)

Как оно называется? (Родина)

То место, где родился, растёшь, где твои друзья, твоя семья – это Родина.

Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём» Слайды 21-24

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой растём,
И бёрезки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

– Какие слова встретились в стихотворении со звуком [р, рь]

Берёзка, скворцы – символ Родины.

Учитель. С чего начинается Родина? Давайте послушаем, как поэты выразили эту мысль.

песня «С чего начинается Родина, слайды 25-29

Дети:

Родина начинается с картинки в букваре.

– С товарищей.

– С колыбельной песни мамы.

Учитель: Какие испытания перенёс советский народ?

Дети: Русские перенесли войну. Очень много погибло людей.

Учитель: Ребята, где вы побывали со своими родственниками? (Дети рассказывают с опорой на слайд, где они были и какие памятники видели) Слайд 30

– Это памятники поставлены в тех местах, где особенно жестокие бои были.

Обобщение полученных знаний

Учитель: Так что такое Родина?

Дети: Родина – моя семья, мои друзья, моя родня, мой город, мои друзья, моя школа, моя страна.

Учитель: Как мы должны относится к своей стране? слайд 31

Дети: Каждый должен беречь природу.

– Не выбрасивать мусор где захочется.

– Надо бережно относится ко всему что рядом.

– Даже маленький человек может приносить пользу своим трудом, соблюдением порядка на природе, в общественных местах, беречь то, что уже имеем – не портить, не ломать, а сохранять.

Знакомство с понятием «маленькая Родина» и страна

Учитель: Ребята, это наша маленькая Родина. Таких мест как наш город нет, но много других по своему красивых – больших и маленьких, городов и сел, деревень. И все это наша большая страна – Россия. Слайд 32

Посмотрите, какая она большая, а наша Волгоградская область маленькая по сравнению с величиной страны.

Стихотворение «Родина одна» М. Пляцковского читает ученик

На свете много разных стран,
Но есть одна страна;
О т белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она!
На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
Её мы Родиной зовём
А Родина – одна.

Чтение на слайде: Россия – Родина моя. Слайд 33-36

Какой главный город нашей страны?

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля!
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!

Итог. 

Солнышко уже садиться,
Не пора ли возвратиться?
Хорошо мы погуляли!
Что-то новое узнали?

Как вы считаете, хороший проводник у нас был?

С какими важными словами он вас познакомил?

А вы участвовали в переписи населения? Значит, России вы нужны, так и Россия нужна каждому из нас.

На уроке, ребята, молодцы все...