Семинар для педагогов "Русская культура"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Повышение профессионального мастерства педагогов; развитие потребности в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, активной творческой деятельности.
  • Создание условий для демонстрации педагогического опыта: педагогической интуиции и мастерства, знаний теории и практики по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры,  коммуникативных способностей, умению лаконично и грамотно отвечать на вопросы.
  • Включение молодых специалистов в единый учебно-воспитательный процесс, создание команды единомышленников.

Организация. Предложить участникам при помощи жеребьевки («Золотое блюдечко» или «Наливное яблочко») разделиться на две  команды, дать им названия в русском стиле.
Предложить посоревноваться, проявить смекалку, умение лаконично и грамотно отвечать на вопросы, умение слаженно работать в микрогруппе. Представить жюри, которое будет оценивать ответы команд. Оценивается правильность, грамотность ответов, артистичность исполнения творческих заданий.

1. Разминка «Пословица недаром молвится»

Задание:  Назвать пословицы, в которых есть число 7. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Лук от семи недуг.
Семь пятниц на неделе.
Один пашет, семеро руками машут.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Прожил семь лет – нажил семь бед.
Семеро одного е ждут.
Семь верст киселя хлебать…

2. «Всякое дело человеком ставится и человеком славится»

Задание: На подносе выложены карточки с вопросами. Командам предлагается взять карточку (по одной), ответить на вопрос, изображая экскурсовода.

  • В чем сходство и различие изделий из Хохломы и Городца?
  • Чем отличаются дымковские игрушки от богородских?
  • Что изготавливают мастера Палеха?
  • Расскажите, что Вы знаете о Гжели.
  • Расскажите, что Вы знаете о жостовской росписи.
  • Чем знаменито село Семеново?
  • Чем славится деревня Филимоново?
  • С какого возраста рекомендуется знакомить дошкольников с  каргопольской игрушкой?

3. «Пень не околица, глупая речь не пословица»

Задание: Решение педагогического кроссворда.

По горизонтали:

1. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка).
2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Поговорка).
3. Устное народное творчество, «народная мудрость». (Фольклор).
4. место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм (Дымково).
5. Короткая припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом. (Частушка).

По вертикали:

1. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Стека).
2. Устное народное творчество: песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Былина).
3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Загадка).
4. Система цветовых сочетаний изделия. (Колорит).
5. «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Хохлома).
6. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Узор).

4. «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка»

Задание: Правильно угадать жар устного народного творчества.

Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых людей.
(Считалка)

Жил-был царь,
У царя был кол,
На колу – мочало,
Его ветром качало.
Не начать ли сказочку сначала?
(Докучная сказка).

Смелость города берет.
(Поговорка).

В брюхе – баня,
В носу – решето,
Всего одна рука,
Да и та на спине.
(Загадка).

Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом!
(Обрядовая, календарная масленичная песня).

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут, поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш – полетели!
На головку сели!
(Пестушка).

Таня – баня шла по броду,
Решетом носила воду.
Мыла-мыла в избе пол,
Приморозила подол.
(Дразнилка).

Пойди, котенька, в Торжок,
Купи, котя, пирожок,
Сам кусочек откуси,
Маше целый принеси.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу,
Красну шапочку сошью.
(Потешка).

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба – каравай,
Хоть весь день поливай!
(Приговорка)

Что возьмешь:
Ниточку или иголочку?
Сахару кусочек или красненький платочек?
(Жеребьевка).

Упрямого  исправит дубина, а горбатого – могила.
(Пословица)

Морозушко-мороз,
Не тяни домой за нос.
Не студи, не балуй,
Иди окна разрисуй!
(Закличка).

Ай, качь-качь-качь!
Приди, зайчик, ночевать,
Ваню в люлечке качать.
Шел зайчик по дорожке,
Нес Ване сапожки.
Шел зайчик по печи,
Нес Ване калачи.
Калачи-калачи,
Как огонь, горячи!
(Колыбельная песенка).

Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке.
А на Бабу Ягу –
Лей по целому ведру!
(Закличка).

В сугробе Егорка барахтался,
барахтался и не выбарахтался.
(Скороговорка).

Андрей-воробей
Продавал червей.
На тарелочке носил,
Три копеечки просил.
(Дразнилка).

Сине море огнем горит,
Бела рыба по небу летит,
По чисту полю корабль бежит,
Серый волк на корме стоит,
А красная лисица потявкивает:
– хоть вправо греби,
Хоть влево держи,
Потом – хоть назад поворачивай!
(Небылица).

5. «В добрый час молвить – в худой промолчать»

Задание: Раскрыть смысловое содержание крылатых фраз.

«Беда, коль пироги начнет печь сапожник,
А сапоги тачать пирожник» (И.А. Крылов, басня «Щука и кот»).

«Зарыть талант в землю» (Евангелие от Матфея, 25:15 – 30).

6. «Ветры горы разрушают, слова народы поднимают»

Задание: Угадать современное значение старославянских слов:

Кружлявый:

– прыщавый,
– кудрявый (правильный ответ),
– веснушчатый.

Уварахтаться:

– испачкаться (правильный ответ),
– укутаться,
– заблудиться.

Остолопиться:

– сердиться,
– упрямиться,
– растеряться (правильный ответ).

Встреснуться:

– влюбиться,
– спохватиться (правильный ответ),
– встряхнуться.

7. «Все скороговорки не перескороговорить, и не перевыскороговорить»

Задание: Правильно и быстро проговорить скороговорку.

  • Три сороки-тараторки тараторили на  горке.
  • Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • У четырех черепашек по четыре черепашонка.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
  • Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
  • Маленькая болтунья молоко болтала и не выболтала.

8. «На вопросы – не зевай – одним словом отвечай!».

Задание: За определенное количество времени (1 минута) ответить на 10 вопросов.

Вопросы первой команде:

1. Как называют мастера, который изготавливает из деревянных планок посуду – кадки, лоханки, бочки? (Бондарь).
2. Емкость, большой деревянный цилиндр из планок, обтянутый обручами. (Кадка).
3. Устное народное творчество (Фольклор).
4. Обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу. (Лапоть, лапти).
5. Зимняя мягкая обувь, свалянная из шерсти (Валенки).
6. Как звали собаку из русской народной сказки «Волшебное кольцо»? (Журка).
7. Человек, который любит свою Родину. (Патриот).
8. Древнее сооружение для защиты жителей города от врагов. (Крепость).
9. Защитник древней Руси. (Богатырь).
10.  Как зовут героиню сказки «Цветик-семицветик»? (Женя).
11. Старинная кроватка для младенца. (Люлька).

Вопросы другой команде:

1. Автор картины «Богатыри» (В.Васнецов).
2. Царь, основатель флота на Руси. (Петр 1).
3. Автор слов: «Кто с мечом на русскую землю придет, то от меча и погибнет» (А.Невский).
4. Воин, несущий знамя во время боя. (Знаменосец).
5. Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец. (Москва).
6. Символ воинской власти у царя. (Скипетр).
7. Какая птица изображена на гербе РФ? (Орел).
8. В русских сказках Елена – Прекрасная, а Василиса? (Премудрая).
9. Фамилия дяди Степы? (Степанов).
10. Любимый танец русских моряков? («Яблочко»).
11. Большой плоский ящик для торговли вразнос. (Лоток).

Вопросы первой команде:

1. Старинная женская одежда без рукавов. (Сарафан).
2. Самая певчая птица России. (Соловей).
3.  Гордость старика Хоттабыча. (Борода).
4. Автор сказки «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков).
5. Лечебное воздействие музыки. (Музыкотерапия).
6. Какой гребень – не расческа? (Петушиный).
7. Короткая,  быстрая, плясовая  народная песенка. (Частушка).
8. Какой сказке А.С. Пушкина исполняется в 2010 году 180 лет? («Сказке о попе и работнике его Балде»).
9. Кто автор книги «Малыш и Карлсон»? (А. Линдгрен).
10. 2010 год планируется объявить годом чего? (Культуры).
11. Кадка для теста. (Квашня).

Вопросы другой команде:

1. Знаменитая в России игрушка для театрализованных представлений на ярмарке. (Петрушка).
2. Обряд, который впервые на Руси совершил князь Владимир – Красное Солнышко. (Крещение).
3. Автор знаменитой картины «Масленица». (Б. Кустодиев).
4. Мастерская с горном для ручной ковки металла. (Кузница).
5. Большой платок с красивой бахромой по краям. (Шаль).
6. Предмет, из-за которого уснула спящая красавица Ш. Перро. (Веретено).
7. Какой месяц в народе называли «грудень», «груздень», «бездорожник», «полузимник»? (Ноябрь).
8. Что в старину называли «глазками» избы? (Окна).
9. Деревянный  оберег на крыше русской избы. (Конек).
10. Им мужчины подпоясывали всякую одежду. (Кушак).
11.  Ларь с мукой. (Сусек).

9. «Книги читать – не в ладоши играть»

Задание: Подобрать приемы к методам ознакомления детей с художественной литературой  и заполнить таблицу:

Методы Приемы
Наглядные
  • Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
  • Элементы инсценировки.
  • Движение пальцами, руками.
  • Схемы.
  • Алгоритмы.
  • Просмотр видеофильмов, мультфильмов, диафильмов.
  • Оформление выставки.
Практические
  • Элементы инсценировки.
  • Игры-драматизации.
  • Дидактические игры.
  • Театрализованные игры.
  • Использование различных видов театра.
  • Игровая деятельность.
Словесные
  • Чтение произведения.
  • Вопросы к детям по содержанию произведений.
  • Пересказ произведения.
  • Заучивание наизусть.
  • Выразительное чтение.
  • Беседа по прочитанным произведениям.
  • Прослушивание грамзаписи.

10.  «С книгой жить – век не тужить»

Задание: Назвать требования к оформлению книжных уголков в группе.

  • Рациональное размещение в группе.
  • Соответствие возрасту детей.
  • Соответствие интереса детей.
  • Использование разных жанров и видов литературы.
  • Постоянная сменяемость.
  • Эстетичное оформление.
  • Востребованность.
  • Региональный компонент.

Задание: Подобрать книги  (народные и авторские произведения) для книжного уголка для возрастных групп на 1 квартал (сентябрь – ноябрь):
первой команде – для второй младшей и средней групп,
второй команде – для старшей и подготовительной групп.

11. «Книга – лучший друг»

Задание: Назвать эффективные формы работы с книгой в старшей группе.

  • Оформление предметно-развивающей среды: книжного уголка, центра грамотности.
  • Традиция ежедневного чтения.
  • Тематические выставки, посвященные творчеству писателей, поэтов, художников-иллюстраторов; знаменательным датам, общественным праздникам и событиям.
  • Занятия по знакомству с художественной литературой.
  • Выставки детских рисунков и поделок («Мой любимый сказочный герой» и пр.)
  • Создание книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями.
  • Книжкина неделя (книги-юбиляры, авторы-юбиляры и т.д.)
  • Макеты по любимым сказкам.
  • Вечера загадок, сказок.
  •  Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
  • Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.
  • Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора.
  • Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).

12. «Век живи – век учись»

Задание: Определить, для какой возрастной группы рекомендованы художественные произведения:

  • А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет» (1 младшая).
  • А.С. Пушкин «Месяц, месяц…», «Ветер, ветер!..», «Свет наш, солнышко!..» (11 младшая).
  • И. Бунин «Листопад», С. Дрожжин «Улицей гуляет…» (Средняя).
  • А.С. Пушки «Уж небо осенью дышало», «Зимний вечер». (Старшая).
  • С. Есенин «Береза», Н. Некрасов «Зеленый шум» (Подготовительная).
  • Русская народная сказка «Никита Кожемяка» (Старшая).
  • Русская народная сказка «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля. (Средняя).
  • Русская народная сказка «Финист – Ясный сокол» (Подготовительная).
  • Русская народная сказка «Теремок» (1 младшая).
  • Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (11 младшая).
  • Сказка Г.Х. Андерсена «Огниво» (Средняя).
  • А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (Подготовительная).

13. Домашнее задание «Сказка – ложь, да в ней намек»

Задание: Используя различные (по желанию) виды театрализованной деятельности обыграть русские народные сказки «Волк и семеро козлят» и «Заюшкина избушка».

Подвести итоги игры, наградить победителей и активных игроков.