В 1998 году детский сад № 24 открыл первые в городе Краснодаре группы для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Контингент воспитанников дошкольного учреждения составляют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды, не передвигающиеся без посторонней помощи. Особенность работы нашего дошкольного учреждения заключается в совместном воспитании детей, имеющих различный уровень физического развития.
Для более продуктивной работы был собран и апробирован опыт работы по теме: «Разработка модели социальной реабилитации и поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида на основе сотрудничества дошкольных учреждений с общественными организациями». Работа направлена на разработку целевой программы по вопросам общественной и государственной поддержки детей-инвалидов и их родителей. Необходимость работы возникла в процессе опроса родителей, которые не знают, куда можно обратиться в различных жизненных ситуациях.
Цель проекта – усовершенствование методов и организационных подходов в разработки программ реабилитации и поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида на основе сотрудничества дошкольных учреждений с общественными организациями. Данный проект направлен на развитие долговременного, систематического и эффективного партнерства, а также установление нового сотрудничества трех и более организаций, работающих в области предоставления социально-педагогической помощи.
Обращение за помощью по детским проблемам в многочисленные структуры органов власти чаще всего не дают положительного результата: все эти организации работают разрозненно, и в большинстве своем владеют узконаправленной информацией. Именно эти обстоятельства побудили нас к разработке методов социальной реабилитации и поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида на основе сотрудничества дошкольных учреждений с общественными организациями. Многолетняя практика нашей работы показала, что данная программа актуальна и чрезвычайно необходима детям и родителям.
Данный проект направлен на развитие долговременного, систематического и эффективного партнерства, а также установление нового сотрудничества трех и более организаций, работающих в области предоставления социально-педагогической помощи. Совместными усилиями будет создан механизм взаимодействия между различными структурами по изменению реальной ситуации в отношении семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
Цели организации общественного участия в проекте:
- Получение опыта организации и создания механизмов реального общественного участия в работе государственных учреждений.
- Формирование положительного, партнерского отношения к деятельности общественных организаций, расширение их сотрудничества с государственными учреждениями.
На примере этого проекта мы постараемся подтвердить тот факт, что при грамотном и профессиональном подходе общественное участие становится важным и действенным инструментом для достижения конструктивных целей.
В практике работы дошкольных учреждений данная тема недостаточно разработана, поэтому методический материал имеет большую практическую ценность для педагогов, работающих с такой категорией детей.
Информация об опыте
Актуальность выбранной проблемы. Проблема состоит в том, что на сегодняшний день отсутствует система взаимодействия между государственными и общественными организациями, а разработка программ по эффективному сотрудничеству находится в стадии разработки и требует привлечения новых исследовательских ресурсов.
Цель проекта: Разработка механизма взаимодействия государственных и общественных структур для социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида
Задачи проекта:
- Вовлечение различных учреждений, работающих в сфере оказания помощи семьям группы риска, в совместную работу
- Создание базы данных государственных и общественных организаций, занимающихся проблемой детей с разным социальным статусом г. Краснодара.
- Повышение информационного уровня родителей по вопросам государственной и общественной поддержки.
- Создание условий для детей-инвалидов для нормального развития и коррекции его нарушений без отрыва от социума.
- Повышение уровня компетентности педагогов дошкольных учреждений в вопросах социального партнерства между различными организациями.
О практике сотрудничества МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» с общественными организациями
Отрадно отметить, что новые общественные организации в г. Краснодаре возникают в связи с потребностями людей, выражают их интересы и всю работу строят на самодеятельной, добровольной основе. В этом контексте встает задача объединения усилий государственных структур и общественного движения, оказания организационной, методической помощи организациям в их деятельности на основе изучения их потребностей. Любая совместная деятельность обогащает сотрудничающие стороны, поэтому главным принципом в работе государственных структур с общественными должен стать "Желание – это тысячи возможностей, а не желание – это тысяча причин". Ищите возможности помощи, обратившимся к вам организациям, а не причины отказа. Не бойтесь развивать предложенные идеи, они всегда найдут последователей.
С 1999 года в состав попечительского совета МДОУ «Детский сад № 24» входит общественная благотворительная организация «ОДА», которая объединяет семьи, которые воспитывают «особого» ребенка. Главная цель, ради которой создавалась организация, – объединение семей, куда, вместе с радостью появления ребенка, постучалась беда – неизлечимая болезнь или инвалидность.
В 2007 году МДОУ «Детский сад № 24» начал работу по налаживанию сотрудничества между государственными учреждениями и общественными организациями города Краснодара. В результате работы мы планируем создание системы оказания социальной помощи гражданам путем объединения собственных ресурсов, ресурсов администрации, учреждений, общественных организаций на основе социального партнерства.
В 2006 году в рамках проектной деятельности «Детский сад № 24» начал работу по налаживанию сотрудничества между государственными учреждениями и общественными организациями города Краснодара. В результате работы мы планируем создание системы оказания социальной помощи гражданам путем объединения собственных ресурсов, ресурсов администрации, учреждений, общественных организаций на основе социального партнерства.
Методы реализации
Вся работа проходит в 4 этапа:
1. Подготовительный этап
Мероприятия | Результаты |
Составление картотеки о семьях, которые воспитывают ребенка-инвалида | Сбор списков из поликлиник, медицинских центров, дошкольных учреждений. |
Подготовка анкет для первоначального опроса семей, которые примут участие в проекте | Для изучения потребностей родителей в услугах образования и оздоровления. |
Рассылка информационных писем | Родителям и организациям, которые заинтересованы в проекте. |
2. Предварительный этап
Исследование проблематики и обработка анкет | Выявление наиболее распространенных вопросов и запросов родителей |
Составление картотеки с паспортизацией государственных и общественных учреждений | Позволит быстро и точно в информировании родителей. |
Составление информационного буклета для родителей | Куда войдут адреса учреждений, которые занимаются вопросами образования и оздоровления детей-инвалидов с краткой информацией о своей работе. |
Подбор специалистов для работы в информационном пункте | Специалисты дошкольного учреждения – социальный педагог, психолог. |
Создание методического комплекса, сбор информационного материала для учреждений, заинтересованных в реализации совместных проектов. | Информация о проектах, мероприятиях, где можно принимать участие. |
3. Основной этап
Выпуск информационного буклета для родителей. | Планируемый тираж – 500 экземпляров. |
Подготовка опыта работы по проекту. | Для дальнейшего распространения программы среди различных учреждений. |
Работа с детьми | |
Организация обучающих занятий для детей, не посещающих дошкольные учреждения. | |
Создать условия приобретения опыта интеграции детей-инвалидов, в среду других детей. | |
Дать возможность самореализации детей с особыми потребностями. | |
Проведение совместных праздников для детей с различным уровнем развития. | |
Работа с родителями. | |
Обеспечение родителей информационным материалом (буклеты, картотека и т. д.) | |
Оповещение родителей о новых услугах и организациях | |
Работа консультационного пункта | |
Подбор методического материала по обучению своего ребенка | |
Работа с различными организациями | |
Информация о родителях, которые нуждаются в помощи | |
Подбор методического материала о деятельности организаций (Грантовые проекты, благотворительные мероприятия и т. д.) | |
Сбор банка данных для привлечения к совместным проектам и акциям. За счет собранной информации будет легко найти партнера для реализации совместных проектов. |
4. Итоговый этап
Обобщение и распространения опыта работы по программе. | Статьи в СМИ, информационные буклеты. |
Вовлечение различных органов власти и учреждений, работающих в сфере оказания помощи семьям группы риска, в совместную работу | Разработка механизмов социального партнерства между государственными и общественными организациями |
Привлечение к реализации проекта других организаций. | Проведение ознакомительных встреч с представителями государственных учреждений. |
Развитие и распространение данной программы. | Налаживание работы с городским методическим кабинетом. |
В результате работы нами была собрана база данных о работе различных организаций города Краснодара. Был произведен сбор информации, о специфики работы различных организаций, создана картотека, благодаря которой родители быстро и точно найдут нужную информацию. В картотеку вошла информация о 20 различных учреждений, которые занимаются помощью в вопросах обучения и оздоровления ребенка-инвалида. В результате проекта был издан информационный буклет, который содержит краткую информацию о реализации проекта, адреса учреждений медицинского, социального и образовательного профиля, которые помогут родителям быстро и точно находить нужную информацию. Выпуск буклета был осуществлен благодаря проекту «Навстречу друг к другу» организация информационного пункта для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида по вопросам общественной и государственной поддержки. Финансирование издание осуществлено Агентством США по международному развитию через ЮРРРЦ.
Участие в грантовых программах
- В рамках Конкурса проектов некоммерческих общественных объединений муниципального образования г. Краснодара на предоставление муниципальных грантов был разработан и осуществлен проект «Неограниченные возможности искусства – детям с ограниченными возможностями», Администрация муниципального образования город Краснодар. Проект направлен на организацию творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности.
- Разработали проект «Доступность образования – шаг к независимой жизни» и приняли участие в закрытом конкурсе проектов некоммерческих организаций, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей и/или с детьми с ограниченными возможностями. Проводится Благотворительный фонд «Чаритиз Эйд Фаундейшн», филиал в России (CAF) совместно и при поддержкеООО "Нестле Россия" (Нестле) закрытый конкурс проектов благотворительной Программы "Восхождение на Эльбрус!". Проект направлен на организацию и проведение интегративных мероприятий для детей с ограниченными возможностями.
Конкурс мини-грантов «Компас добра», направленный на поддержку проектов по развитию добровольческих инициатив «Мешочек добрых дел» направленный на развитие семейного добровольчества для активизации местных сообществ в решении социальных проблем. Цель проекта – развитие семейного добровольчества через вовлечение в добровольческое служение родных и близких и разработку новых традиций семьи.
Практическая направленность проекта:
- Грантовая поддержка программ и проектов, разрабатываемых в МДОУ «Детский сад № 24» совместно с общественными организациями.
- Организация всесторонней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Организация совместных праздников и мероприятий для детей, имеющих различный уровень здоровья.
- Содействовать распространению в обществе информации о проблемах детей, имеющих нарушения в развитии, соответствующей современному уровню научных представлений об этих проблемах, что должно способствовать их большему пониманию и воспитывать терпимое отношение к детям с инвалидностью.
- Отработка модели эффективного взаимодействия разных организаций, занимающихся проблемами детства.
Рекомендации
Построение доверия. Взаимоотношения между государственными учреждениями и общественными организациями, как наиболее активной части населения, характеризуется взаимным недоверием. Сказывается недостаток демократических традиций, несовершенство подзаконных актов.
- Информирование. Основными принципом информирования общественности является предоставление достаточной информации и совершенствование системы информирования в соответствии с рекомендациями пользователей. Поскольку не существует единого канала информирования, который бы охватывал и, которому бы доверяли все группы населения, то информация, предоставляемая широкой аудитории, должна распространяться через СМИ.