Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Рост социальных проблем, ухудшение экологического состояния окружающей среды, экономические трудности привели к тому, что за последние годы в стране отмечается стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья детей. Снизилось число абсолютно здоровых детей, увеличилось число детей с функциональными и хроническими расстройствами, отмечается снижение уровня физической подготовленности и физического развития подростков.
Особую категорию составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушение интеллекта. У них помимо органических поражений ЦНС в 90 % имеются хронические формы соматических заболеваний. Для таких детей укрепление состояния здоровья непрерывно связано с процессом коррекции недостатков психического и физического развития.
Одним из приоритетных направлений работы коррекционной школы VIII вида является организация работы по формированию культуры здоровьесбережения учащихся. В течение последних 5 лет, работая по данному направлению, я накопила определенный практический опыт, которым хотелось бы поделиться с социальными педагогами коррекционных общеобразовательных учреждений. (Приложение 1. Слайд 1)
В нашей школе эта работа осуществляется в соответствии со школьной программой «Формирование здорового образа жизни учащихся» на 2007-2011 годы, созданной на основе городской программы «Здоровый город – здоровые дети».
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья учащихся. (Приложение 1. Слайд 2)
Задачи:
- формирование активной мотивации на заботу о здоровье;
- воспитание норм и ценностей здорового образа жизни;
- развитие и совершенствование двигательных умений, навыков, качеств учащихся;
- организация закаливания, повышение сопротивляемости защитных сил организма;
- формирование интереса к регулярным занятиям физкультурой и потребности к ведению здорового образа жизни.
Основные направления работы: (Приложение 1. Слайд 3)
- организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья;
- работа по совершенствованию медицинского обслуживания детей и подростков;
- организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- оздоровление учащихся средствами физкультуры, ритмики и ЛФК;
- пропаганда здорового образа жизни.
Об эффективности работы по формированию культуры здоровьесбережения можно судить по следующим данным.
1. Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья (Приложение 1. Слайд 4)
В школе созданы благоприятные условия для формирования здорового образа жизни: правильная организация учебно-воспитательного процесса, включающая чередование всех видов деятельности; обеспечение необходимого температурного режима; правильного освещения классных комнат; работает кабинет психологической разгрузки, где проводятся индивидуальные и групповые занятия по классам, а также релаксационные занятия для детей и педагогов; созданы зимние сады.(Приложение 1. Слайды 5, 6)
Школа на протяжении ряда лет сотрудничает с городским центром медицинской профилактики, социально – реабилитационным центром «Доверие», краевыми кожно-венерологическим, противотуберкулезным и наркологическим диспансерами. Специалисты этих организаций проводят беседы и лекции по профилактике компьютерной зависимости, табакокурения, наркомании, по профилактике токсикомании и употребления ПАВ. (Приложение 1. Слайд 7) За учебный год проходят 40 лекций, из них: для учащихся – 26, для родителей – 7, для педагогов – 7. Ежегодное анкетирование учащихся 5-10 классов по теме: «Имеешь ли ты вредные привычки?», показывает, что за последние 3 года число курильщиков уменьшилось на 6%.
2. Совершенствование медицинского обслуживания детей и подростков (Приложение 1. Слайд 8)
В соответствии с программой в течение учебного
года проходят: медицинские осмотры опекаемых
детей, учащихся индивидуального обучения,
диспансеризация по скрининг программе. Всем
детям с психоречевой патологией (60 человек)
оказывается бесплатная логопедическая помощь
в виде индивидуальных и групповых
занятий. (Приложение 1.
Слайд 9) Дети с пониженным слухом наблюдаются
у сурдолога (3 человека имеют слуховые аппараты).
Со всеми учащимися проводится гимнастика для
глаз, а с теми, у кого снижено зрение – коррекция,
а для детей с двигательными нарушениями –
занятия ЛФК. (Приложение 1.
Слайд 10) Благодаря использованию элементов
закаливания и профилактики простудных
заболеваний – точечного массажа, ароматерапии,
физиотерапии, витаминотерапии, снизилась
заболеваемость учащихся и педагогов ОРВИ и
гриппом. (Приложение 1.
Слайд 11)
В течение года 90-95 учащихся получают бесплатный
лечебный массаж, который проводит школьная
медицинская сестра по назначению
врачей-специалистов после профилактического
осмотра.
Медицинский работник школы осуществляет
постоянное наблюдение за нервно-психическим
состоянием учащихся. При необходимости и по
показаниям в течение года учащиеся проходят
обследование и лечение в СККПБ. Проводится
большая работа по профилактике инфекционных
заболеваний, травматизма: встречи с
инспекторами ГИБДД, сотрудниками службы
пожарной безопасности; экскурсии в музей
«Противопожарной безопасности», инструктажи с
учащимися по профилактике дорожного травматизма
и пожарной безопасности. Ежегодно медицинская
сестра школы проводит обязательные
практические занятия с просмотром видеофильма
по оказании первой медицинской помощи при
несчастных случаях.
3. Организация полноценного сбалансированного питания учащихся (Приложение 1. Слайд 12)
В школе для всех учащихся (охват 100%)
организовано 2-х разовое горячее питание за счет
средств бюджета. Организация питания в школе
осуществляется по разработанному и
утвержденному ФГУ «Центром ГСЭН» в городе
Ставрополе двухнедельному цикличному меню
рационов горячих завтраков и обедов для
учащихся.
Впервые в крае школа приняла участие в
национальном проекте по совершенствованию
школьного питания. В рамках данного проекта
модернизированы пищеблок и столовая учреждения.
(Приложение 1. Слайд 13)
В течение года осуществляется
витаминизированное питание: йодированная
поваренная соль, батон «Умница», обогащенный
йодом, в осенне-весенний период в рацион
питания вводятся фитонциды – лук, чай с лимоном. (Приложение 1. Слайд 14)
Особое внимание уделяется работе с родителями:
создан действующий родительский лекторий,
проводятся беседы, индивидуальные и групповые
консультации с привлечением специалистов,
посещение семей по месту жительства, дни
открытых дверей, а так же совместные мероприятия
для детей и родителей. (Приложение
1. Слайд 15)
4. Оздоровление учащихся средствами физкультуры, ритмики и ЛФК (Приложение 1. Слайд 16)
Кроме 3 уроков физкультуры в неделю, предусмотренных расписанием, разработана система внеклассных занятий по физическому воспитанию. Двигательная активность учащихся повышается путем включения физических занятий в режиме дня. Это и утренняя гимнастика, и разнообразные динамические паузы, физкультминутки во время уроков, подвижные игры на переменах и в ГПД, спортивные часы и занятия в спортивных секциях.(Приложение 1. Слайды 17, 18)
Для учащихся начальных классов в течение года проходят уроки ритмики. Занятия ритмикой осуществляют коррекцию недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности. (Приложение 1. Слайд 19)
Большое внимание уделяется спортивно-массовой работе. Ежемесячно проходят состязания по одному из видов спорта (волейбол, футбол, баскетбол), весной и осенью – общешкольные спартакиады, дни Здоровья, туристические походы. (Приложение 1. Слайды 20-22)
5. Пропаганда здорового образа жизни (Приложение 1. Слайд 23)
Ежегодно в соответствии с приказами управления
образования в школе проходят месячники
здоровья: ноябрь – месячник по профилактике
ПАВ и СПИДа, апрель – месячник «Здоровые дети –
здоровая нация». В рамках месячников проходят
различные мероприятия: беседы – лекции,
анкетирование родителей учащихся 1–4 классов по
теме: «Здоровье ваших детей – в ваших руках»,
анкетирование учащихся 5-10 классов по теме: «Я
выбираю здоровье», тестирование педагогов
«Ведете ли вы здоровый образ жизни?», а так же
спортивные соревнования по различным видам:
пионербол (2-5 классы); баскетбол (6-7 классы);
волейбол (8-10 классы); спортивные праздники «Папа,
мама, я – спортивная семья» (2-4 классы);
экскурсии в парки, скверы, походы по
экологическим тропам, с последующим выпуском
газет-молний под девизом: «Будем здоровы!». В
течение месяца выпускаются стенгазеты,
плакаты, посвященные здоровому образу жизни;
проходят конкурсы подвижных игр, диктантов для
учащихся 5-9 классов «Береги свое здоровье».
Для педагогов школы проходят психологические
семинары, для родителей и учащихся работает
лекторий по пропаганде ЗОЖ. Социальные
педагоги, психологи проводят консультации
для родителей. (Приложение 1.
Слайд 24)
В течение года выпускаются санбюллетени по
профилактике травматизма, йодо-железодефицита,
туберкулеза, вирусных заболеваний и гриппа,
оформляются стенды. (Приложение
1. Слайд 25)
Школа принимает активное участие в конкурсах,
спартакиадах различного уровня: городской
конкурс «Мы выбираем жизнь» – грамота главы
города Ставрополя в номинации «Лучшие
методические разработки по формированию
общественного мнения по профилактике
употребления ПАВ» (ноябрь 2009 г.); краевой конкурс
на лучшую организацию работы по профилактике
употребления ПАВ и пропаганде ЗОЖ – I место
(декабрь 2009 г.); городской конкурс на лучшую
фотографию «В здоровом теле – здоровый дух» – II
место, благодарственное письмо директору школы
(апрель 2010 г.); заключительный этап городского
Фестиваля здоровья – диплом за активное участие
(апрель 2010 г.); всероссийский конкурс «Я выбираю
спорт как альтернативу пагубным привычкам» –
диплом за активное участие (май 2010 г.).
Результативность работы: (Приложение 1. Слайд 26)
- за последние 3 года число курильщиков уменьшилось на 6%;
- снизилась заболеваемость учащихся и педагогов ОРВИ и ОРЗ;
- в 2010 году 78,2% учащихся и 82% сотрудников школы провакцинированы от гриппа;
- не зарегистрировано ни одного случая инфекционных заболеваний и травматизма в школе;
- для всех учащихся (охват 100%) организовано 2-х разовое горячее питание;
- рост мотивации к занятиям физической культурой у учащихся;
- возросшая активность детей-инвалидов в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах на равных со здоровыми детьми;
- охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 92%;
- 87% педагогов школы ориентированы на здоровый образ жизни;
- III место в краевой спартакиаде специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (октябрь 2010 г.).