Организация работы по формированию культуры здоровьесбережения в коррекционной школе VIII вида

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Рост социальных проблем, ухудшение экологического состояния окружающей среды, экономические трудности привели к тому, что за последние годы в стране отмечается стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья детей. Снизилось число абсолютно здоровых детей, увеличилось число детей с функциональными и хроническими расстройствами, отмечается снижение уровня физической подготовленности и физического развития подростков.

Особую категорию составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушение интеллекта.  У них помимо органических поражений ЦНС в 90 % имеются хронические формы соматических заболеваний. Для таких детей укрепление состояния здоровья непрерывно связано с процессом коррекции недостатков психического и физического развития.

Одним из приоритетных направлений работы коррекционной школы VIII вида является организация работы по формированию культуры здоровьесбережения учащихся. В течение последних 5 лет, работая по данному направлению, я накопила определенный практический опыт, которым хотелось бы поделиться с социальными педагогами коррекционных общеобразовательных учреждений. (Приложение 1. Слайд 1)

В  нашей школе эта работа осуществляется  в соответствии со школьной программой «Формирование здорового образа жизни учащихся» на 2007-2011 годы, созданной на основе городской программы «Здоровый город – здоровые дети».

Цель программы:  сохранение и укрепление здоровья учащихся. (Приложение 1. Слайд 2)

Задачи:

  • формирование активной мотивации на заботу о здоровье;
  • воспитание норм и ценностей здорового образа жизни;
  • развитие и совершенствование двигательных умений, навыков, качеств учащихся;
  • организация закаливания, повышение сопротивляемости защитных сил организма;
  • формирование интереса к регулярным занятиям физкультурой и потребности к ведению здорового образа жизни.

Основные направления работы: (Приложение 1. Слайд 3)

  • организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья;
  • работа по совершенствованию медицинского обслуживания детей и подростков;
  • организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
  • оздоровление учащихся средствами физкультуры, ритмики и ЛФК;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Об эффективности работы по формированию культуры здоровьесбережения можно судить по следующим данным.

1. Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья (Приложение 1. Слайд 4)

В школе созданы благоприятные условия для формирования здорового образа жизни: правильная организация учебно-воспитательного процесса, включающая чередование всех видов деятельности; обеспечение  необходимого температурного режима; правильного освещения классных комнат; работает кабинет психологической разгрузки, где проводятся индивидуальные и групповые занятия по классам, а также релаксационные занятия для детей и педагогов; созданы зимние сады.(Приложение 1. Слайды 5, 6)

Школа на протяжении ряда лет сотрудничает с городским центром медицинской профилактики, социально – реабилитационным центром «Доверие», краевыми кожно-венерологическим, противотуберкулезным и наркологическим диспансерами. Специалисты этих организаций проводят беседы и лекции по профилактике компьютерной зависимости, табакокурения, наркомании, по профилактике токсикомании и употребления ПАВ. (Приложение 1. Слайд 7) За учебный год  проходят 40 лекций, из них:  для учащихся – 26, для родителей – 7, для педагогов – 7. Ежегодное анкетирование учащихся 5-10 классов по теме: «Имеешь ли ты вредные привычки?», показывает, что за последние 3 года число курильщиков уменьшилось на 6%.

2. Совершенствование медицинского обслуживания детей и подростков (Приложение 1. Слайд 8)

В соответствии с программой в течение учебного года проходят: медицинские осмотры опекаемых детей, учащихся индивидуального обучения,  диспансеризация по скрининг программе. Всем детям с психоречевой патологией (60 человек) оказывается бесплатная логопедическая помощь  в виде  индивидуальных  и групповых  занятий. (Приложение 1.   Слайд 9) Дети с пониженным слухом наблюдаются у сурдолога (3 человека имеют слуховые аппараты). Со всеми учащимися проводится гимнастика для глаз, а с теми, у кого снижено зрение – коррекция, а для детей с двигательными нарушениями – занятия ЛФК. (Приложение 1.   Слайд 10) Благодаря использованию элементов закаливания и профилактики простудных заболеваний – точечного массажа, ароматерапии, физиотерапии, витаминотерапии, снизилась заболеваемость учащихся  и педагогов ОРВИ и гриппом. (Приложение 1. Слайд 11)
В течение года 90-95 учащихся получают бесплатный лечебный массаж, который проводит школьная медицинская сестра по назначению врачей-специалистов после профилактического осмотра.
Медицинский работник школы осуществляет постоянное наблюдение за нервно-психическим состоянием учащихся. При необходимости и по показаниям в течение года учащиеся проходят обследование и лечение в СККПБ. Проводится большая работа  по профилактике инфекционных заболеваний,  травматизма: встречи с инспекторами ГИБДД, сотрудниками службы пожарной безопасности; экскурсии в  музей «Противопожарной безопасности», инструктажи с учащимися по профилактике дорожного травматизма и пожарной безопасности. Ежегодно медицинская сестра школы  проводит обязательные практические занятия с просмотром видеофильма по оказании первой медицинской помощи при несчастных случаях.

3. Организация полноценного сбалансированного питания учащихся (Приложение 1. Слайд 12)

В школе для всех учащихся (охват 100%) организовано 2-х разовое горячее питание за счет средств бюджета. Организация питания в школе осуществляется по разработанному и утвержденному ФГУ «Центром ГСЭН» в городе Ставрополе двухнедельному цикличному меню рационов горячих завтраков и обедов для учащихся.
Впервые в крае школа приняла участие в национальном проекте по совершенствованию школьного питания. В рамках данного проекта модернизированы пищеблок и столовая учреждения. (Приложение 1. Слайд 13)

В течение года осуществляется витаминизированное питание: йодированная поваренная соль, батон «Умница», обогащенный йодом,  в осенне-весенний период в рацион питания вводятся фитонциды – лук, чай с лимоном. (Приложение 1. Слайд 14)
Особое внимание уделяется работе с родителями: создан действующий родительский лекторий, проводятся беседы, индивидуальные и групповые консультации с привлечением специалистов, посещение семей по месту жительства, дни открытых дверей, а так же совместные мероприятия для детей и родителей. (Приложение 1. Слайд 15)

4. Оздоровление учащихся средствами физкультуры, ритмики и ЛФК (Приложение 1. Слайд 16)

Кроме 3 уроков физкультуры в неделю, предусмотренных расписанием,  разработана система внеклассных занятий по физическому воспитанию. Двигательная активность учащихся повышается путем включения физических занятий в режиме дня. Это и утренняя гимнастика, и разнообразные динамические паузы, физкультминутки во время уроков,  подвижные игры на переменах и в ГПД, спортивные часы и занятия в спортивных секциях.(Приложение 1. Слайды 17, 18)

Для учащихся начальных классов в течение года проходят уроки ритмики. Занятия ритмикой осуществляют коррекцию недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности. (Приложение 1. Слайд 19)

Большое внимание уделяется спортивно-массовой работе. Ежемесячно проходят состязания по одному из видов спорта (волейбол, футбол, баскетбол), весной и осенью – общешкольные спартакиады, дни Здоровья, туристические походы.  (Приложение 1. Слайды 20-22)

5. Пропаганда здорового образа жизни (Приложение 1. Слайд 23)

Ежегодно в соответствии с приказами управления образования в школе проходят  месячники здоровья: ноябрь –  месячник по профилактике ПАВ и СПИДа, апрель – месячник «Здоровые дети – здоровая нация». В рамках месячников проходят различные мероприятия: беседы –  лекции, анкетирование родителей учащихся 1–4 классов по теме: «Здоровье ваших детей – в ваших руках», анкетирование учащихся 5-10 классов по теме: «Я выбираю здоровье», тестирование педагогов «Ведете ли вы здоровый образ жизни?», а так же спортивные соревнования по различным видам: пионербол (2-5 классы); баскетбол (6-7 классы); волейбол (8-10 классы); спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья» (2-4 классы);  экскурсии в парки, скверы, походы по экологическим тропам, с последующим выпуском газет-молний под девизом:  «Будем здоровы!». В течение месяца выпускаются стенгазеты, плакаты,  посвященные здоровому образу жизни; проходят конкурсы подвижных игр, диктантов для учащихся 5-9 классов «Береги свое здоровье».
Для педагогов школы проходят психологические семинары, для родителей и учащихся работает лекторий по пропаганде ЗОЖ.  Социальные педагоги, психологи  проводят консультации для родителей. (Приложение 1. Слайд 24)
В течение года выпускаются санбюллетени по профилактике травматизма, йодо-железодефицита, туберкулеза, вирусных заболеваний и гриппа, оформляются стенды. (Приложение 1. Слайд 25)
Школа принимает активное участие в конкурсах, спартакиадах различного уровня: городской конкурс «Мы выбираем жизнь» – грамота главы города Ставрополя в номинации «Лучшие методические разработки по формированию общественного мнения по профилактике употребления ПАВ» (ноябрь 2009 г.); краевой конкурс на лучшую организацию работы по профилактике употребления ПАВ и пропаганде ЗОЖ – I место (декабрь 2009 г.); городской конкурс на лучшую фотографию «В здоровом теле – здоровый дух» – II место, благодарственное письмо директору школы (апрель 2010 г.); заключительный этап городского Фестиваля здоровья – диплом за активное участие (апрель 2010 г.); всероссийский конкурс «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»  – диплом  за активное участие (май 2010 г.).

Результативность работы: (Приложение 1. Слайд 26)

  • за последние 3 года число курильщиков уменьшилось на 6%;
  • снизилась заболеваемость учащихся  и педагогов ОРВИ и ОРЗ;
  • в 2010 году 78,2% учащихся  и  82% сотрудников школы провакцинированы от гриппа;
  • не  зарегистрировано ни одного  случая инфекционных заболеваний и травматизма в школе;
  • для всех учащихся (охват 100%) организовано 2-х разовое горячее питание;
  • рост мотивации к занятиям физической культурой у учащихся;
  • возросшая активность детей-инвалидов  в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах на равных со здоровыми детьми;
  • охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 92%;
  • 87% педагогов школы ориентированы на здоровый образ жизни;
  • III место в краевой спартакиаде специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (октябрь 2010 г.).