Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в общество.
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Исторический материал за 7 класс интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далёком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. Процесс обучения истории носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Поэтому в курс истории Отечества включается авторский курс краеведения «Моя малая Родина», разработанный учителем т. е весь исторический материал представлен отечественной историей и краеведческой. Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.
Актуальность курса краеведения «Моя малая Родина» состоит в том, что изучаемые на уроках исторические события часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстракцией.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Курс истории Отечества за 7 класс сосредоточен на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей IX-XV века. Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками (вещественными, устными, письменными), по которым учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времён до конца XV века.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
- История нашей страны с древнейшего периода – 12 часов;
- Киевская Русь – 15 часов;
- Распад Киевской Руси – 11 часов;
- Борьба Руси с иноземными завоевателями – 10 часов;
- Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества – 11 часов;
- Повторение – 4 часа.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, Т.Г. Лифановой «История Отечества» – 7 класс.
Название учебно-методического комплекта:
1. Учебник « История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
- наглядные – наблюдение, демонстрация
- практические – упражнения.
- методы изложения новых знаний
- методы повторения, закрепления знаний
- методы применения знаний
- методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd)
мультфильмов, мультимедиа, музыкальные
фрагменты.
Контроль за знаниями, умениями и навыками
обучающихся осуществляется в ходе устных
опросов, проведения тестов, контрольных работ.
Тексты контрольно-измерительные материалы
создает учитель в соответствии с
психофизическим особенностями каждого класса.
Контроль осуществляется в конце каждого раздела
(промежуточный контроль). В курс вошло 6 (шесть)
уроков проверки контроля знаний. На тестовые,
самостоятельные работы отводится 15 минут на
уроке. В конце года проводится итоговый контроль
знаний по изученным темам – 4 урока.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками
К концу учебного года учащиеся должны знать:
– какие исторические даты называются точными,
приблизительными;
– когда произошли события (конкретные, по выбору
учителя);
– кто руководил основным сражениями.
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться учебником, ориентироваться в
тексте, иллюстрациях учебника;
– пересказывать исторический материал с опорой
на наглядность, по заранее составленному плану;
– соотносить содержание иллюстративного
материала с текстом учебника;
– пользоваться «лентой времени», соотносить год
с веком;
– устанавливать последовательность
исторических событий на основе знания дат;
– правильно и точно употреблять исторические
термины, понятия;
Содержание программы истории Отечества
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Цель |
ЗУН |
Введение в историю | 7 |
Формировать у обучающихся представление об истории, как о науке, о прошлом человечества | Знать основные понятия раздела, уметь определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. | |
1 | История – наука о прошлом. | 1 |
||
2 | Исторические памятники. | 1 |
||
3 | Наша Родина – Россия. Моя родословная. | 1 |
||
4 | Счёт лет в истории. Лента времени. | 1 |
||
5 | Наша страна на карте. | 1 |
||
6 | Краеведение. Символика Белгородчины, города Губкина. | 1 |
||
7 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Введение». | 1 |
||
История нашей страны древнейшего периода | 12 часов |
|||
1 | Легендарная история происхождения славян и земли русской. Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов. | 1 |
Формировать у обучающихся представление о восточных славянах, как о предках русских, белорусов, украинцев. | Знать основные понятия изучаемого периода. Уметь работать с иллюстрацией, исторической картой, сравнивать исторические события. |
2 | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 |
||
3 | Славянский посёлок. | 1 |
||
4 | Основные занятия восточных славян. | 1 |
||
5 | Ремёсла восточных славян. | 1 |
||
6 | Как жили наши предки в далёком прошлом. Обычаи восточных славян. | 1 |
||
7 | Верования восточных славян. | 1 |
||
8 | Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. | 1 |
||
9 | Славянские витязи – богатыри и варяги – русичи. | 1 |
||
10 | Объединение восточных славян под началом Рюрика. Появление княжеств в VI-IX веке. | 1 |
||
11 | Краеведение. Древние славяне в крае |
|
||
12 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «История нашей страны с древнейшего периода». | 1 |
||
Киевская Русь | 15 ч |
|||
1 | Образование государства восточных славян – Киевской Руси. | 1 | Формировать у обучающихся
представление об образовании древнерусско го государства Киевская Русь, правителях древнего государства и их деятельности |
Знать основные понятия, даты, персоналии раздела. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать исторические события. |
2 | Первые русские князья Олег, Игорь, Ольга, Святослав. | 1 | ||
3 | Княжеская дружина и укрепление власти князя. | 1 | ||
4 | Оборона Руси от врагов. | 1 | ||
5 | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 | ||
6 | Былины – источник знаний о Киевской Руси. | 1 | ||
7 | Искусство древнерусских ремесленников. | 1 | ||
8 | Княжеское подворье, дружина. | 1 | ||
9 | Жизнь и быт простых людей в Киевской Руси. | 1 | ||
10 | Лента времени. Исторические даты. | 1 | ||
11 | Образование и грамотность на Руси. | 1 | ||
12 | Летописи и летописцы. «Повесть временных лет». | 1 | ||
13 | Приход к власти Владимира Мономаха. | 1 | ||
14 | Краеведение. Древнерусские города на территории области. | 1 | ||
15 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси». | 1 | ||
Распад Киевской Руси | 11 | |||
1 | Причины распада Киевской Руси | 1 |
Показать причины и значение распада Руси. | Знать основные понятия, даты персоналии раздела. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, связно и развёрнуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. Объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц. |
2 | Рост городов. | 1 |
||
3 | Образование самостоятельных княжеств. | 1 |
||
4 | Киевское княжество в XII веке. | 1 |
||
5 | Владимиро-Суздальская Русь. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. | 1 |
||
6 | Господин Великий Новгород. | 1 |
||
7 | Хозяйство Новгородской земли. Торговля, ремёсла. | 1 |
||
8 | Управление в Новгороде. | 1 |
||
9 | Русская культура XII-XIII века. | 1 |
||
10 | Краеведение. Северская земля и кочевники XI-XIII век. | 1 |
||
11 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси». | 1 |
||
Борьба Руси с иноземными завоевателями | 10 ч |
|||
1 | Монголо-татары. Государство Золотая Орда. | 1 |
Показать взаимосвязь раздробленности на Руси и нашествия иноземных завоевателей. | Знать основные даты, понятия, персоналии раздела. Развивать умение составлять описания условий жизни людей, уметь элементарно анализировать исторический материал, делать выводы, проводить сравнение объектов, извлекать знания из различных источников. |
2 | Нашествие моголо-татар на Русь. | 1 |
||
3 | Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Злой город Козельск. Подвиг Евпатия Коловрата. | 1 |
||
4 | Русь под монголо-татарским игом. | 1 | ||
5 | Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. | 1 | ||
6 | Александр Невский и новгородская дружина. | 1 | ||
7 | Невская битва | 1 | ||
8 | Ледовое побоище. | 1 | ||
9 | Краеведение. Нашествие монголо-татар. | 1 | ||
10 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями» | 1 | ||
Начало объединения русских земель | 11 ч | |||
1 | Возвышение Москвы. | 1 | Показать значение объединения российских земель под началом Москвы. | Знать основные понятия, даты, персоналии раздела. Уметь раскрывать причинно-следственные связи в ходе работы с различными историческими источниками. Уметь давать нравственную оценку поступкам исторического деятеля, делать выводы. |
2 | Московский князь Иван Калита, его успехи. | 1 | ||
3 | Основные слои городского населения, их быт традиции. | 1 | ||
4 | Московско-Вламирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Князь Дмитрий Иванович и хан Мамай | 1 | ||
5 | Сергий Радонежский. | 1 | ||
6 | Битва на Куликовом поле. | 1 | ||
7 | Значение Куликовской битвы для русского народа. | 1 | ||
8 | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 | ||
9 | Укрепление Московского государства. | 1 | ||
10 | Краеведение. Вхождение земель Белгородчины в состав Московского государства. | 1 | ||
11 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» | 1 | ||
Повторение | 4 ч | |||
1 | Повторение по разделу «Киевская Русь». | 1 | Повторить изученное в 7 классе | Знать основные понятия, даты, кто руководил основными сражениями, исторических деятелей IX-XV века. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
2 | Повторение по разделу «Распад Киевской Руси». | 1 | ||
3 | Повторение по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями». | 1 | ||
4 | Повторение по разделу «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества». | 1 |
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная: учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Дополнительная:
- Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.
- Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.
- Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.
- Россия великая судьба. Сергей Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2007 г.
Литература по краеведению:
- Белгородский край в истории СССР. Под редакцией Мартынова А. Ф.. Воронеж 1982 г.
- Заметки краеведа. Алексенко Н. П.. Губкин, 1992 г.
- Мой край. Овчарова Н. Г., Осыков Б. И.. Воронеж 1977 г.
- Старый Оскол. Никулов А. П.. Старый Оскол, 1997 г.