Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. 5-й класс

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика

Класс: 5


Тип урока: комбинированный, 5-й по данной теме.

Цели:

  • Познакомить с решением задачи нового типа и закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.
  • Корригировать активно-волевые нарушения для создания мотивации к рациональному взаимодействию учителя с обучающимися.
  • Воспитывать саморегуляцию учебной деятельности через самооценку деятельности с опорой на параметры самооценки и чертеж отрезка, разделенного на равные части (число частей соответствует числу параметров самооценки).

Оборудование:

у детей:

  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • линейка;
  • ручка;
  • лист контроля деятельности для самооценки.

у учителя:

  • набор пазлов белого и розового цвета с буквами, составляющими название действий, изучаемых детьми;
  • классная доска;
  • мяч;
  • набор разноцветных магнитов;
  • цветной мел;
  • таблица чудо-птицы, составленной из различных цифр;
  • рабочий стол учителя;
  • указка.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Оргмомент (до начала урока) Учитель заранее оформил доску и оформление закрыто от детей створками доски. Перед звонком спокойным голосом обращается к классному coy правлению: завучу и просит проверить работу дежурных по классу, в обязанность которых входит: проверка порядка на рабочих местах у каждого, проветривание класса, обеспечение недостающего через привлечение «хозяйственника» и внешнего вида через осмотр «санитаром» класса - метод приучения и поручения. Дети, пришедшие в класс, оборудуют место в следующем порядке:
1) Дневник
2) Учебник
3) Рабочая тетрадь (все стопкой)
4) Подставка с карандашом, линейкой, ручкой.
Приступают к выполнению утренней физзарядки. Показывает упражнения и следит за их выполнением классный физорг.
После проведения на стенде классного соуправления в своем окошке выставляет восклицательный знак «!», т.к. все дети выполнили показанный комплекс верно и красиво.
Звонок. Учитель встает перед классом, дети около своих парт. Учитель, с улыбкой на лице, обращается к детям с предложением встать красиво, расправив плечи и улыбнуться окружающим так, как делает это он. (Показ учителя для создания в классе доброжелательной атмосферы).

Предлагаю девочкам, затем молодым людям сесть.

Читаю параметры самооценки работы за урок – они записаны на обратной стороне доски:

Самооценка:

1. Приготовил рабочее место и начал урок со звонком.
2. Работал устно.
3. Следил за осанкой.
4. Выполнил план – задание урока.
5. Соблюдал культуру речи и поведения.
И опираясь на личный пример (я подготовила свое рабочее место и все, что нужно к уроку заранее и начинаю урок со звонком), на листе учета самооценки (показываю свой) ставлю себе на первой части отрезка 1 балл. Сделайте на своих отрезках также. Проверяю выполнение задания детьми.

Дети смотрят на учителя, стараются улыбнуться друг другу и присутствующим гостям, что снимает напряжение, возникающее у детей при виде большого количества посторонних взрослых, пришедших на урок.
Прием предупреждения негативизма у расторможенных и негативных детей. Приучение к комфортному взаимодействию с посторонними на уровне мимики и телодвижений. Прием коррекции внимания и приучения к уважительному отношению к девочкам с подчеркиванием преимущества в физической силе и выносливости молодых людей.

Дети внимательно слушают, все задания выполнили верно. Прием использован для подготовки детей к изучению темы «Обыкновенные дроби» и выработки самоконтроля за последовательностью свей деятельности.

II. Устный счет

1. Конверты от Деда-Буквоеда, оформленные россыпью печатных букв.

 

2. Игра «Поймай и верни мяч».

10 – 4 =                   10 + 4 =
10 – 8 =                   10 + 2 =
10 – 5 =                     9 + 6 =
10 – 1 =                     7 + 5 =

13 – 4 =        1 дес. – 3 ед. =
15 – 8 =        1 дес. + 3 ед. =
9 – 7 =

Предлагаю из пазлов, прикрепленных на доске магнитами, составить два слова для обозначения темы урока.

Первая подсказка: начальная буква каждого слова выделена магнитом красного цвета. Вторая подсказка: первое слово обозначает название арифметического действия, которое выполняется для увеличение числа на несколько единиц.
По составленным словам назовите тему урока.

Предлагаю детям встать и быть внимательными. Ячитаю пример с доски, вы считаете. Я бросаю мяч только одному ученику, ответ которого я хочу услышать. Поймавший мяч называет ответ и бросает мяч учителю и т.д.

Предлагаю на листе самооценки поставить во второй части отрезка – 1 балл по образцу учителя.

            1         1
____!_____!_____!______!______!____

Прием, мотивирующий детей на урок, способствует коррекции пространственно-графических представлений, использован для коррекции дисграфии (в классе 6 детей с диагнозом «Дисграфия смешанного типа»).
Большинство детей подняли руку для ответа. Опрошенный ученик назвал тему: «Сложение и вычитание чисел» после подсказывающего вопроса учителя добавил... в пределах 1000 с переходом через разряд.
Прием направлен на развитие памяти с опорой на припоминание по   мотивации. Прием направлен на мотивацию и выработку быстрой реакции, а также закрепляет прием ловли и передачи мяча для поддержки достигнутых двигательных навыков и их совершенствования, а также как тренировка к традиционным общешкольным соревнованиям по русской лапте.
Содержание решаемых примеров актуализировало необходимую базу для письменного сложения и вычитания.
Дети показали знание таблицы сложения и вычитания. Все отвечали верно. Дифференциация учителя по скорости броска и трудности предлагаемого примера позволила быть успешным каждому, получившему мяч.
Прием, обучающий переключению и умению подчинять свои действия последовательной фиксации – метод создания обучающей ситуации.
III.   Работа над задачей (новый тип: нахождение третьего слагаемого по сумме и двум слагаемым, одно из которых, больше другого на несколько единиц). Страница 106, № 417 Дети читают задачу 2 раза про себя, затем 1 ученик читает вслух. Анализ задачи проводится по вопросам учителя:

1.  О чем говорится в задаче?
2.  Назовите рыбные консервы, которые вы знаете.
3.  Осмыслите ситуацию, предложенную в задаче, и объясните все числовые данные.

– Что обозначает число 930 банок?
– Что обозначает число 223 банки?
– Как понять число, которое на 185 банок меньше?
– Предлагаю записать эту задачу кратко по схеме:

930 б. I – 223 б.
II – ?, на 185 (б) (м)
III – ?, оставшиеся

Уточняю, что в третий день продали все рыбные консервы, которые остались после продажи за первый и второй день вместе. Предлагаю увидеть в этой схеме краткую запись той задачи, которую мы умеем решать. Учитель закрывает в краткой записи сумму и третье слагаемое, предлагая решить выделенное.

 

Как ответить на главный вопрос задачи и найти число банок, проданных за третий день? Как мы назвали это число в краткой записи? – оставшиеся, т.е. остаток. Чтобы правильно выбрать числовые данные для нахождения остатка, мы стрелкой укажем порядок вычитания (учитель цветным мелом выделяет стрелку со знаком минус).

 

Ответ к задаче предлагаю записать самостоятельно. Я прохожу и проверяю вашу запись. На отрезке в третьей части ставим 1 балл.

Дети поднимают руки и отвечают:
В задаче говорится о рыбных консервах.
Называют: шпроты, скумбрия, сайра, килька в томатном соусе.
Прием, помогающий осознанному восприятию содержания задачи. Опора на социальный опыт детей активизирует детей.
930 банок всего продали за 3 дня.
223 банки продали из этого числа за
первый день.
Неизвестное число банок, которое
продали за второй день. Находим его вычитанием, потому что сказано «на несколько меньше».
Дети записывают с доски после показа
учителем краткую запись задачи в тетради.
Дети показывают в первой части краткую запись задачи на нахождение суммы двух слагаемых, когда второе слагаемое неизвестно. К доске выходит ученик и решает выделенную типовую задачу.

1) 223
    185
      38 (б.) – за второй день

2) 223
       38
     261 (б.) – за первый и второй день.

Прием, конкретизирующий нахождение третьего слагаемого по сумме и сумме двух слагаемых: закрыли заштрихованную часть, затем ее открыли, убрав то, что уже решено. Оставляем только найденное число 38 банок с пояснением. Прием позволяет выделить главное в задаче и дать осмысленное выполнение вычитания для поиска ответа на главный вопрос задачи.
Прием развития письменной связной
речи, приучение к самостоятельной деятельности.
Дети проставили и перешли к решению примеров. Вопросов не задают.

IV. Самостоятельная работа

Примеры № 421, страница 106.

Предлагаю каждому решить столько примеров, сколько по силам. Напоминаю требования орфографического режима при оформлении. Оказываю помощь Скумаю Диме (грубо нарушена моторика и пространственная ориентация, затрудняется записывать пример в столбик). Прием индивидуализации помогает Диме Скумаю выглядеть успешно, т.к. с помощью учителя он успевает выполнять тот же объем задания, что и другие.
V. Проверка самостоятельной работы и рефлексия Предлагаю выйти к доске двум учащимся и записать из своих тетрадей ответы.

 

Предлагаю на пятой части поставить себе 1/2 (половину балла).
Почему получили разные ответы?

Дети записывают и сравнивают. Прием внешней оценки работы помогает формированию реальной оценки деятельности. Эффективен для детей с завышенной самооценкой, но может явиться источником конфликта.
Использую редко, когда очень нужно. Подготовка к изучению темы «Обыкновенные дроби».

Забывали пользоваться условными знаками.

VI. Итоги урока. Все очень старались. В течение всего урока работали. Аккуратно оформили записи в тетрадях, стремились свою деятельность контролировать и оценивать.  
  Я сегодня всех вас награждаю «5» натуральными (шоколадки с цифрой «5» в золотистой и серебристой фольге). Дети убрали рабочее место, сдали рабочие тетради учителю и получив шоколадные пятерки остались очень довольны уроком. Поблагодарили  учителя за урок.

Выводы: Отобранное содержание, формы, приемы коррекционные и мотивационные позволили реализовать поставленные цели урока, продемонстрировали профессиональные, организаторские, проектные и прогностические способности учителя в воспитании саморегуляции в учебной деятельности. Все дети работали целенаправленно, согласно заданной себе самим программы, отслеживали свою работу и относительно реально оценили свою деятельность, выставив в тетради оценку.

Анализ письменной работы показал, что

  • 6 детей из 10 присутствующих – не допустили ошибок в вычислении – 60%
  • 2 ученика – допустили по 1 ошибке (не суммировали занятую крупную единицу с уже имеющимися, а вычли только из десяти) – нарушена логическая последовательность
  • 2 ученика выполнили решение примеров из другого номера (нарушено произвольное внимание).

Введение самооценки позволяет учителю:

а) Приучить детей четко и быстро организовывать свою работу;
б) Имея личную заинтересованность в выполняемой работе, получать удовольствие от уроков каждому ребенку;
в) Способствовать развитию эмоций и характера;
г) Позволяет каждому ребенку идти собственным путем в овладении предметом математики и в конечном итоге повышает качество обученности детей всего класса.

Задача на следующие уроки:

Отрабатывать умение обязательности и осознанности использования условных обозначений, данных учителем в образцах, через коррекционный прием. Переведи на понятный язык:

10              3                  1        и т.д.

Работа над заявленной темой и демонстрация результатов через урок позволили организовать класс на учебную деятельность. В четвертом классе это было проблемой. Повысилась обученность и уровень культуры детей (взаимоотношения с педагогами и сверстниками). Дети активно и позитивно заявили о себе в школе в общественной, спортивной и учебной деятельности. Класс является самым читающим в школе.

Литература:

1.  А.А.Дмитриев, Е.А.Корнейчук «Формирование саморегуляции поведения учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва – Воронеж, 2004 г.
2.  У. Джемс «Психология». Москва, «Педагогика» 1991 г.
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник № 1. Москва «Владос» 2000 г.
4. М.Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе». Москва «Владос» 1999 г.
5. М.Н.Перова, Г.М.Капустина «Математика 5 класс». Москва «Просвещение» 2004 г.
6. Рэй Алан, Мартин Вильямс «Математика на «5»» – пособие для начальной школы. Астпресс, Москва, 1996 г.