Тип урока: комбинированный, 5-й по данной теме.
Цели:
- Познакомить с решением задачи нового типа и закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.
- Корригировать активно-волевые нарушения для создания мотивации к рациональному взаимодействию учителя с обучающимися.
- Воспитывать саморегуляцию учебной деятельности через самооценку деятельности с опорой на параметры самооценки и чертеж отрезка, разделенного на равные части (число частей соответствует числу параметров самооценки).
Оборудование:
у детей:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- линейка;
- ручка;
- лист контроля деятельности для самооценки.
у учителя:
- набор пазлов белого и розового цвета с буквами, составляющими название действий, изучаемых детьми;
- классная доска;
- мяч;
- набор разноцветных магнитов;
- цветной мел;
- таблица чудо-птицы, составленной из различных цифр;
- рабочий стол учителя;
- указка.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
I. Оргмомент (до начала урока) | Учитель заранее оформил доску и оформление закрыто от детей створками доски. Перед звонком спокойным голосом обращается к классному coy правлению: завучу и просит проверить работу дежурных по классу, в обязанность которых входит: проверка порядка на рабочих местах у каждого, проветривание класса, обеспечение недостающего через привлечение «хозяйственника» и внешнего вида через осмотр «санитаром» класса - метод приучения и поручения. | Дети, пришедшие в класс, оборудуют место
в следующем порядке: 1) Дневник 2) Учебник 3) Рабочая тетрадь (все стопкой) 4) Подставка с карандашом, линейкой, ручкой. Приступают к выполнению утренней физзарядки. Показывает упражнения и следит за их выполнением классный физорг. После проведения на стенде классного соуправления в своем окошке выставляет восклицательный знак «!», т.к. все дети выполнили показанный комплекс верно и красиво. |
|||
Звонок. | Учитель встает перед классом, дети
около своих парт. Учитель, с улыбкой на лице,
обращается к детям с предложением встать
красиво, расправив плечи и улыбнуться окружающим
так, как делает это он. (Показ учителя для
создания в классе доброжелательной атмосферы). Предлагаю девочкам, затем молодым людям сесть. Читаю параметры самооценки работы за урок – они записаны на обратной стороне доски: Самооценка: 1. Приготовил рабочее место и начал урок со
звонком. |
Дети смотрят на учителя, стараются
улыбнуться друг другу и присутствующим гостям,
что снимает напряжение, возникающее у детей при
виде большого количества посторонних взрослых,
пришедших на урок. Прием предупреждения негативизма у расторможенных и негативных детей. Приучение к комфортному взаимодействию с посторонними на уровне мимики и телодвижений. Прием коррекции внимания и приучения к уважительному отношению к девочкам с подчеркиванием преимущества в физической силе и выносливости молодых людей. Дети внимательно слушают, все задания выполнили верно. Прием использован для подготовки детей к изучению темы «Обыкновенные дроби» и выработки самоконтроля за последовательностью свей деятельности. |
|||
II. Устный счет 1. Конверты от Деда-Буквоеда, оформленные россыпью печатных букв.
2. Игра «Поймай и верни мяч». 10 – 4
=
10 + 4 = |
Предлагаю из пазлов, прикрепленных на
доске магнитами, составить два слова для
обозначения темы урока. Первая подсказка: начальная
буква каждого слова выделена магнитом красного
цвета. Вторая подсказка: первое слово
обозначает название арифметического действия,
которое выполняется для увеличение числа на
несколько единиц. Предлагаю детям встать и быть внимательными. Ячитаю пример с доски, вы считаете. Я бросаю мяч только одному ученику, ответ которого я хочу услышать. Поймавший мяч называет ответ и бросает мяч учителю и т.д. Предлагаю на листе самооценки поставить во второй части отрезка – 1 балл по образцу учителя.
1 1 |
Прием, мотивирующий детей на урок,
способствует коррекции
пространственно-графических представлений,
использован для коррекции дисграфии (в классе 6
детей с диагнозом «Дисграфия смешанного типа»). Большинство детей подняли руку для ответа. Опрошенный ученик назвал тему: «Сложение и вычитание чисел» после подсказывающего вопроса учителя добавил... в пределах 1000 с переходом через разряд. Прием направлен на развитие памяти с опорой на припоминание по мотивации. Прием направлен на мотивацию и выработку быстрой реакции, а также закрепляет прием ловли и передачи мяча для поддержки достигнутых двигательных навыков и их совершенствования, а также как тренировка к традиционным общешкольным соревнованиям по русской лапте. Содержание решаемых примеров актуализировало необходимую базу для письменного сложения и вычитания. Дети показали знание таблицы сложения и вычитания. Все отвечали верно. Дифференциация учителя по скорости броска и трудности предлагаемого примера позволила быть успешным каждому, получившему мяч. Прием, обучающий переключению и умению подчинять свои действия последовательной фиксации – метод создания обучающей ситуации. |
|||
III. Работа над задачей (новый тип: нахождение третьего слагаемого по сумме и двум слагаемым, одно из которых, больше другого на несколько единиц). Страница 106, № 417 | Дети читают задачу 2 раза про себя, затем
1 ученик читает вслух. Анализ задачи проводится
по вопросам учителя: 1. О чем говорится в
задаче? – Что обозначает число 930 банок?
Уточняю, что в третий день продали все рыбные консервы, которые остались после продажи за первый и второй день вместе. Предлагаю увидеть в этой схеме краткую запись той задачи, которую мы умеем решать. Учитель закрывает в краткой записи сумму и третье слагаемое, предлагая решить выделенное.
Как ответить на главный вопрос задачи и найти число банок, проданных за третий день? Как мы назвали это число в краткой записи? – оставшиеся, т.е. остаток. Чтобы правильно выбрать числовые данные для нахождения остатка, мы стрелкой укажем порядок вычитания (учитель цветным мелом выделяет стрелку со знаком минус).
Ответ к задаче предлагаю записать самостоятельно. Я прохожу и проверяю вашу запись. На отрезке в третьей части ставим 1 балл. |
Дети поднимают руки и отвечают: В задаче говорится о рыбных консервах. Называют: шпроты, скумбрия, сайра, килька в томатном соусе. Прием, помогающий осознанному восприятию содержания задачи. Опора на социальный опыт детей активизирует детей. 930 банок всего продали за 3 дня. 223 банки продали из этого числа за первый день. Неизвестное число банок, которое продали за второй день. Находим его вычитанием, потому что сказано «на несколько меньше». Дети записывают с доски после показа учителем краткую запись задачи в тетради. Дети показывают в первой части краткую запись задачи на нахождение суммы двух слагаемых, когда второе слагаемое неизвестно. К доске выходит ученик и решает выделенную типовую задачу. 1) 223 2) 223 Прием, конкретизирующий нахождение третьего
слагаемого по сумме и сумме двух слагаемых:
закрыли заштрихованную часть, затем ее открыли,
убрав то, что уже решено. Оставляем только
найденное число 38 банок с пояснением. Прием
позволяет выделить главное в задаче и дать
осмысленное выполнение вычитания для поиска
ответа на главный вопрос задачи. |
|||
IV. Самостоятельная работа Примеры № 421, страница 106. |
Предлагаю каждому решить столько примеров, сколько по силам. Напоминаю требования орфографического режима при оформлении. Оказываю помощь Скумаю Диме (грубо нарушена моторика и пространственная ориентация, затрудняется записывать пример в столбик). | Прием индивидуализации помогает Диме Скумаю выглядеть успешно, т.к. с помощью учителя он успевает выполнять тот же объем задания, что и другие. | |||
V. Проверка самостоятельной работы и рефлексия | Предлагаю выйти к доске двум учащимся и
записать из своих тетрадей ответы.
Предлагаю на пятой части поставить себе 1/2
(половину балла). |
Дети записывают и сравнивают. Прием
внешней оценки работы помогает формированию
реальной оценки деятельности. Эффективен для
детей с завышенной самооценкой, но может явиться
источником конфликта. Использую редко, когда очень нужно. Подготовка к изучению темы «Обыкновенные дроби». Забывали пользоваться условными знаками. |
|||
VI. Итоги урока. | Все очень старались. В течение всего урока работали. Аккуратно оформили записи в тетрадях, стремились свою деятельность контролировать и оценивать. | ||||
Я сегодня всех вас награждаю «5» натуральными (шоколадки с цифрой «5» в золотистой и серебристой фольге). | Дети убрали рабочее место, сдали рабочие тетради учителю и получив шоколадные пятерки остались очень довольны уроком. Поблагодарили учителя за урок. |
Выводы: Отобранное содержание, формы, приемы коррекционные и мотивационные позволили реализовать поставленные цели урока, продемонстрировали профессиональные, организаторские, проектные и прогностические способности учителя в воспитании саморегуляции в учебной деятельности. Все дети работали целенаправленно, согласно заданной себе самим программы, отслеживали свою работу и относительно реально оценили свою деятельность, выставив в тетради оценку.
Анализ письменной работы показал, что
- 6 детей из 10 присутствующих – не допустили ошибок в вычислении – 60%
- 2 ученика – допустили по 1 ошибке (не суммировали занятую крупную единицу с уже имеющимися, а вычли только из десяти) – нарушена логическая последовательность
- 2 ученика выполнили решение примеров из другого номера (нарушено произвольное внимание).
Введение самооценки позволяет учителю:
а) Приучить детей четко и быстро организовывать
свою работу;
б) Имея личную заинтересованность в выполняемой
работе, получать удовольствие от уроков каждому
ребенку;
в) Способствовать развитию эмоций и характера;
г) Позволяет каждому ребенку идти собственным
путем в овладении предметом математики и в
конечном итоге повышает качество обученности
детей всего класса.
Задача на следующие уроки:
Отрабатывать умение обязательности и осознанности использования условных обозначений, данных учителем в образцах, через коррекционный прием. Переведи на понятный язык:
10 3 1 и т.д.
Работа над заявленной темой и демонстрация результатов через урок позволили организовать класс на учебную деятельность. В четвертом классе это было проблемой. Повысилась обученность и уровень культуры детей (взаимоотношения с педагогами и сверстниками). Дети активно и позитивно заявили о себе в школе в общественной, спортивной и учебной деятельности. Класс является самым читающим в школе.
Литература:
1. А.А.Дмитриев, Е.А.Корнейчук
«Формирование саморегуляции поведения учащихся
5-6 классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва
– Воронеж, 2004 г.
2. У. Джемс «Психология». Москва,
«Педагогика» 1991 г.
3. Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9
классы. Сборник № 1. Москва «Владос» 2000 г.
4. М.Н.Перова «Методика преподавания
математики в коррекционной школе». Москва
«Владос» 1999 г.
5. М.Н.Перова, Г.М.Капустина «Математика 5
класс». Москва «Просвещение» 2004 г.
6. Рэй Алан, Мартин Вильямс «Математика на
«5»» – пособие для начальной школы. Астпресс,
Москва, 1996 г.