Составление плана пошива мешочка, отделка мешочка аппликаций, отделочными украшающими стежками. 5-й класс

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика

Класс: 5


Тема: составление плана пошива мешочка. Отделка мешочка аппликацией, отделочными украшающими стежками.

Цели:

  1. Способствовать формированию навыков работы с книгой, самостоятельной работы, зрительного и сенсорного восприятия, навыков выполнения петельных стежков при пошиве изделия.
  2. Способствовать развитию мелкой моторики, глазомера и синхронной работы рук при выполнении ручных работ, пространственных представлений через определение места нахождения аппликации.
  3. Воспитывать желание выполнять работу качественно и добросовестно.

Тип урока: урок формирования и закрепления умений и навыков.

Оборудование: готовый крой деталей аппликации, крой мешочка, образец изделия, нитки, иглы, ножницы, карточки с ребусами и загадками, учебник “Швейное дело 5” Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая “Просвещение” 2006, бумага для снежков, круги разных размеров (на доске прикреплены), карточки “Ручные стежки”.

Ход работы

I. Организация учащихся.

Проверить готовность учащихся к уроку (девочки спокойно входят в мастерскую, надевают фартуки, обратить внимание на внешний вид учениц, обувь).

Отметить отсутствующих.

II. Активизация знаний учащихся.

На столе у каждой ученицы лежит карточки “Ручные стежки” (см. Приложение 1).

Задание: подобрать название ручного стежка и положить карточку с надписью напротив соответствующего изображения стежка.

Итог: Для чего используются эти стежки?

Какой стежок подойдёт для соединения детали аппликации с основной деталью?

III. Сообщение темы урока.

Выставка работ учащихся: рисунки снеговиков, аппликация из бумаги “Снеговик”, образец изделия (см. Приложение 2).

Посмотрите на выставку работ учениц.

- Кто здесь изображен? (Снеговик)

- Символом какого времени года может быть снеговик? (Зимы)

- Назовите самый любимый зимний праздник. (Новый год)

- Чем нам люб этот праздник, чего мы ждём от этого праздника? (Подарков)

- В чём Дед Мороз приносит нам подарки? (В мешках)

Продолжите предложение

Изделие, которое нужно нам выполнить называется... (мешочек для новогоднего подарка).

Сегодня на уроке мы составим план работы по пошиву мешочка и выполним один из пунктов.

IV. Повторение.

Анализ образца:

* расскажите, какое изделие нужно выполнить? (Мешочек для новогоднего подарка)

* какую ткань мы используем при пошиве мешочка? (Бязь)

* дайте характеристику ткани. (Гладкоокрашенная, белого цвета)

* сколько деталей в изделии? (Одна)

* какой формы мешочек? (Прямоугольной)

*каким швом соединяют боковые срезы изделия? (Стачным)

* каким швом обрабатываем верхний срез изделия? (Шов в подгибку с закрытым срезом)

* назовите отделку мешочка. (аппликация, отделочные стежки)

V. Составление плана предстоящей работы.

1. Работа с инструкционной картой.

Посмотрите внимательно на карточки в виде рисунков на доске (см. Приложение 3), на карточки с пунктами плана (см. Приложение 4) у вас на столе и на образец мешочка. Подумайте и составьте план работы по пошиву мешочка.

Нужно подойти в свою очередь к доске, выбрать этап работы, соответствующий пункту плана на вашем столе, и прикрепить его на доске.

План работы по пошиву мешочка:

1. Отделать край мешочка вышивкой.
2. Обработать боковые срезы:

а) сколоть боковые срезы;

б) сметать боковые срезы;

в) стачать боковые срезы.

3. Обметать срезы шва.
4. Обработать верхний срез:

а) подогнуть верхний срез на изнаночную сторону на 5 мм, заметать;

б) перегнуть подогнутый край на изнаночную сторону по намеченной линии, сколоть, заметать подгиб приутюжить;

5. Продёрнуть шнур.

а) застрочить на расстоянии 1-2 мм от края внутреннего подгиба, оставив отверстие 5-7 мм (для продергивания шнура);

б) удалить нитки строчек временного назначения. Выправить углы и швы.

6. Отутюжить готовое изделие.

Как вы думаете, правильно составлен план или нет? Спорить не будем, а откроем учебник и проверим.

2. Работа с учебником Швейное дело 5” Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая “Просвещение” 2006, страница 112.

Откройте страницу 112, найдите “План работы по пошиву мешочка для хранения работ.

Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.

3. Работа в тетради.

а) записать дату, тему урока.

б) записать план работы в тетрадь.

Назовите первый пункт плана.

Выполнить отделку изделия.

Вы оформите крой мешочка аппликацией “Снеговик”, а после отделочными стежками и вышивкой.

Физминутка. “Пантомима”.

Встали из-за столов. Представили, что мы вышли на улицу. Там много мягкого, пушистого, липкого снега, из которого легко катать снежные комья. Наклонитесь, возьмите снег, скатайте небольшой ком, положите его на землю, катайте его по земле. Ваш ком растёт и вы, катая его, распрямляетесь. Давайте скатаем три кома, один больше другого. Самый большой оставляем на земле, на него ставим средний, а сверху маленький. Молодцы!

У каждой уже есть снеговик в мыслях. Сейчас мы начнём делать снеговика из ткани в виде аппликации.

VI. Практическая работа.

1. Инструктаж по правилам безопасной работы с инструментами.

Учитель читает загадку или показывает ребус, ученицы называют отгадку и говорят правила безопасной работы с данным инструментом. (См. Приложение 5)

2. Организация рабочего места учащимися.

3. Инструктаж по выполнению практической работы “Отделка кроя мешочка аппликацией “Снеговик”.

План:

1. Сложить деталь кроя посередине лицевой стороной вверх.

2. Определить место для аппликации. Примерить детали аппликации.

3. Приметать большую деталь Снеговика к детали кроя мешочка. Притачать петельным стежком большую деталь Снеговика к детали кроя мешочка.

4. Приметать среднюю деталь Снеговика к детали кроя мешочка. Притачать петельным стежком среднюю деталь Снеговика к детали кроя мешочка.

5. Приметать маленькую деталь Снеговика к детали кроя мешочка. Притачать петельным стежком маленькую деталь Снеговика к детали кроя мешочка.

4. Повторение технологических требований к стежкам.

а) шов “вперёд иголку” смёточный шов – 3-4 стежка на 1 см (временное соединение);

б) петельный стежок – 2–3 стежка на 1см (постоянное соединение деталей).

Памятки с планом и технологическими требованиями к стежкам есть на столе у каждой ученицы (см. Приложение 6).

Физминутка: Посмотрите на круги от маленького к большому. Поморгайте глазами (10–15 секунд). А теперь посмотрите на круги от большого к малому.

5. Практическая работа “Отделка кроя мешочка аппликацией “Снеговик”.

Девочки самостоятельно выполняют практическую работу.

Со стороны учителя контроль за выполнением задания, за умением пользоваться пособиями и карточками.

Через 15 минут работы физминутки “Снежки”, на расслабление глазных мышц, мускулатуры пальцев.

VII. Анализ выполненной практической работы.

- Какую форму имеет мешочек?

- Каким стежком соединяют детали аппликации с основной деталью?

- Из каких пунктов состоит план работы по пошиву мешочка?

- Какой вид работы был трудным для вас?

- Какой вид работы оказалось сделать легко?

VIII. Подведение итога урока.

Оценить, как работали ученицы, насколько самостоятельно выполнена работа.

IX. Уборка рабочих мест учащимися.