Нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания.
В. В. Давыдов
Необходимость формирования у школьников креативной компетенции в XXI веке связана с проблемами, возникшими в образовании: поиск новых способов формирования креативной компетенции обучающихся, которым по окончании школы предстоит реализовывать личностные качества, приобретённые знания, умения и навыки в современном обществе, ориентироваться в огромном потоке информации, с её насыщенностью и научностью; определение своего места в обществе. На решение этих проблем нацеливает Концепция модернизации Российского образования, Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, государственный стандарт общего образования.
Опираясь на собственный педагогический опыт в решении проблемы формирования и создания условий для реализации творческого потенциала школьника средствами изобразительного искусства, определила тему: “Формирование креативной компетенции обучающихся на уроках изобразительного искусства”.
Креативная компетентность обучающегося включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности обучающегося (коммуникативной, учебной, организаторской).
Важной составляющей креативности обучающихся являются знания и умения, которые лежат в основе собственной познавательной и творческой деятельности (“пустая голова не мыслит”).
Творческой личности присущи следующие свойства: интерес к сложному и неясному, склонность задаваться вопросами, спонтанная любознательность, способность продолжительнее время заниматься решением одной и той же проблемы.
Сущность моего инновационного педагогического опыта состоит в формировании гуманистического мировоззрения школьников, способности к межличностному и межкультурному диалогу, целенаправленной адаптации к реальным условиям сельской школы через изменение содержания образования, в организации учебного и воспитательного процессов, в использовании возможности внедрения элементов технологий: информационно-коммуникационной, проблемного обучения, проектной деятельности, развивающего и разноуровнего обучения, форм, методов обучения и воспитания, соответствующих содержанию и форме самого искусства, в разработке методических и дидактических пособий интерактивного характера.
Идея изменений состоит в том, чтобы помочь школьникам осознать, что освоить систему теоретико-художественных понятий, основы реалистического искусства, овладеть навыками рисования с натуры, по памяти, представлению, анализа художественных произведений, особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, лепки, аппликации, развить изобразительные и творческие способности, художественный и эстетический вкус — это значит овладеть основными видами художественной деятельности, вооружить школьников навыками осмысленного и творческого выполнения заданий, навыками грамотного, эмоционального выражения своих чувств, мыслей в устной и графической форме с помощью различных изобразительных материалов, в различных условиях, навыками критической оценки своей и чужой деятельности, прибегая к энциклопедиям, словарям, справочной литературе, т. е. проявляя креативную компетенцию.
На уроках изобразительного искусства приоритетным стал деятельностный подход, активно внедряю в практику преподавания различные формы работы (учебное исследование, творческие практикумы, различные формы самостоятельной работы с художественным произведением и текстом).
Для реализации предложенного опыта необходимы следующие условия:
- принятие гуманистической позиции педагогом и родителями обучающихся;
- признание равноправного партнёрства (педагог – дети);
- инициативность самого педагога;
- изучение ребёнка как самоценной личности;
- высокий уровень коммуникации с социумом и окружающей средой;
- освоенные и присвоенные знания и умения – основа познавательной и творческой деятельности обучающихся;
- деятельностный подход в обучении на основе учёта и дифференциации уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков;
- использование заданий различной степени сложности, в том числе - повышенной;
- использование инновационных технологий: информационно-коммуникационной, проблемного обучения, проектной деятельности, развивающего и разноуровнего обучения,
- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности;
- интеграция изобразительного искусства с предметными областями: музыкой, литературой, историей, обществознанием, биологией, технологией, основами православной культуры;
- интеграция основного и дополнительного образования.
В результате многолетней работы по формированию креативной компетенции обучающихся, сложилась собственная система методических приёмов, которая состоит из следующих основных компонентов:
- Диагностика и мониторинг уровня сформированности креативной компетенции обучающихся, их умений и навыков.
- Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.
- Создание психолого-педагогических и организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся через использование инновационных образовательных технологий, методов, приемов, форм; проектирование учебного процесса через систему урочной и внеурочной деятельности.
- Оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе.
В результате созданных условий у обучающихся формируются качества креативной компетенции:
- способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;
- гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;
- способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;
- эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);
- обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;
- способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;
- высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия.
В период становления личности ребёнка креативность проходит две фазы развития: “первичная” креативность (дошкольный и младший школьный возраст) – общая творческая способность, неспециализированная по отношению к определённой области человеческой жизни, которая проявляется в виде подражания значимому взрослому (значимый взрослый для ученика – учитель) как креативному образцу. Вторая фаза – “специализированная” креативность – способность к творчеству, связана с определённой сферой деятельности. Результатом, свидетельствующим о сформированности креативности, является переход к оригинальному творчеству. Любая креативность определяется факторами среды. Показателями наличия в будущем креативности является хорошая память и высокий уровень интеллекта, но при этом можно сказать, что: “Ни творцом, ни интеллектуалом не рождаются”. Креативность бывает также малая и большая: малая – проявление нестандартности и проявление оригинальности в обыденных ситуациях. Большая креативность – существенное влияние на культуру и общество в целом. В образовательном учреждении ребёнок проходит первую фазу креативности и развивает малую креативность. Системный подход к организации творческой деятельности школьника на уроках изобразительного искусства создаёт предпосылки для перехода в большую креативность.
Систематическое отслеживание, сравнительный анализ образовательных достижений школьников позволяет проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры. Это отражается в позитивных результатах учебных достижений обучающихся: за последние три года наблюдается положительная динамика “успеваемости” обучающихся по изобразительному искусству: “неуспевающих” нет, возрастает количество обучающихся, получивших итоговые отметки “5” и “4”, наблюдается положительная динамика “качества знаний” по изобразительному искусству.
За последние три года наблюдается положительная динамика увеличения количества творческих работ школьников по изобразительному искусству, увеличение количества призёров и победителей школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, выставок.
Результатом формирования креативной компетенции обучающихся является: создание собственных продуктов творчества как на занятиях, так и во внеурочной деятельности, индивидуальные достижения обучающихся на конкурсах и выставках, желание выполнять творческие работы и применять полученные знания в нестандартных ситуациях, ежегодное увеличение количества кружковцев и обучающихся детских объединений, руководителем которых являюсь.
Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по воспитанию и развитию личности школьников, формированию у них креативной компетенции, поддержанию устойчивого интереса к предмету.
При анализе творческой деятельности и работ обучающихся были получены результаты, свидетельствующие об эффективности моей педагогической деятельности по формированию креативной компетенции школьников:
- обучающиеся обладают системой знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых им для творчества, наблюдательностью, креативностью мышления, инициативностью в творческой деятельности;
- переход детей от пассивного приобретения знаний к активному, творческому их применению в новых условиях, к разрешению различных проблем более глубоко и осознанно:
- творческий компонент присутствует в коммуникативной, учебной деятельности, активно проявляется в различных формах самостоятельной деятельности.
Обучающиеся регулярно и охотно выполняют различные творческие работы по изобразительному искусству: разрабатывают конкурсы, викторины, выпускают газеты, дидактические и наглядные пособия, мультимедийные проекты, ведут исследовательскую работу, готовят доклады, участвуют и побеждают в конкурсах и выставках различного уровня. В связи с введением информационных технологий в процесс обучения, появилась тенденция к выполнению проектов и работ по дизайну в графических редакторах Paint и Adobe Photoshop CS3.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках дает школьникам возможность получить первичный опыт реализации учебных исследований и проектов, сформировать умение представлять результаты своей самостоятельной работы, которые в дальнейшем находят применение на уроках, в виде демонстрационного или дидактического материала, и в повседневной жизни. Выступления и работы детей стали отличаться глубиной исследования, точностью выводов, выразительностью изложения материала.
В результате созданных условий наблюдаем сформированные качества креативной компетенции.