Цели и задачи:
Оборудование:
- государственный герб России;
- государственные гербы стран;
- политическая карта мира;
- герб семьи;
- эскиз герба класса;
Учитель:
Сегодня мы поговорим с вами о гербах, о геральдике.
- Что такое герб?
- Где помещают изображение герба государства?
- Существуют ли правила составления гербов?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
Слово “герб” в переводе с немецкого языка означает “наследство”. В русском языке это слово появилось в 16-17 веках.
Герб – символ отличия, эмблема государства. Он изображается на государственных флагах, на государственных печатях, которыми скрепляются указы, договоры и другие официальные документы, на бланках, на зданиях правительства и посольств государства, на бумажных и металлических деньгах, на почтовых марках, чтобы показать принадлежность тому или иному государству, городу или области.
Придумать герб непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов.
Правило первое.
Герб может быть разным по форме:
Учащиеся рассматривают формы гербов.
Рисунок 1
Учитель:
Правило второе.
Герб мог быть различным по цвету, и каждый цвет что-либо обозначал:
- красный – страсть;
- зеленый – свободу;
- голубой – верность и честь;
- черный – смелость;
- пурпурный – храбрость.
Учитель:
Правило третье.
На гербах часто помещались геометрические фигуры ( квадраты, треугольники, ромбы), животные (лев, орел), растения (лилия, роза), элементы неживой природы (солнце, месяц, звезды), мифические создания (дракон, кентавр, единорог), человек. Каждый из них имел свое значение.
Учащиеся рассматривают изображения на гербах.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Учитель:
- Что изображено на современном Гербе России?
Попробуйте объяснить значение каждого составляющего элемента.
А теперь обратимся к его изображению.
Учащиеся рассматривают изображение современного Государственного герба России.
Рисунок 6
Учитель:
Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами, а над ними – одной большой короной, соединенными лентой.
В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Рисунок современного герба выполнил художник Е.И.Ухналев.
Напомню, что современный Государственный герб РФ был принят в декабре 2000 года.
- Что же символизирует каждая составляющая часть Государственного Герба РФ?
Щит Государственного герба России красного цвета.
- О чем это говорит?
Золотой двуглавый орел, взмывающий над страной на своих могучих крыльях, - это символ единства народов России, живущих в двух частях света – Европе и Азии.
Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой ленной, что говорит о кровном братстве и единой истории трех восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) – это древнерусские символы государственной власти и его защиты. На груди орла – красный щит. На щите изображен всадник – Святой Георгий Победоносец на белом коне. Своим копьем он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать свое государство от недругов.
Менялось государство в ходе истории, а вместе с ним менялся и его символ. Но независимо от времени россияне всегда бережно и уважительно относились к Государственному гербу, признаваясь тем самым в любви к своей Отчизне.
Учитель:
У вас было задание создать герб своей семьи.
- Получилось ли у вас?
Заслушиваются ответы учащихся.
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Большое спасибо.
У вас было еще одно задание: придумать эскиз герба класса.
Учащиеся с эскизами выходят и показывают их, объясняя каждый символ.
Герб - победитель.
Рисунок 10
Девиз герба:
Где согласие – там и победа.
Вот и у нашего класса появился свой герб. Давайте это день считать Днем герба нашего класса.