(Совместное с родителями занятие с использованием речевых игр, прослушиванием музыкальных произведений, художественной деятельности)
Ведущие:
Воспитатель по изобразительной деятельности в роли Феи Палитры, учитель-логопед в роли Фиолетовой тучи, музыкальный руководитель.
Цель: объединение опыта и знания детей для создания у них целостной картины мира, нравственное и художественное развитие.
Задачи:
- формировать умение ассоциировать различные жанры художественных произведений музыки с определенным цветом, развивать сенсорные чувства, логическое мышление.
- развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
- воспитывать эмоциональное отношение к красоте цветных предметов, которые нас окружают.
Предварительная работа: заучивание стихов, поговорок, разучивание песен и хоровода.
Материал:
оформление зала в виде декорации Разноцветной страны, плоскостная игрушка Радужного кота, загадки с характеристикой цвета на отдельных листах бумаги, аудиозапись “Море”, музыка Н. Римского-Корсакова, музыкальные шумовые инструменты (трещотки, ложки), стаканчики с водой, две прозрачные емкости, галоши, ножницы, гофрированная бумага всех цветов, скрепки для крепления поделок.
К занятию ярко, разноцветно украшен зал. В центре декорация Разноцветной страны (небо, море, луг, радуга, дерево, Радужный кот, по бокам связки разноцветных шаров).
Ход занятия
Дети и родители рассаживаются на стульях в зале. В зал входит фея Палитра:
– Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие в чудесную страну красок. Меня зовут фея Палитра. Путешествовать мы будем вместе с Радужным котом. Он живет в этой стране и знает очень много сказок о красках.
Ребенок читает стихотворение “Радужный кот” (Р. Сеф):
Я видел кота разноцветного,
В нем было семь разных цветов,
И кончик хвоста семицветного
Касался лиловых лесов.
А спину свою разноцветную
Над полем он выгнул дугой,
И лапы свои семицветные
Поставил он в пруд золотой,
Сверкали усы разноцветные,
Сияла на солнышке шерсть,
И дети плясали под радугой
Во вторник без четверти шесть.
– Ребята, как вы думаете, почему кота зовут Радужным? (ответы детей – спина-радуга). Чтобы не заблудиться в сказочной Разноцветной стране, нужно знать поговорку о радуге. Вы ее помните, ребята? Давайте все вместе скажем “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан”. Если первую букву каждого слова выстроить в ряд, то получится радуга, точь-в-точь как спина у нашего Радужного кота.
Ой, ребята, посмотрите, Радужный кот что-то держит в лапках. Да это же загадки! (В лапах у кота листочки бумаги с описанием характера красок).
Фея Палитра по очереди берет загадки и загадывает участникам:
– Отгадайте, какой этот цвет? Эта краска доброжелательная, теплая, отзывчивая, доверчивая и общительная. Верно, это желтая краска. Она такая же яркая и веселая, как наша желтая песенка.
Под руководством музыкального руководителя дети исполняют речевую игру “Желтая песенка”:
Желтое солнце за землю глядит (поднимают руки вверх)
Желтый подсолнух за солнцем следит (качают руками)
Желтые груши на ветках висят (“фонарики”)
Желтые птенчики звонко пищат (“клюют” – кончиками пальцев стучат по коленкам)
Желтая бабочка, желтая букашка (машут руками)
Желтые лютики, желтая ромашка (вращают кистями рук)
Желтое солнышко, желтенький песочек (хлопают в ладоши)
Желтый цвет радости, радуйся, дружочек!
Фея Палитра:
– Отгадайте следующий цвет: эта краска уравновешенная, задумчивая, немного грустная, мудрая, постоянная, спокойная. Верно, это синяя краска. Синяя краска такая же безграничная, как просторы синего моря.
Музыкальный руководитель:
– Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
В волны ребят преврати!
Активное слушание (“Море” – муз. Н. Римского-Корсакова).
Дети парами берут с двух сторон длинные отрезы синего шелка и изображают волны, то поднимая края ткани, то опуская их, соотнося амплитуду движения с динамикой музыки.
Фея Палитра:
– Угадайте следующий цвет: эта краска уравновешенная, спокойная, вдумчивая, сдержанная. Верно, это зеленая краска. Послушайте, какую зеленую картинку нарисовал (имя ребенка).
Ребенок читает стихотворение:
Я зеленый самосвал
На листе нарисовал.
Лес зеленый вдалеке,
Мост зеленый на реке…
Поле, роща, небо, луг –
Все зеленое вокруг.
Проводится подвижная игра “Аист и лягушки”. Слова, музыка и композиция движений С.Г. Насауленко (аист выбирается среди родителей, дети в роли лягушек).
Фея Палитра:
– Давайте попробуем отгадать следующий цвет: эта краска жизнерадостная, свободная, раскрепощенная, доверчивая, яркая, открытая. Верно, это оранжевый цвет. Как по другому можно назвать оранжевый цвет? (рыжий). Назовите, что бывает оранжевого или рыжего цвета? (Дети и родители перечисляют). На какое время года похож этот цвет? (Осень).
Ребенок читает стихотворение:
Ветер задира в осеннем лесу
Рыжей ольхе заплетает косу,
Рыжая белка гадает в уме:
Скоро ли рыжик подсохнет к зиме.
Рыжие клены скребут небосвод –
Рыжая осень по лесу идет.
Фея Палитра:
– Отгадайте следующий цвет: эта краска нежная, застенчивая, добрая и спокойная. Верно, это голубая краска.
Дети исполняют “Песенку о весне” музыка Г. Фрида.
Фея Палитра:
– Угадайте следующий цвет: эта краска шумная, веселая, хвастливая, энергичная и задиристая. Вы правы, это красная краска.
Муз. руководитель:
– Красное, красное!
Все вокруг прекрасное!
Девочки платочки красненькие взяли,
С мальчиками в сад пошли,
Хороводом встали.
В красные трещотки мамы заиграли,
Папы в расписные хохломские ложки застучали!
Красное, красное! Настроение прекрасное!
Хоровод детей в сопровождении оркестра шумовых инструментов в исполнении родителей.
Фея Палитра:
– Отгадайте еще один цвет: эта краска загадочная, таинственная, дружелюбная, мудрая. Конечно же, это фиолетовая краска. Что это загремело? (Имитация грома). Кажется дождь начинается.
В зал входит Фиолетовая туча:
– Я услышала как у вас весело, и по радуге спустилась с вами поиграть.
Проводится эстафета с водой.
Выбирается команда взрослых и детей по 7 человек. На столе стаканчики с водой. Участники эстафеты в одной галоше под зонтом должны донести и не расплескать воду до емкости и вылить. По количеству воды в емкости определяется победитель.
Когда вся вода собрана, Туча показывает фокус. Воды из двух емкостей сливается в третью, на дне которой насыпан анилиновый краситель фиолетового цвета, произнося волшебное заклинание, получает воду фиолетового цвета. Туча обещает поколдовать еще немного и уносит воду с собой.
Фея Палитра:
– Фиолетовая туча очень здорово может колдовать, но я думаю что все мы тоже немного волшебники и попробуем сотворить чудо из гофрированной бумаги.
Фея Палитра предлагает изготовить из квадратов гофрированной бумаги разного цвета с помощью ножниц и приемов скручивания и вытягивания несложные предметы (птичка, рыбка, бабочка, цветок, солнце). Фея Палитра знакомит детей и родителей с приемами работы с гофрированной бумагой. Участники приступают к работе. По мере изготовления поделки прикрепляются на декорацию. Фея Палитра обращает внимание на красоту Разноцветной страны.
Рефлексия.
Фея Палитра:
– Ребята, какое у вас настроение стало после нашего путешествия по Разноцветной стране? Как вы себя чувствуете, можете ли вы сказать, что у вас сегодня счастливый день? Почему?
Дети читают стихотворение (один задает вопрос, трое по очереди отвечают).
– Какого цвета счастье? – спросил я у реки.
– Конечно голубого, как реки, ручейки.
– Какого цвета счастье? – спросил у липы я.
– Зеленого, конечно, как вся листва моя.
– Какого цвета счастье? – спросил у мотылька.
– Оно, наверно, яркое, веселое, задорное
И с золотом слегка.
Фея Палитра предлагает выбрать “брошку” из пленки (липкой) такого цвета, какое у них сегодня настроение. Этой “брошкой” дети украшают свой костюм.
В конце праздника входит туча с емкостью, в которой конфеты в фиолетовых фантиках. Предлагает посмотреть что она “наколдовала”, угощает детей.
Литература:
- “Колокольчик” № 38, 2007 г. Учебно-методический журнал, г. Санкт-Петербург;
- “Музыкальная палитра” № 6, 2007 г. Учебно-методический журнал, г. Санкт-Петербург;
- “Музыкальная палитра” № 1, 2009 г. Учебно-методический журнал, г. Санкт-Петербург;
- Л.М. Ковалицкая “Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ” изд. АРКТИ, г. Москва, 2008 г.