На доске: “... бессмысленная чернь, изменчива, мятежна, суеверна. Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна, Для истины глуха и равнодушна, А баснями питается она”
(А.С. Пушкин. “Борис Годунов.”)
““Ушли вперед!” – врёшь “там же”! Бумага, книга ушли – мы там же. Пока народ не может проверить воочию, Что из него стряпают, пока не захочет сам, Чтобы то или иное с ним состряпалось – там же!”
(М.П. Мусоргский)
Используемый материал:
- Опера М.П.Мусоргского “Хованщина”.
- В.С. Соловьёв, повесть “Царь-девица”.
- Лекции по истории Соловьёва, Ключевского, Платонова.
- Картина В.И. Сурикова “Утро стрелецкой казни”.
- Учебник по истории России под ред. А.Н Сахарова. 10-й класс.
Ход урока
Звучит увертюра к опере М.П. Мусоргского “Хованщина” – “Рассвет на Москве-реке”.
Учитель: Мы переместимся сейчас мысленно в конец XVII века.
На фоне постепенно светлеющего неба темными силуэтами выделяются башни Кремля и островерхие боярские терема. Чуть брежжущая полоска утренней зари разгорается всё ярче и ярче. Первые лучи солнца золотят верхушки башен и маковки старинных церквей. Город просыпается. Проходит дозор, что снимает ночные караулы, звонят к заутрене.
“Эта картина утренней зари, встающей над старой дремотной Русью XVII века, в тоже время своеобразно воплощает образ новой зачинающейся России”
(В.В. Стасов)
Итак, мы оказались в конце XVII века. Какие же события происходят в это время в России, чем они вызваны?
- Смерть царя Алексея Михайловича, борьба за власть.
- Смерть Фёдора Алексеевича и восстание стрельцов в 1682 году:
Центральное действующее лицо оперы – народ. Неслучайно композитор назвал свое творение “народной музыкальной драмой”. Композитор отказался даже от образа Петра.
“Петра и Софью за сцену – это уже решено; без них даже лучше, – писал он в одном из писем 1873 года, а народную драму хочется сделать – вот как хочется”.
Учитель: А что развивается в драме? Что такое “Хованщина”?
Учащиеся: Судьба человеческая, судьба народная, восстание стрельцов в 1682 году. Князья Хованские, отец и сын, оказались во главе повстанцев. Поэтому в литературе восстание в Москве в 1682 году именуют “Хованщиной”.
Учитель: Каковы причины восстания?
Учащиеся: Стрельцы были недовольны вымогательством и взятками полковников, невыплатой жалования. Они были разъярены отказами властей, пришли в Кремль и начали расправы.
Учитель: Что собой представляло стрелецкое войско в конце XVII века?
Учащиеся: Это было устаревшее формирование. Стрелецкие полки размещались семьями в стрелецких слободах Москвы. Они комплектовались из детей стрельцов, из незакрепощенных людей. Служба была пожизненной, а получаемое от казны жалование – скудным. Поэтому стрельцы, обременённые семьями, вынуждены были изыскивать дополнительные доходы. Они промышляли ремеслом, совершали торговые сделки.
Стрелецкое войско отличалось низкой боеспособностью. Главная их задача состояла в несении полицейских обязанностей: они обеспечивали порядок в столице.
Два стрелецких полка находились на особом режиме и пользовались особыми привилегиями – сопровождали царя в поездках, в монастыри, участвовали во всякого рода церемониях. При Алексее Михайловиче был создан Тайный приказ, чтобы снабжать стрельцов продуктами питания из дворцовых вотчин. После смерти Алексея Михайловича был упразднён приказ Тайных дел, прекратилась выдача продовольствия и денежного вознаграждения сверх жалования.
В период правления Фёдора Михайловича стрельцы превратились для командиров в источник грабежа и насилия, стрелецкие полковники присваивали их жалование, уподобляли их крепостным крестьянам, вымогали взятки, подвергали жестоким истязаниям.
Учитель: Каковы требования стрельцов в период восстания?
Учащиеся:
- Запрещение брать взятки.
- Срочное взыскание казенных долгов и выплата жалования.
- Требовали, чтобы стрельцов не называли бунтовщиками и изменниками.
- Соорудить на Красной площади “столб” с именами убитых ими лиц и перечислением вины каждого из них.
Учитель: Стрелецкий бунт 1682 года отражал борьбу за власть, и орудием этой борьбы были стрельцы. Это восстание возвело на престол регентшу Софью.
Что вы можете рассказать о ней? Какова трагедия царевны русской? (по книге В.С. Соловьёва “Царь – девица”)
Учащиеся: Тяжела была жизнь русской царевны. Она не имела надежды на семейное счастье, так как выдача её замуж оказывалась невозможной: брак с иноземным принцем не допускался по религиозным причинам, а брак с человеком русским считался зазорным для царевны, так как его происхождение не соответствовало её положению. Таким образом, царевна должна была готовиться в монастырки. Царевна Софья возмутилась против такой жизни. Она училась вместе братьями и превосходила их прилежанием и способностями. Она узнала многие подробности управления государством, проникла в тайны дипломатических отношений. Её взгляды и суждения поражали государственных людей. Она готовила себя к управлению государством.
Учитель: Чем занимался Пётр в период правления Софьи? Можно ли было по особенностям детства и юности Петра угадать, что к правлению придёт необычный царь?
Учащиеся: У Петра сложилась своя “кумпания” в селе Преображенском и Немецкой слободе под Москвой. Здесь жили генералы и офицеры, которых он привлекал к своим “потешным играм”, разный мастеровой люд: шотландец Гордон, швейцарец Лефорт, ставшие его помощниками. Пётр показывал своим солдатам военные приемы, учил их стрелять из ружей и пушек, проводил показательные сражения на суше. На Переяславском озере построил первый русский военный корабль.
Подраставший царь с неудовольствие следил за действиями старшей сестры-правительницы. А в январе 1689 года царица-мать женила Петра на Евдокии Лопухиной. Теперь он становился вполне взрослым. Регентша была уже не нужна.
Учитель: Почему Пётр одержал верх в борьбе за власть с царевной Софьей?
Учащиеся: В Москве готовился дворцовый переворот. Начальник стрелецкого приказа Шакловитый пытался опереться на стрельцов, чтобы отстранить Петра от власти. Но стрелецкие начальники не склонились к заговору. Они видели в Петре законного правителя и поддержали его. Софья вынуждена была подчиниться воле брата и отправиться в Новодевичий монастырь. Началось самостоятельное правление Петра.
Учитель: С именем Петра Великого связаны значительные преобразования в России. Недаром, по словам Ключевского русскую историю делят на два периода: Русь допетровскую, или древнюю, и Русь послепетровскую, или новую.
Расскажите, в чём была цель поездки Великого посольства?
Учащиеся: В 1697 году посольство выехало из Москвы, чтобы отыскать союзников России для войны против Турции и Крыма; ознакомиться с европейской промышленностью; пригласить мастеровых людей для работы в Россию.
Учитель: Находясь вдали от России, Пётр узнал о восстании четырех стрелецких полков и поспешил домой. Несмотря на то, что к его возвращению восстание было подавлено, Пётр распорядился организовать новый розыск стрельцов-повстанцев.
Почему царь так жестоко расправился со стрельцами?
Учащиеся: Все стрельцы, по его мнению, составляли лагерь врагов преобразований, новшеств, которые он задумывал и начинал проводить в жизнь. Ему не было никакого дела до действительного положения стрельцов, их страданий и лишений. А именно они и явились причинами восстания.
Учитель: “Да, любо мне видеть кровь врагов моих — и не пожалею я этой крови”, – таковы слова Петра I. И не пожалел. Перед вами картина В.И. Сурикова “Утро стрелецкой казни”.
Описание картины даёт учащийся: ...Москва. Красная площадь. Лобное место. Вдали, в утреннем голубоватом тумане на фоне бледно-серого неба виднеется храм Василия Блаженного. Справа – строгие четкие контуры Кремлёвских башен. В телегах, окруженные родными и близкими, сидят приговоренные к смерти стрельцы. В руках у каждого зажжённые свечи. Последние минуты перед неотвратимой казнью.
Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Стрельцы без страха встречают смерть. Каждый из них переживает её приближение по-своему. У одного стрельца гордо поднята голова. Взор его, полный ненависти, устремлён в сторону Петра. Этот стрелец является живым воплощением бунтарского духа.
Образ Петра несёт в картине важную смысловую нагрузку: он один противостоит всей стрелецкой массе. Лицо Петра с гневным решительным взором выражает несокрушимую уверенность. Во всей его фигуре, в повороте головы чувствуется большая внутренняя сила и убежденность в своей правоте.
Учитель: Таким образом, в произведениях художественной исторической литературы, в музыке и живописи показаны судьбы русского народа. Авторы этих произведений чувствовали неизбежность гибели старого порядка, но видели, что и Петровские реформы не принесут народу облегчения.