1-й вед.
Победа!
Славный сорок пятый!
Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с нами говорят.
2-й вед.
Мы слышим их,
Они нам близки
Своим наследием прямым.
Они для нас – не обелиски,
Они – сегодняшние мы.
Звучит фонограмма: далекие разрывы, гул самолетов, песня А.Александрова "Священная война". На сцене ребята 40-х годов. Сидят, прислушиваясь к звукам.
1-й уч. Что теперь будем делать? Как жить?
2-й уч. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
1-й уч. Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – и полка нет!
2-й уч. Так уж сразу и полка?
1-й уч. Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.
2-й уч. А я буду сержантом, как мой отец.
1-й уч. А на каком он фронте?
2-й уч. Погиб под Смоленском. (Пауза. Уходят)
Учитель. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел час -они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.
1-й вед.
Тогда нам было десять лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.2-й вед.
Кто прожил только десять лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.1-й вед.
Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в далекий тыл.
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.2-й вед.
Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!
1-й вед. В суровые дни сорок первого года рядом с взрослыми встали дети.
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
2-й вед.
Боль и гнев тому сейчас причиной,
Благодарность вечная всем вам,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
1-й вед.
Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Песня "Маленький трубач"(муз. С. Никитина, сл. С. Крылова).
Вед.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод и горя военных лет. Но они выдержали.
На экране демонстрируется видеозапись с портретами пионеров-героев.
1-й уч. Выдержала девочка с косичками Зина Портнова, которой после длительных мучений на последнем допросе гестаповцы выкололи глаза.
2-й уч.
Её допрашивал четвёртый день подряд
Фашистский офицер, увешанный крестами.
Ей руки за спину выкручивал солдат,
Её хлестала плеть, её гноили в яме.
Угрюмый офицер сказал, что больше нет
Терпенья у него, что это лишь начало
Жестоких мук, каких не видел свет.
Но жёлтая, как воск, она молчала.
1-й уч. На одном из допросов, схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух гитлеровских офицеров, но бежать ей не удалось. (Пауза) Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
3-й уч. Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд Лёня Голиков. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели склады с оружием. Был у Лёни свой боевой счёт: 78 уничтоженных фашистов.
24 января 1943 года в бою под селом Острая Лука Лёня погиб смертью храбрых. Лёне Голикову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
4-й уч.: Когда фашисты захватили поселок, в котором жил Саша Бородулин, мальчик ушел в партизанский отряд. Однажды каратели выследили партизан. Командир вызвал добровольцев – прикрыть отход отряда. Саша и еще четверо партизан приняли бой. Один за другим они погибали. Остался один Саша. Он позволил фашистам подойти ближе, выхватил гранату и взорвал немцев и себя. Саша погиб, но память о нем жива.
5-й уч.: Когда в село Шепетовка ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Он распространял листовки, помогал добывать для партизан оружие, подрывал вражеские эшелоны, часто ходил в разведку. В феврале 1944 года партизаны захватили немецкий военный склад. Вале поручили охранять его. Неожиданно появилась группа фашистов. Завязался бой, в котором героически сражался и погиб Валя Котик.
6-й уч.: Люсе Герасименко не было еще и 11-ти лет, когда ее родной Минск захватили немцы. С первых дней оккупации Люся стала помогать своему отцу – руководителю подпольной организации. Она доставляла важные донесения, расклеивала листовки на стенах домов, приносила их на завод, где работал отец, пряча на дно кастрюльки, в которой несла ему обед. Фашисты выследили семью Герасименко. Люсю и ее маму схватили. Каждый день водили на допрос девочку, зверски избивали, пытали, мучили. Ни одного имени не назвала отважная девочка, ни слова не сказала врагу. Фашисты расстреляли Люсю Герасименко.
7-й уч.: Санька, Саня, Сан Саныч… Так его называли боевые друзья. А в указах о награждении звучало – Александр Александрович Колесников. Сане удавалось то, что было не под силу взрослым. Однажды разведчики получили задачу – взорвать мост. Двое суток они не могли подобраться к мосту. Тогда Саня, прихватив взрывчатку, забрался в ящик под вагоном “товарняка” и, когда поезд приблизился к мосту, поджег бикфордов шнур. Саша прыгнул в воду и тут же раздался страшный взрыв. Фашисты подобрали мальчика в воде. Саню пытали, распяв на стене. Но разведчики отбили своего юного друга. После госпиталя Саша Колесников дошел до самого Берлина.
8-й уч.: Когда началась война, Марат Казей должен был пойти в 5-й класс. За связь с партизанами фашисты схватили и повесили маму Марата, Анну Александровну. Узнав об этом, Марат ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Вместе с опытными подрывниками Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу и бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, когда у него осталась последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.
9-й уч.:
И он погиб, судьбу приемля,
Как подобает молодым:
Лицом вперед, обнявши землю,
Которой мы не отдадим.
1-й вед.: Ни угрозами, ни пытками и побоями не удалось врагу сломить юных патриотов, до последней минуты остававшихся верными сынами Отчизны, пламенными борцами, не изменившими своей клятве.
Выходят 3 ученика, читают стихотворение О. Берггольц " Баллада о младшем брате".
Его ввели в германский штаб, Сгорел дотла родимый дом, и офицер кричал: в лесах с отрядом брат.
– Где старший брат? Твой старший брат?
– Ты знаешь – отвечай?
А он любил ловить щеглят,
Свистать и петь любил,
И знал, что пленники молчат,
Так брат его учил .Живи, – сказал, – а мы придем,
– Мы всё вернем назад.
– Живи, щегленок, не скучай,
Пробьет победный срок
По этой тропочке таскай
С картошкой котелок.В свинцовых пальцах палача
Безжалостны ножи.
Его терзают и кричат:
Где старший брат? Скажи!
Молчать – нет сил. Но говорить
Нельзя… И что сказать?И гнев бессмертный озарил
Мальчишечьи глаза
– Да, я скажу, где старший брат
– Он тут и там и здесь.
– Везде, где вас, врагов, громят
Мой старший брат – везде.Да, у него огромный рост,
Рука его сильна.
Он достает рукой до звезд
И до морского дна.
Он водит в небе самолет,
На крыльях – по звезде,
Из корабельных пушек бьет
И вражий танк гранатой рвет…Мой брат везде, везде.
Его глаза горят во мгле
Всевидящим огнем.
Когда идет он по земле,
Земля дрожит кругом.
Мой старший брат меня любил.
Он всё возьмет назад
И штык фашист в него вонзил.
И умер младший брат.И старший брат о том узнал.
О, горя тишина!…
– Прощай, щегленок, – он сказал, -
Ты постоял за нас!
Молчи, как он молчал.Но стисни зубы, брат Андрей,
И вражьей крови не жалей,
Огня и стали не жалей, -
Отмщенье палачам!
За брата младшего в упор
Рази врага сейчас,
За младших братьев и сестер,
Не выдавших нас!
Песня о пионерах – героях (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
Старшеклассница читает отрывок из стихотворения Р. Рождественского “Реквием”.
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина.Разве для смерти
Рождаются дети,
Родина?
Пламя
Ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?Тихо сказала:
“Вставайте на помощь…”
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.Славы
– Никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
1-й вед. А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, холодом, со смертью, как, Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.
2-й вед.
Эта тонкая тетрадь
Стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка,
Потрясает твой дневник.
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
1-й вед. “Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года. Если просто хочешь есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – всё, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает”.
2-й вед. Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала совсем тоненькой, лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом … Страничка на букву "С": "Савичевы умерли все".
1-й вед. Саму Таню удалось вывезти на Большую землю. Но организм девочки был так истощён, что через несколько месяцев Таня Савичева умерла.
2-й вед. Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени, вынесли холод, голод, бомбежки.
Ученица читает стихотворение В. Вольтман-Спасской "Чашка".
Тишина стояла над городом,
Да в порту зенитки очень громки.
Из детсада в чашечке фарфоровой
Мальчик нес сметану для сестренки.
Целых 200 грамм! Это здорово,
Мама и ему даст половину.А в дороге он ее не пробовал,
Даже варежку с руки не скинул.
Поскользнулся тут, в подъезде. Господи!
Чашка оземь, сразу раскололась.
И сметаны он наелся досыта,
Ползая по каменному полу.
А потом заплакал вдруг и выбежал.
Нет, домой нельзя ему вернуться.
… Мама и сестренка – обе выжили,
И осталось голубое блюдце
"Пионерская песня"(муз. В. Валльрот, сл. М. Светлова).
Выходят 2 ученика с цветами в руках.
1-й уч.
В руках у нас не автоматы,
А цветы – весенний дар земли,
Той земли, которую когда-то
Защищали юные солдаты,
Чтоб весной цветы на ней цвели.
2-й уч.
Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там стоящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей. (возлагают цветы к Вечному огню)
На экране демонстрируется видеофильм "Дети войны", девочка-старшеклассница читает стихотворение Ф. Резника.
Зачем на Свет приходят дети?
Ведь не затем, чтоб ранней смертью
Ошибки взрослых исправлять
За то, что столько мы столетий
Не перестанем воевать.Родятся дети не для пули,
Не для разящего свинца,
За что же их так обманули?
Не в этом замысел Творца!Проснитесь, люди, ведь прощенья
В веках не будет никогда:
Своей же жизни продолженье
Мы обрываем без следа.И сколько б век людской не длился,
Будь трижды проклята война
За то, что мы на обелисках
Детей читаем имена!
Старшеклассница.
Помните какой ценой завоёвано счастье.
Помните!
Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда –
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье
Помните!
Минута молчания. На экране – видеоролик "Вечный огонь".
Учитель читает стихотворение С. Маршака "Разговор с внуком".
Песня "Рисуют мальчики войну" (муз. и сл. А. Богословского) . Видеоролик, демонстрирующий детские рисунки на тему: "Мы за мир".
Выходят дети в руках и них плакаты с изображением солнца, неба, листьев, колосьев, школы.
- Я нарисую яркое солнце!
- Я нарисую синее небо!
- Я нарисую свет в оконце!
- Я нарисую колосья хлеба!
- Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей и друзей беспокойных.
- И зачеркнем нашей общею кистью
- Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
- Поднимите рисунки выше, (поднимают плакаты)
- Чтобы все их видеть могли,
- Чтобы всем был сегодня слышен
- Голос юных граждан Земли!
Песня "Солнечный круг"(муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина)