Цель: выявление у воспитанников навыков пересказа.
Задачи:
- закрепление умения пересказывать сказку;
- закрепление умения делить слова на слоги;
- расширение словарного запаса;
- формирование интереса к русской народной культуре.
Ход и содержание занятия
1. Вводная часть.
– Беседа.
– Продолжение знакомства с музеем “Истоки”, где
проводится занятие.
2. Основная часть.
– Пересказ сказки “Лиса и кувшин”.
– Словарная работа.
(Образование однокоренных прилагательных – на
примере экспонатов музея)
– Пальчиковая игра “Утро” (Е.Железнова
Серия” Музыкальные обучалочки. Пальчиковые
игры”).
– Подготовка к обучению грамоте. (Деление слов
на слоги – на примере экспонатов музея)
– “Складовые картинки” Н.А.Зайцева по теме “Что
вокруг меня растёт”.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Ход урока
1. Беседа.
– Сегодня у нас очередное занятие в музее “Истоки”. Здесь, в нашей русской избе, очень много интересных предметов. О каждом из них можно рассказать свою историю или сказку. Какой экспонат, какой предмет вам нравится здесь больше всего? Расскажите.
– А вот и наш чудесный расписной ларец .Сейчас я его открою, и мы посмотрим, что же лежит в нём на этот раз? ( Педагог достаёт из сундука мутовку и показывает детям).
– Как вы думаете, что это такое? Для чего нужен этот предмет? Какие у вас предположения? ( Слушает все ответы.)
– Это штуковина называется “мутовка”.
“Иван, Иван, вырывай бурьян, чтоб росла морковка, большая, как мутовка, чтобы вырос огурец, длинноусый молодец!” Мутовка – это палочка для размешивания, взбалтывания жидкости. Миксеров в старину не было, и тесто, например, для блинов размешивали мутовкой.
(Педагог достаёт из ларца серп.) Как называется этот предмет? Как его использовали в старину? Может быть, кто-то из вас видел серп? Где? Расскажите.
(Педагог вынимает из ларца сначала колоски пшеницы, а потом глиняный кувшин.) Что это перед нами?
– Эти предметы мы вспомнили сегодня не случайно. Они пришли к нам из сказки “Лиса и кувшин”. Расскажите, пожалуйста, эту сказку.
2. Рассказывание детьми сказки “Лиса и кувшин”.
(У педагога в руках кукла лисы и кувшин).
“Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: “Ну, кувшин, пошутил, да и будет – отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать – поиграл да и полно”.
Не отстаёт кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: “Погоди же ты, проклятый, не отстаёшь честью, так я тебя утоплю”. Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин утонуть утонул, да и лису за собой потянул”.
– Скажите, какой в этой сказке лиса оказалась?
Грустный у сказки конец, и глупую лису всё-таки жалко. А вы можете придумать к этой сказке счастливый конец?
3. Словарная работа.
(Играем с мячом. Педагог бросает ребёнку мяч, задаёт вопрос, ребёнок бросает мяч и отвечает на вопрос)
– Кувшин из глины – какой? (глиняный) | |
– Коромысло из дерева – … | Хлеб из ржи – … |
– Утюг из железа -… | Каша из овса – … |
– Ушат из дерева-… | Туесок из бересты – … |
– Колосок из пшеницы-… | Дом из камня -… |
– Колосок из овса – … | Лепёшка из ячменя – … |
(И туесок, и ушат, и чугунный утюг, и коромысло, и колоски дети имеют возможность разглядеть в музее.)
4. Пальчиковая игра “Утро”.
(Используется диск Екатерины Железновой “Пальчиковые игры”)
Утром петушок встаёт, “Кукареку” нам поёт.
“Просыпайтесь, рассвело, солнце на небо взошло!
Воробьёв весёлый крик будит нас: “чирик-чирик”.
И, заснуть нам помешав, лает пёсик:” ав-ав-ав!”
“Ме-ме-ме”, – кричит козёл, сон у нас совсем прошёл,
А потом в ответ ему: “му” – мычит корова: “му”.
Хватит, хватит нам лежать, надо, надо нам вставать.”
5. Подготовка к обучению грамоте. Деление слов на слоги.
(Дети стоят в кругу, по очереди называют любой экспонат и делят слово на слоги, хлопая в ладоши).
6. Игра со складовыми картинками.
(Используются “складовые картинки “Н.А.Зайцева по теме “Что вокруг меня растёт?”)