Занятие по развитию речи в музее Дворца творчества "Истоки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: выявление у воспитанников навыков пересказа.

Задачи:

  • закрепление умения пересказывать сказку;
  • закрепление умения делить слова на слоги;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование интереса к русской народной культуре.

Ход и содержание занятия

1. Вводная часть.

– Беседа.
– Продолжение знакомства с музеем “Истоки”, где проводится занятие.

2. Основная часть.

– Пересказ сказки “Лиса и кувшин”.
– Словарная работа.
(Образование однокоренных прилагательных – на примере экспонатов музея)
– Пальчиковая игра “Утро” (Е.Железнова Серия” Музыкальные обучалочки. Пальчиковые игры”).
– Подготовка к обучению грамоте. (Деление слов на слоги – на примере экспонатов музея)
– “Складовые картинки” Н.А.Зайцева по теме “Что вокруг меня растёт”.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Ход урока

1. Беседа.

– Сегодня у нас очередное занятие в музее “Истоки”. Здесь, в нашей русской избе, очень много интересных предметов. О каждом из них можно рассказать свою историю или сказку. Какой экспонат, какой предмет вам нравится здесь больше всего? Расскажите.

– А вот и наш чудесный расписной ларец .Сейчас я его открою, и мы посмотрим, что же лежит в нём на этот раз? ( Педагог достаёт из сундука мутовку и показывает детям).

– Как вы думаете, что это такое? Для чего нужен этот предмет? Какие у вас предположения? ( Слушает все ответы.)

– Это штуковина называется “мутовка”.

“Иван, Иван, вырывай бурьян, чтоб росла морковка, большая, как мутовка, чтобы вырос огурец, длинноусый молодец!” Мутовка – это палочка для размешивания, взбалтывания жидкости. Миксеров в старину не было, и тесто, например, для блинов размешивали мутовкой.

(Педагог достаёт из ларца серп.) Как называется этот предмет? Как его использовали в старину? Может быть, кто-то из вас видел серп? Где? Расскажите.

(Педагог вынимает из ларца сначала колоски пшеницы, а потом глиняный кувшин.) Что это перед нами?

– Эти предметы мы вспомнили сегодня не случайно. Они пришли к нам из сказки “Лиса и кувшин”. Расскажите, пожалуйста, эту сказку.

2. Рассказывание детьми сказки “Лиса и кувшин”.

(У педагога в руках кукла лисы и кувшин).

“Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: “Ну, кувшин, пошутил, да и будет – отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать – поиграл да и полно”.

Не отстаёт кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: “Погоди же ты, проклятый, не отстаёшь честью, так я тебя утоплю”. Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин утонуть утонул, да и лису за собой потянул”.

– Скажите, какой в этой сказке лиса оказалась?

Грустный у сказки конец, и глупую лису всё-таки жалко. А вы можете придумать к этой сказке счастливый конец?

3. Словарная работа.

(Играем с мячом. Педагог бросает ребёнку мяч, задаёт вопрос, ребёнок бросает мяч и отвечает на вопрос)

Кувшин из глины – какой? (глиняный)  
– Коромысло из дерева – … Хлеб из ржи – …
– Утюг из железа -… Каша из овса – …
– Ушат из дерева-… Туесок из бересты – …
– Колосок из пшеницы-… Дом из камня -…
– Колосок из овса – … Лепёшка из ячменя – …

(И туесок, и ушат, и чугунный утюг, и коромысло, и колоски дети имеют возможность разглядеть в музее.)

4. Пальчиковая игра “Утро”.

(Используется диск Екатерины Железновой “Пальчиковые игры”)

Утром петушок встаёт, “Кукареку” нам поёт.
“Просыпайтесь, рассвело, солнце на небо взошло!
Воробьёв весёлый крик будит нас: “чирик-чирик”.
И, заснуть нам помешав, лает пёсик:” ав-ав-ав!”
“Ме-ме-ме”, – кричит козёл, сон у нас совсем прошёл,
А потом в ответ ему: “му” – мычит корова: “му”.
Хватит, хватит нам лежать, надо, надо нам вставать.”

5. Подготовка к обучению грамоте. Деление слов на слоги.

(Дети стоят в кругу, по очереди называют любой экспонат и делят слово на слоги, хлопая в ладоши).

6. Игра со складовыми картинками.

(Используются “складовые картинки “Н.А.Зайцева по теме “Что вокруг меня растёт?”)

7. Подведение итогов занятия.