Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами обучения игре на детских музыкальных инструментах

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Введение

В современном мире профессиональные педагоги-музыканты ставят перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помогающей раскрыть творческие способности, научить яснее мыслить и глубже чувствовать.

В этом деле, особенно на ранних его этапах, применение детских музыкальных инструментов, их использование вызывает огромный интерес у детей, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха. Выработка исполнительских навыков прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.

Создание оркестра дошкольников – очень сложное и трудоемкое дело, но очень нужное и необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту любовь через всю жизнь. Детский оркестр не только объединяет ребят, углубляет их музыкальные познания, но и способствует их всестороннему развитию.

В нашей школе обучение игре на детских музыкальных инструментах начинается с первых же уроков развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста – с 4-х лет. Первым музыкальным инструментом являются ложки. Этот инструмент, несомненно, заслуживает большего внимания т.к. ложки очень красивы, они звучат звонко, с их помощью дети знакомятся с ритмом. Всем известная русская народная песня “Калинка”, является первым музыкальным примером, который дети исполняют очень старательно и просят играть еще и еще. Радость детей невозможно передать. Вначале детям необходимо объяснить, как пользоваться ложками - выпуклости должны быть обращены друг к другу, а держать ложки нужно за черенки ближе к краю. Звук при ударе ложки о ложку получается звонким и чистым.

Освоив “Калинку”, переходим к другому приему игры на ложках: изображение цокота копыт. Знакомимся с пьесой Л. Книппера “Полюшко”. Работая над данной пьесой, я заметила, как внимательно дети следят за мелодической линией и динамикой исполнения от p f – p, при этом, конечно же, необходимо рассказать детям о пьесе и почему она звучит именно так (звук приближающейся, а затем удаляющейся конницы).

Эти две пьесы дети первого года обучения исполняют на уроке - концерте для родителей. Это очень интересно для родителей и для самих детей, вызывает большие положительные эмоции.

Постепенно расширяется количество инструментов для музицирования - это инструменты – игрушки (триолы, вермоны, симоны, свирели, свистульки, барабаны, погремушки, треугольник, трещотки, кастаньеты, цимбалы, цитры, коробочки и.т.д.). Национальные народные инструменты (детский вариант) тоже легко использовать в работе. Они вносят в звучание своеобразный колорит и являются лучшей формой пропаганды народного творчества: исполнение детьми народных песен и танцев с применением национальных инструментов пользуется большим успехом. Состав оркестра обычно дополняется фортепиано или баяном, на котором играет педагог.

Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительные результаты, не зависимо от того на каком инструменте ребенок играет. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению занятий, открывает перед детьми мир звуков.

Занятия в оркестре проводятся один раз в неделю, но дети играют на инструментах и дома. Среди любимых игрушек есть дудочки, бубны, бубенцы, колокольчики, и.т.д.

Игра в оркестре развивает у ребят не только музыкальный слух и ритм, но и воспитывает дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость, волю, художественный вкус. Обучаться игре на инструменте могут все дети без исключения. Для этого не требуется особых способностей, каких - то определенных музыкальных данных, но какую пользу приносит этот вид музыкального развития для формирования будущего музыканта.

Исполняя музыкальные пьески , дети играют на нескольких инструментах сразу. Затем меняются инструментами и вновь исполняют пьесу, но уже на других инструментах. Так происходит 3 – 4 раза. Детям это доставляет большое удовольствие. В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ученика.

В школьном оркестре много замечательных инструментов, которых хватает на целый класс: подобрали специально в одном стиле. Педагоги не могли удержаться, сначала поиграли на них сами, это было незабываемо. В процессе занятий отбираются музыкальные пьесы больше ритмического характера: это польки, русские народные песни. Например “Итальянская полька” С.Рахманинова (фрагмент) очень мобилизует детей второго года обучения. Именно с ними мы начинаем работать над слаженностью исполнения, что требует большого внимания и чувства ритма.

Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.

Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания на детских праздниках, развлечениях и, конечно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью. Кроме коллективного музицирования, на занятиях по ритмике также подключаем детские музыкальные инструменты. Дети легко играют на различных музыкальных инструментах, воодушевленно выполняют движения под русские народные мелодии, причем у каждого из них свои движения, никем более не повторяемые, либо включаем музыкальные инструменты в движения танца.

Кроме развития музыкального ритма у детей, в круг задач педагога по совместному музицированию входит и развитие музыкальных способностей, звуковысотного, ритмического, тембрового слуха, творческой активности, художественного вкуса, а также забота о расширении музыкального кругозора детей, об их певческих голосах и дикции, о психологической готовности к выступлениям и воспитание художественной отзывчивости, эстетического отношения к природе, окружающему миру. Педагог должен досконально знать инструменты, уметь сыграть на каждом из них, уметь представить их детям, рассказать о них: из чего они сделаны, сколько людей трудилось над их созданием.

Работа по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста очень многогранна. Она охватывает разнообразные аспекты их деятельности: дети слушают музыку, поют, играют в музыкальные игры, импровизируют ритмы, попевки, мелодии, постигают элементы музыкальной грамоты, узнают ноты и.т.д. Таким образом, дети привлечены ко всем видам и формам музицирования. Они знакомятся практически со всеми инструментами детского оркестра и постепенно овладевают основными приемами игры на них. Подача нового материала должна проходить в игровой форме, уроки должны быть разнообразными, включая и уроки – концерты для родителей, а также, участие в школьных концертах и праздниках.

Урок-сказка – это естественная форма передачи знаний детям дошкольного возраста. Дети сами участвуют в качестве персонажей или преподаватель рассказывает им интересную историю или сказку. В данной форме урока, как нельзя лучше раскрываются творческие способности детей. Использование музыкальных инструментов дополняет усвоение материала урока, будит воображение, развивает музыкальные способности. Можно в инсценировке пьесы, танцев, сказок воспользоваться соответствующими костюмами, нехитрые движения превратят их в эффектное зрелище.

Литература

  1. Попатенко Г. Песенки- загадки про зверей. М.,. 1957.
  2. “В зоопарке”. М., 1963 г. (Музыкальные характеристики зверей можно поручить разным инструментам).
  3. “Нашим детям”. Л., 1975 г. (игровые , пляски, музыкально – двигательные упражнения).
  4. “Подарок нашим малышам”. Л., 1975 г. (Игровые музыкально – двигательные упражнения и пляски – материал для импровизаций).
  5. “Мы поем играем и танцуем”. М., 1976.
  6. “А мы просо сеяли”. М., 1978.
  7. Кононова Н.Г. “Музыкально-дидактические игры для дошкольников”.
  8. Бырченко М. “С песенкой по лесенке”. М., 1984.
  9. “Музыкальное и физическое развитие на занятиях ритмикой”. М., Классик-Стиль, 2003.
  10. Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах”. М.: Просвещение, 1990.

План урока

  1. Рассказ об истории появления музыкальных инструментов.
  2. Сказка “Лесной оркестр”
  3. Обобщение.

Музыкальный материал:

  1. Е. Марченко “Марш” (барабан, ложки).
  2. С. Рахманинов “Итальянская полька” (ложки).
  3. Русская народная песня – игра “Кузнец” (ложки).
  4. Русская народная пляска “Из – под дуба” (оркестр детских музыкальных инструментов).
  5. “Вальс собачек” (металлофоны, треугольник).
  6. Танец лесных артистов (с инструментами оркестра).

Приложение (видеофильм) можно посмотреть, связавшись с автором статьи.

Ход урока

Людей с древности интересовали различные звуки. Это были звуки природы, шум воды, шум ветра, дождя, грозы, голоса животных и т.д. Для того, чтобы добыть эти звуки, люди придумали специальные инструменты. Придумали, изготовили, научили говорить. Они учились этому тысячи лет. Звучать может все: и стеклянная посуда, и деревянные ложки, щелканье, постукивание, гудение, треск – словом все, что нас окружает.

Музыка началась еще тогда, когда не было ни сёл, ни городов. И не было ни одного дня, чтобы люди с той поры оставались на земле без музыки. Она всегда была с человеком: в труде, во времена войн, в веселье и грустных событиях, в жизни и сказках.

За тысячи лет много разных инструментов придумали люди: инструментов поющих мелодию, ударных, звенящих и т.д. Есть народные инструменты, которые придумали люди и изготовили их из простых подручных материалов – дерева, бересты, рога животного, кожи и др. Детские музыкальные инструменты придумали люди специально для того, чтобы развивать музыкальные способности детей. Со многими из них мы сегодня с вами поработаем.

Наш урок мы проведем на лесной полянке. Это урок-сказка о том, как однажды в лесу произошла вот такая история.

Рано утром ёжик шел по лесу, ему было очень весело, и он громко барабанил. Барабанную дробь услышали медведи, волки, зайцы, лисички, белки, бабочки и птицы. Они выглядывали из своих жилищ, им было очень любопытно, кто это нарушает их сон. Каждый захотел попробовать поиграть на чем- нибудь, но кроме деревянных ложек не нашлось ничего. Ложки подошли как нельзя лучше, и звери начали стучать. Что тут началось!

Е. Марченко “Марш” (барабан, ложки).

– Друзья, как хорошо у вас получается, как звонко звучат ваши ложки. Вы – настоящий оркестр. Давайте придумаем название вашему оркестру.

– “Лесной”! Мы лесные жители.

– Кто руководит оркестром, чтобы музыка звучала слаженно?

– Дирижер.

– Выберем дирижера. Дирижером будет ежик. Это он разбудил весь лес, он очень точно умеет бить в барабан.

– Ну, что же, ложки у вас есть, дирижер тоже, исполним

“Итальянскую польку” (ложки).

Молодцы, очень здорово! А сейчас

“Кузнец” (ложки).

– Очень хорошо! А какие инструменты вы ещё знаете? (Дети берут инструменты и называют их.)

– Давайте исполним русскую народную пляску “Из-под дуба” (оркестр детских музыкальных инструментов).

– Спасибо звери, вы настоящие музыканты. А это что за инструменты, кто умеет играть на них?

“Вальс собачек” (металлофоны, треугольник).

– Как интересно в лесу сегодня, какая красивая музыка, инструменты, замечательный “Лесной оркестр”!

– Мы ещё и танцевать умеем.

– Пожалуйста, думаю – у вас получится.

Танец лесных артистов (с инструментами оркестра).

Обобщение:

– Вот так весело закончился наш урок в лесу. Каждый из вас умеет играть на разных музыкальных инструментах, а все вместе – вы оркестр. Спасибо ёжику, это он разбудил зверей рано утром, так появился “Лесной оркестр”, который прославился на весь лес.