Цели:
Раздаточный материал (Приложение №1)
Задачи на построение циркулем и линейкой без делений решаются чаще всего по определённой схеме:
I. Анализ: Чертят искомую фигуру схематично и устанавливают связи между данными задачи и искомыми элементами.
II. Построение: По намеченному плану выполняют построение циркулем и линейкой.
III. Доказательство: Доказывают, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи.
IV. Исследование: Проводят исследование, при любых ли данных задача имеет решение и если имеет, сколько решений (выполняют не во всех задачах).
Вот несколько примеров элементарных задач на построение, которые мы с вами будем рассматривать:
1. Отложить отрезок, равный данному (изучено ранее).
2. Построение серединного перпендикуляра к отрезку:
- построить середину данного отрезка;
- построить прямую, проходящую через заданную точку и перпендикулярно заданной прямой (точка может лежать или не лежать на заданной прямой).
3. Построение биссектрисы угла.
4. Построение угла равного данному.
Серединный перпендикуляр к отрезку.
Определение: Серединным перпендикуляром к отрезку называется прямая проходящая через середину отрезка и перпендикулярная к нему.
Задача: “Построить серединный перпендикуляр к отрезку”. Презентация
I. Анализ (слайд №2)
(Рисунок 1) |
II. Построение (слайд №3)
(Рисунок 2) |
АВ;
MN AB
MN AB
О – середина АВ
Описание построения (слайд №4):
Луч а; А – начало луча
Окружность (А; r =m)
Окружность а = В; АВ = m
Окружность1 (А; r1> m/2)
Окружность2 (В; r1)
Окружность1 Окружность2 =
MN ; MN AB =0, (МN = L)
где MN AB, O – середина AB
III. Доказательство (слайд №5, 6)
1. Рассмотрим AMN и BNM:
AM = MB=BN=AN=r2 , следовательно AM = BN , AN = BM MN – общая сторона
(Рисунок 3)
Следовательно, AMN = BNM (по 3-м сторонам),
Следовательно
1= 2 (по определению равных )
3= 4 (по определению равных )
2. MAN и NBM – равнобедренные (по определению) —>
1 = 4 и 3 = 2 (по свойству равнобедренных )
3. Из пунктов 1 и 2 —> 1 = 3 следовательно MO – биссектриса равнобедренного AMB
Следовательно, по свойству равнобедренных |
MO – медиана, т.е. O –
середина AB MO – высота, т.е. MO AB (MO = MN) |
4. Таким образом мы доказали, что MN – серединный перпендикуляр к отрезку AB
IV. Исследование
Данная задача имеет единственное решение, т.к. любой отрезок имеет только одну середину, и через заданную точку можно провести единственную прямую перпендикулярную данной.
Определение: Геометрическое множество точек (ГМТ) — это множество точек, обладающих некоторым свойством. (Приложение №2)
Известные вам ГМТ:
- Серединный перпендикуляр к отрезку – это множество точек, равноудаленных от концов отрезка.
- Окружность – это множество точек, равноудаленных от заданной точки – центра окружности.
- Биссектриса угла – множество точек, равноудаленных от сторон угла
Итак, докажем теорему:
Теорема: “Каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку равноудалена от концов этого отрезка”.
(Рисунок 4)
Дано: АВ; МО – серединный перпендикуляр
Доказать: АМ = ВМ
Доказательство: 1. МО – серединный перпендикуляр (по условию) —> O – середина отрезка АВ , MOАВ 2. Рассмотрим АМО и ВМО - прямоугольные МО – общий катет |
АО = ВО (О – середина АВ) —> АМО =
ВМО (по 2-м катетам) —>АМ=ВМ (по определению
равных треугольников, как соответствующие
стороны) Что и требовалось доказать |
Домашнее задание: “Доказать теорему, обратную данной”
Теорема: “Каждая точка, равноудаленная от концов отрезка, лежит на серединном перпендикуляре к этому отрезку”.
(Рисунок 5)
Дано: АВ; МА=МВ
Доказать: Точка М лежит на серединном перпендикуляре
Доказательство:
- Т.к. МА=МВ (по условию) —> АМВ – равнобедренный (по определению).
- Проведем МО АВ, т.е. опустим hАВ.
- Т.к. АВ – основание равнобедренного АМВ, то МО – медиана —> АО=ОВ (по cвойству равнобедренного треугольника).
Т.о. МО – серединный перпендикуляр, содержащий все точки, равноудаленные от концов отрезка.
Свойство серединных перпендикуляров к сторонам треугольника
Они пересекаются в одной точке и эта точка является центром описанной окружности около треугольника, мы изучим в восьмом классе.
Практикум
Материально техническое оснащение:
Дистрибутив: 29 574 Кбайт
Статус: freeware
Авторские права: АО АСКОН
ОС: Windows 9x/2000/XP
Сайт: http://www.ascon.ru
Теперь перенесем построение в графическую среду компьютера (слайд №7)
Полученные ранее знания и умения необходимо применить на конкретной задаче. Вы увидите, что построение займет у вас времени не больше, чем построение в тетради. Кроме всего прочего интересно посмотреть, как компьютерная среда выполняет команды человека по построению плоскостных фигур. Перед вами приложение №3, в котором подробным образом расписаны ваши шаги построения. Загрузить программу и открыть новый чертеж (слайд №8, 9).
Начертить геометрические объекты, заданные в условии задачи: луч а с началом в точке А и отрезок равный m – произвольной длины (слайд №10).
Ввести обозначение луча, отрезка, начала луча на чертеже с помощью вкладки "Инструменты" текст.
Построить окружность радиусом равным отрезку m с центром в вершине заданной точкой А (слайд №11).
Построить окружность радиусом равным отрезку больше 1/2 m с центром в вершине заданной точкой А (слайд №12, 13).
Построить окружность радиусом равным отрезку больше 1/2 m для этого выбрать в контекстном меню ПКМ пункт “Между 2 точками” (слайд №14, 15, 16).
Через точки пересечения окружностей M и N провести прямую (слайд №17,18).
Используемая литература:
- Угринович Н.Д “Информатика. Базовый курс” 7 класс. - М.: БИНОМ – 2008 – 175 с.
- Угринович Н.Д “Практикум по информатике и информационным технологиям”. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2004-2006. -
- Угринович Н.Д “Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе 8-11 классы М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008. - 180 с.
- Угринович Н.Д Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004-2006.
- Богуславский А.А., Третьяк Т.М. Фарафонов А.А. “Компас – 3D v 5.11-8.0 Практикум для начинающих” – М.: СОЛОН – ПРЕСС, 2006 – 272 с.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., и др “Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных школ” – М: Просвещение 2006 – 384 с.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., и др “Изучение геометрии 7-9 класс. Методические рекомендации к учебнику” – М: Просвещение 1997 г. – 255 с.
- Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. “Поурочные планы по учебнику 8 класса Атанасяна Л.С.” — Волгоград “Учитель” 2010 г., 166 с.
Приложение № 1
План решения задач на построение циркулем и линейкой.
- Анализ.
- Построение.
- Доказательство.
- Исследование.
Пояснение
- При выполнении анализа схематично чертят искомую фигуру и устанавливают связь между данными задачи и искомыми элементами.
- По намеченному плану выполняют построение циркулем и линейкой.
- Доказывают, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи.
- Проводят исследование: при любых ли данных задача имеет решение и если имеет, то сколько решений?
Примеры элементарных задач на построение
- Отложить отрезок, равный данному.
- Построить серединный перпендикуляр к отрезку.
- Построить середину отрезка.
- Построить прямую, проходящую через данную точку, перпендикулярно заданной прямой (Точка может лежать или не лежать на заданной прямой).
- Построить биссектрису угла.
- Построить угол равный данному.
Приложение №2
Геометрическое место точек (ГМТ) - это множество точек, обладающих некоторым свойством.
Примеры ГМТ:
- Серединный перпендикуляр к отрезку – это множество точек, равноудалённых от концов отрезка.
- Окружность – это множество точек, равноудаленных от заданной точки – центра окружности.
- Биссектриса угла – это множество точек, равноудалённых от сторон угла.
Теорема:
Каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку равноудалена от концов этого отрезка.
Комментарий:
Дано: отрезок АВ, МО – серединный перпендикуляр.
Доказать: АМ=ВМ
Домашнее задание:
Сформулировать и доказать обратную теорему.
Приложение №3
Геометрическое построение серединного перпендикуляра к отрезку в графической среде “Компас 3D”.
Начертить геометрические объекты, заданные в условии задачи: луч а с началом в точке А и отрезок равный m – произвольной длины.
- Построить произвольный горизонтальный луч а.
- Построить произвольный отрезок m.
- Ввести обозначение луча, отрезка, начала луча на чертеже с помощью вкладки Инструменты “текст”. Построить окружность радиусом равным отрезку m с центром в вершине заданной точкой А.
- Выбрать на панели “Геометрия” инструмент “Окружность” и построить окружность радиусом равным отрезку m .для этого выбрать в контекстном меню ПКМ пункт Длина кривой.
- Точку пересечения луча а и радиуса окружности обозначить В. Построить окружность радиусом равным отрезку больше 1/2 m с центром в вершине заданной точкой А.
- Выбрать на панели Геометрия инструмент Окружность и построить окружность радиусом равным отрезку больше 1/2 m для этого выбрать в контекстном меню ПКМ пункт “Между 2точками”.
- Перенести окружность поместив ее в центр А.
- Аналогично построить окружность с центром в точке В.
- Точки образованные в процессе пересечения двух окружностей обозначить соответственно M, N. Через точки пересечения окружностей M и N провести прямую.
- Соединить точки пересечений отрезком MN.
- Точку пересечения MN и АВ обозначить точкой О.