Справиться с трудностями и решить задачи подготовки к школе с позиции развития познавательных процессов помогает программа “Познавательное развитие старших дошкольников”, предлагаемая на подготовительных курсах в школе. В рамках этих развивающих занятий педагог-психолог использует различные приёмы, способствующие развитию познавательных процессов будущих школьников.
Оборудование: проектор, экран или интерактивный программно-аппаратный комплекс.
Цели и задачи:
- развитие познавательных мотивов (формирование стремления к новым знаниям и сведениям, желания освоить новые умения, совершенствовать то, что уже имеется);
- развитие внимания, памяти, самоконтроля, мыслительных навыков;
- развитие речи, воображения;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на занятии: при подготовке и проведении урока используются информационные и иллюстративные материалы сети Интернет; для подготовки материалов к уроку учителем используются Microsoft Power Point, Microsoft Word.
План занятия:
- Организация разговора с детьми о внимании, памяти, мышлении и выполнение развивающих упражнений.
- Выполнение упражнений для развития воображения и речи.
- Введение между этапами занятия упражнений для профилактики нарушений зрения, дыхательной и пальчиковой гимнастики.
- Подведение итогов, обсуждение занятия, ответы детей на вопросы “Что понравилось, какие задания вам хочется еще повторить? Что не понравилось? Какие задания показались сложными?”.
- В конце урока дети опускают белые квадратики в прорези “Коробочки эмоций” (на крышке которой наклеены прямоугольники разных цветов – красного, желтого, черного, серого и т.п. – и в них сделаны прорези), отслеживается, таким образом, эмоциональное состояние учащихся после занятия.
Основные умения и навыки, приобретаемые в ходе занятий.
Данные занятия создают условия для развития у дошкольников познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий у детей снижается тревожность, появляется интерес и желание рассказывать о своих работах, выражать свои мысли.
Ход занятия
Приветствие. Беседа с детьми о внимании, памяти, мышлении, необходимости выражать свои мысли, развивать познавательные процессы.
1. “Тихо-громко”. Произносим любую скороговорку, например “Летят три пичужки, через три пусты избушки” [1]. Поднимаясь выше и выше, рука педагога задает уровень громкости – чем выше, тем, соответственно, дети громче произносят скороговорку, и наоборот.
2. Память. Чтобы лучше запомнить скороговорку, дети делают в альбомах рисунок к ней.
3. Упражнение для профилактики нарушений зрения. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы [3].
4. Внимание. “Лабиринты” (лабиринт представляем на интерактивной доске и раздаем бланки для индивидуальной работы каждому ребенку) [4].
5. Пальчиковая гимнастика (по желанию педагога) [3].
6. Интонационная разминка. Прочитать ту же скороговорку, выражая различные эмоциональные состояния (“весело”, “зло, агрессивно”, “грустно”). Затем, изменяя темп – “быстро”, “медленно, крадучись”.
7. Дыхательная гимнастика. “Свеча”. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну свечу. А теперь – две. Сделайте глубокий вдох и выдохните двумя порциями, задувая каждую свечку. А теперь – три. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть их, сделав максимальное количество коротких выдохов [3].
8. “Дорисовывание”. Детям предлагаются 1-2 формы из цветной бумаги, которые надо дорисовать [2].
В начале каждое упражнение предлагается детям в максимально простом варианте, то в дальнейшем планируется постепенное усложнение задания. Так, на первых занятиях детям предлагается одна фигурка. Как результат – “обычные” рисунки: овощи, машинки, человечки. Постепенно, от занятия к занятию, работы становятся все более интересными и оригинальными. Затем задание усложняется. Дети делают рисунки с использованием двух (а потом и трех) разных фигурок, которые отличаются еще и по цвету. Сначала это вызывает некоторые трудности, но и с этим вскоре ребята справляются. В конце каждого занятия все работы детей рассматриваются, обсуждаются, отмечаются наиболее интересные, оригинальные рисунки. Таким образом, ребята знакомятся и с творчеством своих товарищей, и учатся представлять свои творения, развивая при этом свое воображение и речь. В результате дети начинают больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, ломать привычные рамки банальности.
9. “А у меня …” Дети рассказывают о том, что у них получилось, придумывают рассказы по получившимся рисункам.
10. Упражнение для профилактики нарушений зрения. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы [3].
11. Рефлексия занятия. “Коробочка эмоций”. В конце урока дети опускают белые квадратики в прорези “Коробочки эмоций” (на крышке которой наклеены прямоугольники разных цветов - красного, желтого, черного, серого и т.п., и в них сделаны прорези), отслеживается, таким образом, эмоциональное состояние учащихся после занятия.
Информационные источники
- Даль В. Пословицы русского народа (сборник). М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – с. 977.
- Казеичева И.Н. Активизация воображения учащихся в упражнениях на дорисовывание фигур [Текст] / Начальная школа. – 2009. - №3. – с. 26–27.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Сайт для тех, кто занимается воспитанием детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа. – http://vscolu.info (лабиринты), свободный.