Тактика общения с аудиторией (занятие с педагогами)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  1. Создание позитивной установки на прохождение квалификационных испытаний у педагогов в аттестационный период.
  2. Совершенствование навыков конструктивного взаимодействия с аудиторией.

Приветствие, разминка

Упражнение “Комплимент”

Цель: Показать значение позитивной обратной связи в межличностном общении и ее влияние на восприятие собеседника. Мини-диагностика тактики поведения в коллективе.

Группа располагается в круге.

1. Предлагается поприветствовать друг друга при помощи “языка жестов”.

2. Если группа небольшая, то на заготовленных листочках необходимо написать комплимент каждому участнику и сложить в общую коробку. Если в группе 10-15 чел. – написать комплимент 5 участникам. Обязательно надо написать имя адресата. По завершению работы каждый ищет “послание” для себя.

Обсуждение: - впечатление от полученных сообщений

- лидер по количеству полученных сообщений. Как вы думаете, почему?

- анализ поведения группы при поиске своих сообщений. На основе этого делается предположение о тактике взаимодействия с людьми.

Основная часть

Тема встречи: тактика общения с аудиторией.

Общение – процесс взаимный. Очень важно знать тонкости налаживания взаимоотношений с окружающими, но не менее полезно получить обратную связь и иметь представление о том, как тебя воспринимает собеседник.

Ученые провели исследования и выяснили, что общее впечатление от вас окружающих людей зависит:

- на 55% от облика говорящего (одежда, предпочитаемая поза при общении, мимика, жесты, личная энергетика…);

- на 38% от его голоса (Хорошо поставленный голос подчеркивает ваш профессионализм и одновременно удерживает внимание слушателей. Плохой голос в лучшем случае вызывает скуку, а в худшем – раздражает.)

- и лишь на 7% от содержания того, что вы говорите.

Сейчас желающим представиться возможность узнать, как его воспринимают собеседники.

Упражнение “Метафора”

Цель: Сформировать навыки взаимопонимания и распознавания невербальных компонентов общения; помочь участникам тренинга овладеть навыками высказывания и принятия обратной связи.

Процедура: Один из участников выходит в центр круга и становится в любой приемлемой для него позе, с любым удобным выражением лица, имея возможность менять мимику и позу по мере необходимости.

Ведущий дает задание остальным участникам тренинга: “Посмотрите внимательно, какой образ рождается при взгляде на этого человека? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать? Какой интерьер или пейзаж составляет фон этой картины? Какие времена все это напоминает?”

Обсуждение: впечатления; выводы.

Далее предлагается теоретическая информации по теме. “Тактика общения с аудиторией”

Невербальное общение

Ваши жесты. Поведение и голос должны быть столь же убедительны, как и слова. Избегайте защитных движений: не закладывайте руки за спину, не “обнимайте” себя, не скрещивайте руки на груди – все это оборонительные действия, которые выражают вашу неуверенность в том, что вы говорите.

В ваших жестах должна быть открытость. Если вы делаете замечание, одну руку держите на бедре или естественно двигайте руками, обратив ладони к верху. Не пользуйтесь поучающими жестами: поднятым указательным пальцем для усиления аргументации или – сидя – руками со сложенными домиком пальцами (это считается проявлением гордыни).

Невзирая на серьезное содержание выступления улыбка (не усмешка!), подчас освещающая ваше лицо, поможет добиться благосклонного отклика.

Регулярно и сознательно контактируйте взглядом с каждым, сидящим в жюри (комиссии), словно вы обращаетесь прямо к нему. Не избегайте такого общения с “неудобными личностями”. Взгляд – это первый шаг на пути к собеседнику. Подсчитано, что в “Войне и мир” дано описание не менее 85 оттенков выражения глаз. Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседниками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи. Чем ближе находится собеседник, тем меньше нужно смотреть ему в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства.

Если собеседник хочет подчеркнуть свое превосходство над вами, его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как взгляд свысока. Если вы заметили такой взгляд у собеседника, учтите, что ваше поведение вызывает отрицательную реакцию, и нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Как показывает опыт, лучше отвечать стоя. Даже если есть возможность сесть, лучше все-таки стоять. Постарайтесь так расположиться перед комиссией, чтобы оказаться с боку от самого строгого из них.

Чтобы смягчить конфронтацию, нужно сесть возле того члена комиссии, который, как вам кажется, наиболее агрессивно настроен против вас или является главным. Сбоку нападать гораздо сложнее. В любом случае не садитесь напротив. Во время ответа не бойтесь передвинуть стул или сменить свое местоположение, если вы отвечаете стоя, и расположиться наиболее эффективно.

Особую роль при общении нужно отвести жестикуляции. Наше бессознательное считывает сигналы собеседника, и мы обычно “чувствуем”, когда говорящий сомневается, агрессивен и т.д. Со временем наш разум разучился доверять “голосу сердца”, поэтому экскурс в словарь жестов поможет нам “вычислить” состояние собеседника.

Быстрота некоторых жестов и их очередность для восприятия зависит от возраста человека и наблюдательности собеседника. Например, если пятилетний ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу же после этого прикрывает одной или двумя руками рот. Этот жест “прикрывания рта рукой” подскажет родителям, что ребенок солгал. И на протяжении своей жизни человек обычно использует этот жест, когда лжет. Меняется только скорость его совершения. Когда подросток говорит неправду, рука прикрывает рот почти так же, как у пятилетнего ребенка, но только пальцы слегка обводят линию губ. Этот жест прикрывания рта с возрастом все более утончается. Когда взрослый человек лжет, его мозг посылает ему импульс прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождает другой жест – прикосновение к носу. Потрогать нос, поправить волосы, почесать ухо. Прикоснуться к бровям (закрывает глаза) – все эти жесты предупреждают нас о том, что собеседник или лжет, или сомневается в том, что он говорит.

Эти жесты нужно постараться устранить у себя, т.к. они вызывают бессознательную настороженность экзаменатора.

Слегка наклоняя набок голову, центр тяжести смещен в вашу сторону (собеседник как бы подается вперед), взгляд устранен на вас – все это свидетельствует о внимании собеседника к вам. Именно в это время лучше всего говорить о том, в чем вы дока. Если же вы видите, что спина распрямилась, взгляд стал блуждать, снимают очки – это говорит об усталости членов комиссии, отсутствии интереса. Для привлечения же внимания к себе можно использовать свои записи или диаграммы, указывая на них ручкой. Для этого так же можно сменить позу, подавшись чуть вперед на стуле.

Если человек подался вперед, а его рука пошла за ухо, за голову, поправляет галстук – этот жест показывает несогласие с вашими словами. Собеседник как бы поднял руку. Чтобы возразить вам, удержать вас, но в последний момент осознал это, и рука сменила траекторию.

В этот момент срочно надо исправиться, если вы ошиблись, или уточнить мнение экзаменатора. В любом случае лишь расслабленная, комфортная поза слушателя говорит о том, что ваш ответ правильный.

Когда человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта – это сигнал критической оценки говорящего. Нужно говорить более осмотрительно.

Редкий жест – грызение ручки или душки очков – жест принятия решения, запрос на дополнительную информацию. Человеку как бы не хватило пищи. Вам нужно более подробно повторить свои факты, привести доказательства другими словами.

Рука у лба или подбородка свидетельствует о состоянии задумчивости. Если во время рассказа член комиссии, который принимает последнее решение, был в этой позе необходимо в конце выступления еще раз более подробно повторить эту часть вашего ответа.

Однако следует запомнить, что все эти жесты (особенно когда они случайны, непродолжительны, мимолетны) могут ни о чем не говорить. А вдруг у экзаменатора насморк или зачесалось ухо? Поэтому оценивать ситуацию надо в комплексе.

Анализ жестов членов комиссии важен так же и для внутреннего спокойствия. При стрессе необходимо думать, а не переживать эмоции. Анализируя все стороны, вы сможете посмотреть на ситуацию отстраненно, продумать свое поведение при ответе и блестяще преподнести свое выступление.

В качестве практического блока к данному разделу предлагается упражнение:

“Оратор”

Цель: Оценка навыков невербального общения с аудиторией.

Одному из участников группы предлагается обратиться к группе с предложением (тема любая). Каждому слушателю задается установка: слушатель – скептик, заинтересованный слушатель, безразличный, раздраженный, уставший и т.д. Свою установку каждый должен выразить невербально. “Оратор”, закончив речь, сообщает о своих впечатлениях:

- удовлетворенность собственным выступлением;

- впечатления от аудитории, распознавание установок слушателей;

- коррекция тактики выступления в соответствии с реакцией аудитории.

- эмоциональное состояние.

Вербальное общение

Как упоминалось выше, восприятие нас окружающими на 38% зависит от характеристик голоса.

Упражнение “Образ Я”

Цель: Помочь соединить вербальный и невербальный компоненты в самооценочной позиции участников тренинга.

Процедура: Каждому участнику предлагается произнести слово “Я” с присущей только ему интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего “Я”, своей индивидуальности и своего места в мире.

Обсуждение: По окончании упражнения участники делятся своими ощущениями. Можно ли дать характеристику человеку по одному лишь звуку?

Теоретическая информация по теме:

Не менее важное значение для процесса коммуникации имеет акустическая система, к которой относится качество голоса (тембр, высота, тональность, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые собеседником.

Темп речи может быть очень медленный, немного замедленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие. Норманн Миллер и его коллеги из университета Северной калифорнии обнаружили, что ощущение правдивости возрастает, когда человек говорит быстро. Экспериментальная группа оценивала тех, кто говорит быстро (около 190 слов в минуту), как более объективных, интеллигентных и эрудированных, чем тех, кто говорил медленно (около 110 слов в минуту). Они также сочли быстро произнесенные сообщения более убедительными.

Оказалось, что значительным фактором является именно темп речи. Когда рекламу ускоряли на 25%. Слушатели понимали ее по-прежнему хорошо и оценивали говорящего как более осведомленного, интеллигентного и искреннего, а само сообщение сочли более интересным. Фактически нормальная скорость речи в 140 или 150 слов в минуту может быть почти удвоена, прежде чем начнет снижаться ее понимание слушателями. Джон Ф.Кеннеди, известный как исключительный оратор, иногда ускорялся до 300 слов в минуту. В этом есть и свой минус. Слишком быстрая речь не оставляет слушателю времени сделать благоприятные выводы, она так же отсекает любые положительные мысли.

Регулируйте темп речи в зависимости от ситуации и содержания представляемого вами материала. В некоторых случаях лучше все же говорить медленно (если нужно что-то разъяснить или беседуешь с человеком, который не очень хорошо знает твой язык и т.п.)

Тон речи – это окраска голоса. Тон может изменить даже содержание речи, придать ему противоположный смысл. Попробуйте, например, произнести слово “да” и “нет” разным тоном (весело, грустно, удивленно, зло…) и вы сами почувствуете разницу.

Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь – паузы. Покашливания, смех, плач и т.д.

Громкость речи так же имеет влияние на психику человека. Когда человек говорит очень громко или очень тихо, слушать неприятно – плохо слышно и трудно понять. Однако бывают ситуации, когда требуется только тихая или только громкая речь. В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас хорошо слышали. Так, спокойный и солидный голос снимает напряжение и пробуждает интерес, а “взвинченная”, быстрая и громкая речь может пониматься как признак резкости и агрессивности. Тихим голосом обычно разговаривают люди робкие, неуверенные в себе. Плохое впечатление оставляет человек, явно декламирующий в ходе разговора ранее заученные фразы. К таким окружающие нередко относятся с недоверием.

Упражнение.

В течение нескольких минут напишите, какое значение вы хотели бы придать своему голосу: ясность, сочность, авторитетность, дружественность, интеллигентность, естественность, компетентность…

Далее работа проводится в парах.

1. Необходимо обменяться характеристиками голоса, ознакомиться с ними.

2. Один из партнеров читает текст или произносит речь, стараясь придать своему голосу перечисленные характеристики. Партнер оценивает голос чтеца в соответствии с составленными им же требованиями. Дает рекомендации.

3. Участники пары меняются ролями.

Информация: при подготовке к выступлению перед аттестационной комиссией попытайтесь сделать следующее:

Расслабьтесь!

Пока вы ждете своего выступления, у вас начинает вырабатываться адреналин. Именно он виноват в вашем напряжении. Когда напряжение действительно велико, у вас перехватывает даже дыхание.

Постарайтесь накануне вечером или лучше рано утром перед выступлением хорошо позаниматься гимнастикой (побегать, поплавать или покататься на велосипеде). За несколько минут до выступления бодро пройдитесь, где бы вы не находились: вокруг дома, вверх – вниз по лестнице, по вестибюлю. Быстрые движения перед выступлением разгонят по телу адреналин и снимут парализующее вас мышечное напряжение. Но особенно не усердствуйте, чтобы затем не задыхаться.

С помощью дыхания кровь снабжается кислородом. Она в свою очередь питает мозг, который в эти минуты должен быть полностью сосредоточен на вашем выступлении. К сожалению, кислород, наполнивший вас при утреннем беге или быстрой ходьбе перед выступлением, нельзя отложить про запас. Но вы непременно должны обеспечить его поступление в ваше тело и мозг, если хотите успешно представить себя публике.

Когда нервозность целиком овладеет вами, вы начинаете дышать “мелко”, только верхней частью легких. Такое дыхание изнуряет, принуждает вас делать вдохи и выдохи во время речи и повышать голос на октаву выше, что никому не желательно.

Попробуйте следующие упражнения:

- прежде всего определите центр тела. Стоя, распределите равномерно вес тела на обе ноги. Выпрямитесь и дайте возможность голосовым связками работать в согласии с диафрагмой и легкими.

- Дышите глубоко и медленно. Сначала наполните нижнюю часть легких (при этом расширяется живот). Чтобы диафрагма могла в полную силу работать, не носите слишком туго пояс. Дайте воздуху свободно пройти из нижней в среднюю, а затем в верхнюю часть легких. Вы должны сначала почувствовать, как воздух буквально рвется из грудной клетки через горло наружу, а уж потом говорить.

Начав разговор, дышите равномерно и свободно. Сделайте вдох и говорить начинайте только при выдохе. Ваш голос при этом будет глубже и звук более управляемым. Если вы станете говорить в начале выдоха или посреди вдоха. Звук будет ужасным и вы начнете задыхаться. Особенно это важно тогда, когда вам приходится отвечать на вопросы. Ожидание выдоха – не более чем двух – трехсекундная естественная пауза, но звук, который последует, стоит того, чтобы подождать – он гораздо чище и убедительнее.

“Смажьте” голосовые связки!

Перед самым выступлением не пейте горячих возбуждающих напитков – чай, кофе. Шипучие напитки, как и холодные, также не принесут пользы. Лучше смягчить голосовые связки теплой водой с ломтиком лимона или выпить чистой отстоянной воды (комнатной температуры).

Если во время речи у вас пересохнет в горле, а под рукой нет воды, сделайте минутный перерыв под предлогом, что хотите взглянуть, предположим, в свои заметки, и в этот момент покусайте язык. Это вызывает слюноотделение и поможет “смазать” горло. Но это, конечно, вынужденное решение. Вы ответственны за успех своего выступления, а потому никогда не начинайте его прежде, чем убедитесь, что стакан с водой у вас под рукой.

Запахи

Каждый человек обладает индивидуальным запахом. Недаром собака уверенно идет по следу преступника, не путая этот след с множеством других. Отстирать белье, чтобы оно полностью утратило дух хозяина, практически невозможно. Здесь мы имеем дело с ольфакторной системой – системой запахов.

Запахи всегда использовали в различных сферах жизни – сначала подсознательно, потом – осознавая их власть. Еще в древности из поколения в поколение передавались семейные реликвии, хранящие запах предков. Матери и девушки подкладывали уходящим воевать варежки или свитера. Считалось, что запах родного дома или близкого человека имел свойство оберегать, помогал выстоять в трудную минуту. А ведь наши современные дети перед поездкой в лагерь, перед разлукой с матерью, родным домом стараются взять с собой какую-нибудь маленькую вещь любимого дома или человека в качестве талисмана.

В африканских племенах до сих пор от матери к дочери передаются секреты ароматов, с помощью которых женщина, насильно выданная за нелюбимого, заставляла его отказаться от себя. Имеются так же ароматы, наоборот, привораживающие любимого.

Традиция отдушивать постельное белье лавандой существует давно. Простыни и пододеяльники становятся от нее душистее. Но, как выяснилось недавно, дело не только в этом. По заключению американских ароматотерапевтов, лаванда способна снимать чувства подозрительности и тревоги.

Очевидно, что спектр полезных свойств ароматов очень широк. И этим успешно пользуются продвинутые фирмы. Специальные букеты запахов намеренно создаются в крупных супермаркетах для “возбуждения аппетита” покупателей, в офисах для стимулирования сговорчивости партнеров, на рабочих местах для увеличения работоспособности. Например, на предприятиях в Японии специально распыляют ароматы лимона и цветов.

Лимон, кстати, повышает умственную работоспособность на 10-20% и нейтрализует вредные излучения. Так что, если вы работаете за компьютером, аромат лимона вам просто необходим. А если предстоит экзамен или поход к дантисту, окружите себя ароматом ветиверии, жасмина или розы – это снимет стресс, придаст вам сил и уверенности.

Многие растительные запахи по своей химической структуре близки к веществам, которые вырабатывает и организм человека для включения различных эмоциональных механизмов. “Пульт управления” этими механизмами находится в лимбической системе, одной из самых эволюционно древних структур головного мозга, отвечающей за самые глубинные желания и сильные эмоции. Так почему бы этим не воспользоваться.

Участникам занятия предлагается приложение – памятка 1.

Готовясь к важной для вас встрече, задумайтесь о том, какие духи сегодня лучше использовать. Для стабилизации своего эмоционального состояния можете использовать аромалампы.

Подведение итогов занятия

“Обратная связь” по содержанию занятия.

Упражнение “Мой совет”

Упражнение проводится по принципу приветствия в начале занятия. Каждый участник имеет возможность дать свой совет одному или нескольким членам группы по поводу тактики взаимодействия с людьми.

Используемая литература

1. “Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю” методические рекомендации, А.С.Галанов, Айрис Пресс, Москва 2006 г.

2. “Тренинг эмоциональной устойчивости педагога”, Е.М.Семенова, “Издательство института психотерапии”, Москва, 2002 г.