Цель: в увлекательной форме формировать и корректировать лексико-грамматический строй речи, обогащать словарный запас первоклассников; развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику, координацию движений.
Материалы и оборудование:
- Фотографии белки, дятла.
- Карточки с изображением полевых и садовых цветов.
- Карточки с изображением бабочек, кузнечика, жуков.
- Спортивная развивающая игра “Лесные тропинки” (изготовитель - ООО “Восход”)
- Детская игра “Рыболов” (магнитные удочки и рыбы)
- Листы цветной бумаги (коричневого цвета, половина листов разлинована).
- Диск со звуками природы.
- Презентация с изображением птиц, животных, насекомых.
- Презентация для работы с “активной” стеной.
Ход занятия
I. Организационный момент, приветствие гостей. (положительный настрой)
Л.: Ребята, сегодня у нас на занятии много гостей, поздоровайтесь с ними. А нас с вами ждет увлекательное путешествие. Вы согласны попутешествовать со мной? Хорошо, тогда усаживайтесь поудобнее, закрывайте глазки и внимательно прислушайтесь к окружающим вас звукам.
Слайд 1. Презентация
Проигрывается аудиофайл из “Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия”.
Л.: Что вы услышали? Как вы думаете, куда мы попали? – в лес
Наш лес волшебный, в нем живут Смешарики. Сегодня мы будем гулять с ними по лесу. Вы согласны? (Слайд 2).
II. Основная часть
Л.: Первым нас встретил Лосяш (Слайд 3). Он очень умный, прочел много разных книг. Лосяш просит нас помочь ему. В лесу живут разные животные.
Кстати, каких лесных (диких) животных вы знаете? - медведь, лиса, заяц, волк, белка.
(Слайд 4).
Лосяш любит гулять по лесным тропинкам и рассматривать следы зверей. Но на этой тропинке все следы перепутались, и он не может понять, где чей след. Поможем ему?
На ковре расстелена ткань, на ней закреплены “тропы”: следы медведя, зайца, волка. Дети определяют, где чей след, проходят по следам животных и проговаривают слова.
След медведя - чей след?- медвежий.
На компьютере изображение медведя и его следов. (Cлайд 5)
След волка - чей след?- волчий.
На компьютере изображение волка и его следов. (Cлайд 6)
След зайца - чей след?- заячий.
На компьютере изображение зайца и его следов. (Cлайд 7)
Дети сверяются, правильно ли они ответили (после игры ткань сворачивается и убирается).
Л.: Чьи следы мы не нашли на лесной тропинке? (Лисы – лисий след, белка – беличий след)
Скажите, ребята, а где живет белка? - На дереве, в дупле.
Слайд 8, на дерево закрепляется фотография белки.
!!! Если о белке дети не упоминают, загадывается загадка:
По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, да не лисица.
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
Молодцы, ребята, Лосяш остался доволен нашей помощью. А мы с вами пойдем дальше.
Слышен стук дятла.
Л.: Ой, что это? Кто стучит?
Если дети затрудняются с ответом, то загадывается загадка про дятла:
В лесу под щебет звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель”, -
И ставит подпись: …
На дерево закрепляется фотография дятла.
Л.: В лесу, на сосне, черный дятел. Лапками цепляется, носом постукивает – мурашек да козявок из-под коры выпугивает; кругом ствола бежит, никого не проглядит. Вы послушайте, какой красивый ритмический рисунок получился у дятла.
Игра “Отхлопай ритм”
Я буду хлопать в ладоши, а вы внимательно слушайте и постарайтесь повторить. Оля, Ира, Тоня, Таня будут слушать меня с закрытыми глазами. А Женя, Рома, Олеся, Валя и Галя – с открытыми глазами и будут внимательно смотреть на мои ладоши.
// // //
/ // / //
/// /// ///
Л.: Очень хорошо! А каких птиц вы знаете? – синица, лебедь, воробей, утка и т.д.
На компьютере изображение птиц. (Слайд 9)
Молодцы! Шли мы с вами, шли и вышли на полянку. А тут как раз Ёжик поливает из лейки свои любимые цветы. (Слайд 10). Цветы Ёжик любит разные. Но мы выберем только те цветы, которые растут в поле, на лугу.
Карточки с изображением цветов: василёк, ромашка, роза, гвоздика полевая, колокольчик, гладиолус и др.
На компьютере изображение садовых и полевых цветов. (Слайд 11). Дети сверяются, правильно ли они ответили.
Л.: Давайте украсим ими полянку.
На стене закрепляются изображения полевых цветов, проводится беседа во время украшения стены
Цветы, которые растут на лугу, называются луговые, цветы, растущие в поле, называются полевые. А как одним словом назвать цветы, растущие в саду около дома? - садовые.
Красивая полянка получилась! Как много цветов! А вокруг них летают, в траве сидят, по веточкам ползают… кто? - Бабочки, стрекозы, жуки, кузнечики.
Как можно одним словом назвать бабочек, кузнечиков, жуков? - насекомые.
Дети сверяются и изображением на компьютере. (Слайд 12)
Л.: Давайте заселим нашу полянку насекомыми! Закрепляем на стене фотографии насекомых.
Посмотрите, Нюша бегает с сачком. Кого она ловит? – бабочек
Давайте их посчитаем! Вот и Бараш задумался, как ему сосчитать всех бабочек. (Слайд 13)
1 бабочка, 2 бабочки, 3, 4, 5 бабочек, 6, 7… (Хоровое проговаривание)
Мы немного устали. Совунья и Крош зовут нас на разминку. (Слайд 14)
Гимнастика “Поход в лес”
Каждый день, каждый день делаем
зарядку. Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, |
Ходьба на месте Руки вверх, ходьба на носочках Приседание Прыжки на двух ногах |
Мы к лесной лужайке вышли. Поднимаем ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал – Не споткнулся, не упал? |
Ходьба, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях |
На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. |
Наклоны в стороны |
Только на полянку мы пришли, Появились комары. Руки вверх – Хлопок на головой, Руки вниз – Хлопок другой. |
Движения в соответствии с текстом |
Мы шли-шли-шли, Белый гриб нашли. Раз – грибок, два – грибок. Все положим в кузовок. |
Наклоны вперед. |
Зайчик быстро скачет в поле, Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке, Непоседы-ребятишки. |
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед |
Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. |
Имитация полета птиц, прогнуться в спине и покачать головой, затем сесть |
Мы прекрасно загораем, Ноги выше поднимаем, Тянем, тянем, напрягаем, Загорели, отдыхаем. |
Сидя, опора сзади на руки. Поднять ноги, подержать на весу, опустить. |
Л.: Хорошо размялись. Идем дальше?
Мы шли, шли, шли, прямо к озеру пришли. А здесь уже Копатыч, собирается рыбу ловить. (Слайд 15). Поможем ему? Что сначала, перед рыбалкой, необходимо сделать? – накопать червей
Рвем бумагу на полоски, “червей” складываем в баночку.
Л.: Рыба плавает - где? - в реке, в озере, в море.
Каких рыб вы знаете? - окунь карась, щука, налим и др.
На компьютере изображение рыб. Дети сверяются, правильно ли они ответили. (Слайд 16)
Игра “Ловля рыбы” (магнитными удочками “ловим” рыбу и считаем 1 рыбка, 2 рыбки, 3, 4, 5 рыбок…).
Л.: Помогли Копатычу наловить рыбу. Он вам говорит: “Спасибо!”. А теперь пойдем дальше, и что же мы видим? Дерево растет, на нем яблочки… Как называется дерево, на котором растут яблоки? – яблоня. (Слайд 17)
Ворон Кар Карыч задает вам вопрос: А может такое быть, чтобы в лесу росла яблоня? – нет, это садовое дерево, то есть растет в саду около дома.
Вариант ответа: “Может”. Проговариваем, что на дикой яблоне яблочки маленькие, а на этом дереве – крупные, значит, это дерево садовое.
А за яблоней живет Паучок-Добрячок. (Слайд 18). Он тоже хочет поиграть с вами в игру.
Игра “Хлопни-топни-прыгни!”
Если вы увидите на фотографии насекомого – хлопните в ладоши, если увидите животное – топните ногой, если увидите птицу – подпрыгните.
Презентация с фотографиями. (Слайды 19-36)
III. Подведение итогов.
Итак, мы сегодня совершили увлекательное путешествие вместе со Смешариками. Где мы побывали? – в лесу, на полянке, у (около) озера
Чьи следы мы видели? – медвежьи, заячьи, волчьи.
О каких птицах, рыбах, животных, насекомых мы говорили?
Вам понравилось путешествовать со Смешариками? А что вам больше всего понравилось делать? Вы узнали что-то новое для себя сегодня?
Посмотрите на доску: Смешарики прощаются с вами и желают вам весело провести лето!
Раскрывается доска, на ней плакат с изображением Смешариков.
А теперь аккуратно обувайтесь и подойдите ко мне. Посмотрите, на паутинках Паучка-Добрячка висят интересные рукавички и носочки. Ой, а там что-то лежит… Сюрпризный момент (в каждом мешочке по шоколадке).
Ребята, угощайтесь! Спасибо за работу!