Урок-путешествие "Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.
  2. Работать над каллиграфией.
  3. Развивать умения работать в парах.
  4. Создавать условия в ходе урока для оценки собственной деятельности и контроля за ней.
  5. Развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на уроке.

Оборудование:

  1. Картинки для оформления доски (гора Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща Логики, Муравьишко).
  2. Видеозапись животных (собака, волк, корова, дятел, лиса, петух).
  3. Карточки-ребусы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? (вспоминаем героев сказки В.Бианки “Приключение Муравьишки”, которую читали на внеклассном чтении в первом классе). А сегодня поможем мы. Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы должны хорошо потрудиться. (Приложение 1)

2. Минутка чистописания.

Учитель: Прочитайте, какое препятствие на нашем пути первое.

Ученики: Гора Чистописания.

Учитель: Как вы думаете, что мы должны хорошо выполнить здесь?

Ученики: Мы должны красиво и правильно написать все элементы букв.

Оформление на доске.

-а о у э ы ла мо ты сэ ру

-я е ю е и ля ме ти се рю

жизнь шест цифра щука чудо

Учитель: Кто напишет, оцените свою работу. Красный кружочек - вам все понравилось, как написали, синий - вы не очень довольны своей работой, коричневый - вы считаете, что вам еще много надо трудиться, чтоб все буквы были красивые. Так вы будете оценивать каждое задание.

3. Изучение нового материала.

Учитель: А кто из вас догадался, почему я именно так разделила буквы на две группы?

Ученики: С буквами первой строчки согласный произносится твердо, а с буквами второй строчки - мягко.

Учитель: Так чему же мы будем учиться на уроке?

Ученики: Учиться находить в словах твердые и мягкие согласные.

а) Работа с правилом.

Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем вопрос Почемучки.

б) Выполняем упражнение 140 (устно).

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие буквы есть и на зеленом диванчике и на синем? Почему?

Ученики: Эти буквы могут обозначать и твердый и мягкий согласный звук.

Учитель: А почему буквы ч, щ, ж, ш, ц не взяли себе гласных букв?

Ученики: Потому что твердость и мягкость звуков, которые обозначаются этими буквами, не зависит от того, с какой гласной они стоят. Ч, Щ - обозначают всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц - всегда твердый согласный.

Учитель: Давайте в минутке чистописания в словах отметим твердые согласные - синей точкой, мягкие согласные - зеленой точкой.

Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое препятствие преодолели.

4. Упражнения на закрепление нового материала.

а) Работа в парах.

Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?

Ученики: город Слов.

Учитель: С чем же здесь нам нужно будет справиться?

Ученики: Наверное, мы будем работать со словами.

Учитель: Я вам по видеозаписи буду показывать картинки животных. Первый вариант записывает только те слова, в названии которых все согласные произносятся твердо, а второй вариант - слова, где есть хотя бы один согласный, который произносится мягко. После выполнения работы – взаимопроверка. Вы обмениваетесь тетрадями и оцениваете работы своего соседа по парте. Если находите ошибки, то исправляете их карандашом. (Приложение 2)

Еще одно препятствие у нашего героя позади и все благодаря вашему старанию. Молодцы!

5. Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Повернулись вокруг себя
Влево, вправо - раз и два!
Раз - присели, два - привстали.
Руки вверх мы все подняли.

б) Индивидуальная работа.

Учитель: Вот позади у нас половина пути. Перед нами следующее препятствие – озеро Предложение. Как вы думаете, с каким заданием мы должны здесь поработать?

Ученики: Мы будем работать с предложениями.

Учитель: Один ученик работает у доски. Из данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла, кофта) составляет предложение, подчеркивает согласные, обозначающие твердый звук. Все остальные учащиеся составляют предложение из других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево). В этих совах подчеркнуть согласные, которые обозначают мягкий звук.

Осуществляется взаимопроверка работ в тетрадях, коллективная проверка работы у доски.

в) Творческое задание.

Учитель: У нас на пути осталось последнее препятствие. Может, оно окажется для вас самым сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом. Читаем название. Как понимаете?

Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь будет самое сложное задание.

Учитель: Каждой паре дается по два ребуса. Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В первом слове подчеркиваете гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков, а во втором слове – гласные, которые указывают на твердость согласных звуков. Побеждает та пара, которая первая справится с заданием. (Приложение 3)

Подведение итогов данного задания.

6. Итог урока.

Учитель: Мы с вами успешно прошли все препятствия и помогли Муравьишке добраться до дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте еще раз повторим, какими же гласными на письме обозначается мягкость и твердость согласных.

7. Рефлексия.

- Что понравилось вам на уроке?

- Что было трудным и непонятным?

- Давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и поднимите большой кружок такого же цвета.