Цели:
Оборудование:
- Картинки для оформления доски (гора Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща Логики, Муравьишко).
- Видеозапись животных (собака, волк, корова, дятел, лиса, петух).
- Карточки-ребусы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? (вспоминаем героев сказки В.Бианки “Приключение Муравьишки”, которую читали на внеклассном чтении в первом классе). А сегодня поможем мы. Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы должны хорошо потрудиться. (Приложение 1)
2. Минутка чистописания.
Учитель: Прочитайте, какое препятствие на нашем пути первое.
Ученики: Гора Чистописания.
Учитель: Как вы думаете, что мы должны хорошо выполнить здесь?
Ученики: Мы должны красиво и правильно написать все элементы букв.
Оформление на доске.
-а о у э ы ла мо ты сэ ру
-я е ю е и ля ме ти се рю
жизнь шест цифра щука чудо
Учитель: Кто напишет, оцените свою работу. Красный кружочек - вам все понравилось, как написали, синий - вы не очень довольны своей работой, коричневый - вы считаете, что вам еще много надо трудиться, чтоб все буквы были красивые. Так вы будете оценивать каждое задание.
3. Изучение нового материала.
Учитель: А кто из вас догадался, почему я именно так разделила буквы на две группы?
Ученики: С буквами первой строчки согласный произносится твердо, а с буквами второй строчки - мягко.
Учитель: Так чему же мы будем учиться на уроке?
Ученики: Учиться находить в словах твердые и мягкие согласные.
а) Работа с правилом.
Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем вопрос Почемучки.
б) Выполняем упражнение 140 (устно).
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие буквы есть и на зеленом диванчике и на синем? Почему?
Ученики: Эти буквы могут обозначать и твердый и мягкий согласный звук.
Учитель: А почему буквы ч, щ, ж, ш, ц не взяли себе гласных букв?
Ученики: Потому что твердость и мягкость звуков, которые обозначаются этими буквами, не зависит от того, с какой гласной они стоят. Ч, Щ - обозначают всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц - всегда твердый согласный.
Учитель: Давайте в минутке чистописания в словах отметим твердые согласные - синей точкой, мягкие согласные - зеленой точкой.
Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое препятствие преодолели.
4. Упражнения на закрепление нового материала.
а) Работа в парах.
Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?
Ученики: город Слов.
Учитель: С чем же здесь нам нужно будет справиться?
Ученики: Наверное, мы будем работать со словами.
Учитель: Я вам по видеозаписи буду показывать картинки животных. Первый вариант записывает только те слова, в названии которых все согласные произносятся твердо, а второй вариант - слова, где есть хотя бы один согласный, который произносится мягко. После выполнения работы – взаимопроверка. Вы обмениваетесь тетрадями и оцениваете работы своего соседа по парте. Если находите ошибки, то исправляете их карандашом. (Приложение 2)
Еще одно препятствие у нашего героя позади и все благодаря вашему старанию. Молодцы!
5. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Повернулись вокруг себя
Влево, вправо - раз и два!
Раз - присели, два - привстали.
Руки вверх мы все подняли.
б) Индивидуальная работа.
Учитель: Вот позади у нас половина пути. Перед нами следующее препятствие – озеро Предложение. Как вы думаете, с каким заданием мы должны здесь поработать?
Ученики: Мы будем работать с предложениями.
Учитель: Один ученик работает у доски. Из данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла, кофта) составляет предложение, подчеркивает согласные, обозначающие твердый звук. Все остальные учащиеся составляют предложение из других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево). В этих совах подчеркнуть согласные, которые обозначают мягкий звук.
Осуществляется взаимопроверка работ в тетрадях, коллективная проверка работы у доски.
в) Творческое задание.
Учитель: У нас на пути осталось последнее препятствие. Может, оно окажется для вас самым сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом. Читаем название. Как понимаете?
Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь будет самое сложное задание.
Учитель: Каждой паре дается по два ребуса. Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В первом слове подчеркиваете гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков, а во втором слове – гласные, которые указывают на твердость согласных звуков. Побеждает та пара, которая первая справится с заданием. (Приложение 3)
Подведение итогов данного задания.
6. Итог урока.
Учитель: Мы с вами успешно прошли все препятствия и помогли Муравьишке добраться до дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте еще раз повторим, какими же гласными на письме обозначается мягкость и твердость согласных.
7. Рефлексия.
- Что понравилось вам на уроке?
- Что было трудным и непонятным?
- Давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и поднимите большой кружок такого же цвета.