Тема урока: Нахождение части от числа и числа по его части.
Тип урока: постановка учебной задачи, моделирование.
Цель урока: создать модель нахождения части от числа и числа по его части, уметь применять данную модель при решении простых задач.
ХОД УРОКА
Актуализация полученных ранее знаний. Создание ситуации успеха. | На доске записано условие задачи: Саша
гулял 40 минут. Из них 5/8 всего времени он играл в
футбол. Сколько времени Саша играл в футбол? Учитель: Продолжайте мою мысль:
Что показывает знаменатель дроби? Числитель? |
Моделирование. | Д. Я предлагаю модель 1. Д. А я предлагаю такую модель 2. часть = число • дробь |
Сравнительный анализ полученных моделей. | У. Согласны ли вы, ребята, с
данными моделями? Какая вам нравится больше? Д. Я думаю, что модель 2 лучше, понятнее. |
Применение модели в частных случаях. | У. Решите задачу: Найдите 7/8 от 24 Чем мы можем пользоваться при решении задач? Д. Нам надо найти 7/8 от 24, т. е.часть от
числа 24, значит можно воспользоваться моделью
2. К доске выходят 4 человека и решают задачи (остальные выполняют задание в тетради)
|
Применение полученной модели. Уточнения. Дополнения. | У. Все ли согласны с решениями,
которые предложили ваши товарищи? Д. В
третьем задании можно записать ответ А/3 сразу,
ведь 1/3 • А = А • 1/3 по переместительному закону
умножения. Задача. Турист прошёл 18 км, что составляет ? его пути.
Сколько всего км должен пройти турист? Д. У. Объясните схемУ. |
Процесс моделирования (II). Аналогия. | У. Попробуйте записать решение
задачи с помощью математической модели. Д. часть = число : дробь |
Использование полученной модели. | У. Решите задачу. Найдите число, если:
На доске появляется запись: ––> 45 : 3/4 = 45 • 4/3 = 15 • 4/3 = 60 |
Содержательная рефлексия урока. | У. На какой вопрос смогли
ответить на уроке? Д. Как найти часть от числа и число по его части. У. Как это сделать? Д. С помощью математических моделей, которые записаны на доске. У. Дома с помощью моделей выполните задание: № 486, № 494. У. Ребята, нужны ли нам знания, которые мы получили на уроке? Д. Да, мы можем быстро находить часть от числа и число по его части. А это поможет решить задачи. У. Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке. |
Тема урока: Решение задач по теме «Нахождение части от числа и числа по его части».
Тип урока: Решение частных задач.
Цель урока: Умение решать задачи с помощью моделей нахождения части от числа и числа по его части. Найти и уметь объяснить разные способы решения задач.
ХОД УРОКА
Активация мыслительной деятельности. | У. Ответьте на мои вопросы: 1. Какую часть часа составляет 1 минута? (1/60) 2. Какую часть урока составляют 13 минут? (13/60) 3. Какую часть метра составляет 1 см? Какую часть ваших оценок за неделю составляют отличные отметки? Д. На данный момент на вопрос нельзя ответить, мы не знаем сколько оценок и какие получим за эту неделю. У. А когда можно ответить на данный вопрос. Д. В конце недели. |
Актуализация знаний на личном примере. | У. С помощью какой дроби вы
хотели бы записать свой ответ? Д. 5/5 или 6/6 и т.д. У. Что это означает? Д. Что все отметки отличные. |
Ситуация успеха. | У. Какие это дроби? Д. Неправильные, т. к. числитель равен знаменателю. У. Какие бывают дроби? Д. Правильные и неправильные дроби. У. При каком значении * будет дробь */ 7 правильная и неправильная? На доске появляется запись: правильная дробь, если * = {1, 2, …, 6} */ 7 – неправильная дробь, если * = {7, 8, 9, …} У. Какие знания необходимы, чтобы решить задачу: Что больше: Число равно ? от 12 или число 4/5 которого составляют 8? Д. Надо знать, как найти часть от числа и число по его части. |
Моделирование. Абстрагирование. Обобщение. | У. Запишите математические
модели. Д. часть = число • дробь число = часть : дробь |
Процесс использования полученной модели для решения задач. | У. Решите её. Д. 1. 12 • 3/4 = 9 (1 число) 2. 8 : 4/5 = 8 • 5/4 = 10 (2 число) 3. 9 < 10 Ответ: 2 число > 1 числа У. Когда мы пользуемся данными моделями? Д. При решении задач. У. Приведите примеры задач, которые решаются по данным моделям. Д. Приводят примеры задач. Например:
|
Использование полученных знаний в новых условиях. | У. решите данную задачу и
покажите решение. (работа в группе; каждая группа
получает текст условия задачи на листке) Задача Туристы прошли 63км. В первый день они прошли 1/3 пути, во второй 3/7 остатка, а остальной путь прошли за 3 день. Сколько км прошли туристы за 3 день? Ребята решают задачу разными способами 7 мин и представитель группы показывает решение. 1 группа.
Ответ: 24 км. 2 группа. Можно воспользоваться схемой, которую
предложила 1 группа, но мы предлагаем другой
способ решения: Ответ: 15 км. |
Анализ решения задач. Аргументация выводов. | Представитель 2 группы: У нас
получился другой ответ, хотя 1 группа решила
верно, мы считаем, что и мы решили верно. Кто же
сделал ошибку? Д. Ошибку допустила 2 группа, т. к. во 2 день туристы прошли 3/7 остатка пути, а не 3/7 остатка всего пути. Задача у них решена неверно. 3 группа. 1) 63 • 1/3 = 21(км) – 1 день Ответ: 24 км. 4 группа. А мы решили задачу способом 1 группы. |
Работа над различными способами решения одной и той же задачи. Исследование новых подходов. | У. А ещё можно предложить
способы решения задачи после предложенных
ребятами способов? Д. Нет. У. Я хотела бы ещё предложить способ. А вы согласитесь или нет с ним скажите мне позднее. 1) 1 – 1/3 = 2/3 (ч) – остаток Ответ: 24 км. Д. Да, мы согласны. Оказывается, задачу
можно решить разными способами. |
Прогнозирование дальнейшей учебной деятельности. | Д. Мы продолжим решать задачи,
используя модели нахождения части от числа и
числа по его части. У. Дома решите № 500 (1), 501. На следующем уроке мы решим разные задачи и рассмотрим домашнее задание. |