Для более эффективной работы по исправлению
речевых отклонений у детей с ОНР3ур. разработала
дидактическое пособие, которое представляет
собой обклеенный плёнкой картонный лист,
прикреплённый двухсторонним скотчем к стене. Для
работы с дидактической игрой изготавливаются
картинки-пособия из плотного картона, вырезаются
изображения овощей, фруктов, растений, птиц, виды
транспорта, снежинки, одежда, посуда и др. Для
прочности каждая картинка ламинируется.
В соответствии со временем года «Чудо-дерево»
может быть летним, осенним, зимним и весенним.
(Зеленого цвета – весна, лето, жёлтого – осень,
белого – зима).
Такое дерево является наглядной иллюстрацией
сезонных изменений «дерево времен года». Можно
обсудить, почему «Чудо-дерево» было все в снегу, а
сейчас набухли почки. Почему осенью листочки
желтые? и т. д.
В эту дидактическую игру можно включить,
практически все темы, которые осваиваются детьми
дошкольного возраста. Это дает большой простор
для развития всего комплекса понятий,
составляющих речь.
Цель: формировать грамматический строй речи через использование дидактической игры, активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыслительные процессы.
Логическое несоответствие. Может, ли это расти на самом деле? Почему?
Дифференциация звуков. Например: свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых при развешивании картинок.
Выделение звуков в слове. В начале, середине, конце, например: гласных и согласных, звонких и глухих, при развешивании картинок
Части речи. Что или кто висит на «Чудо – дереве»? Какой предмет висит на дереве?
Классификация предметов. Ориентируясь на предметы на дереве, можно обсуждать такие вопросы, как «Что съедобно и несъедобно? Летает или не летает? Живое – неживое?» и т.д.
Обобщающие понятия. Овощи или фрукты? Обувь или одежда и т.д.
Формирование счетных навыков. Сколько всего птичек сидит на дереве? Сколько справа? Сколько слева? Где и кого больше?
Отрабатывать грамматические категории
Дидактическая игра «Чудо-дерево»
многофункциональна и удобна, учитель-логопед и
ребёнок могут легко и быстро прикрепить к нему
любую картинку, убрать, заменить.
Ее можно использовать на фронтальных занятиях, в
индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Названы далеко не все понятия, категории и темы,
которые можно играть с детьми дошкольниками.
Зимующие птицы
Рисунок 1
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет
А на ветках птицы
Воробей, сорока,
Ворона и дятел,
Снегирь и синица
Зимуют у нас эти
Чудные птицы
Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.
Игра «Скажи кого нет?»
Человеческие дети
Знают всех птиц на свете
Все они зимуют верьте
Закрывайте глазки детки!
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет сороки, воробья, синицы и т. д.)
Игра «Кто как голос подает?»
Отвечай, да поскорей
Кто, как голос подает?
Цель: расширять словарный запас детей.
Синица – тенькает; сорока – стрекочет, трещит; воробей – чирикает; снегирь – свистит и т. д.
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай –
Да словечко приласкай.
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирёк и т. д
Игра «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
У сороки белые бока, поэтому ее называют ...
белобокая.
У синицы грудка жёлтая, … желтогрудая.
У дятла длинный клюв, … длинноклювый.
У снегиря грудка красная, ... красногрудый.
У воробья тонкие лапки, … тонколапый.
2 вариант: «Объясни словечко»
Почему красногрудый, желтогрудая, длинноклювый, белобокая, тонколапый.
Игра «Горячий – холодный»
Мы сейчас откроем рот
Чтоб сказать наоборот
Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.
Воробей маленький, а ворона – большая.
У синички хвост маленький, а у сороки – длинный.
Сорока тяжелая, а воробей – легкий.
У синички клюв тонкий, а у дятла – толстый.
Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»
Чья у птицы голова?
Подскажи скорей слова
Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
У вороны – (воронья, вороний), у воробья – воробьиная и т. д.
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Воробей – воробьи – воробьев сорока – сороки
– сорок
Синица – синица – синиц ворона – вороны – ворон
Снегирь – снегири – снегирей дятел – дятлы –
дятлов
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем
Цель: закрепить в речи детей
согласование существительных с числительными.
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре
воробья, пять воробьев. (Снегирь синичка дятел,
сорока)
Игра «Сравни птиц с людьми и животными»
Человеческие дети
Знают все на свете
У человека – дети, а у птицы – птенцы.
У человека – нос, а у птицы – клюв.
У человека – ноги, а у птицы – лапы.
У животного – шерсть, а у птицы – перья.
Игра «Что умеют делать птицы?»
Никогда мы не забудем
Что умеют делать птицы
Цель: активизировать глагольный словарь детей.
Сорока (летает, стрекочет, прыгает, клюет…)
Воробей, синица, дятел, воробей.
Игра «Дятел»
Логопед отстукивает разные ритмы, а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.
Расскажи о своей любимой зимующей птице, не называя ее.
Ребенок рассказывает о своей любимой зимующей птице, говорит, какого она размера, какого цвета у нее оперение, где она живет и чем питается. Другие дети отгадывают, о какой птице шел разговор.
Цель: учить составлять описательный рассказ.
Фрукты
Рисунок 2
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет!
Что за фрукты созрели на нем?
Растут ли эти фрукты на дереве одном?
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?
Игра «Что где растет»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Где растет яблоко, слива, груша и т. д.
Запомни: на дереве фрукты растут
Лимон на лимоне, яблоки на яблоне, абрикосы на
абрикосе, груши на груше и т.д.
Цель: расширять словарный запас детей.
Игра «Прядки»
Повадились вороны фрукты воровать
Понравилось им в прядки с нами играть
Вот и новая игра, начинать ее пора!
Чего нет? Дай ответ.
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать: Чего нет на дереве? (Яблоки, груши, сливы, апельсина и т. д.)
Игра «Подбери слово»
Дети все на свете знают
Что каким у нас бывает
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.
Груша какая? – Сочная, сладкая, зеленая, хрустящая… (яблоко, слива, апельсин, лимон, персик)
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. (яблоко – яблочко; лимон – лимончик и т. д.)
Игра «Жадина»
Цель: закрепить сочетание притяжательных местоимений с существительными мой, моя, мои, мое. (Моя груша, мой лимон, апельсин, мое яблоко, мои фрукты)
Игра «Из чего – какой?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его
Цель: закрепить в речи детей
употребление относительных прилагательных и
способов их образования. (сок из яблок –
яблочный, из груш, апельсин, слив и т. д.
варенье из яблок, груш, слив, апельсин и т. д.)
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Яблоко – яблоки – яблок; груша – груши – груш и т. д.
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными. (1, 2, 3, 4, 5 – груш, яблок, слив и т. д.
Игра «Какого цвета предмет?»
Что у нас какого цвета
Мы расскажем вам об этом
красное – яблоко
оранжевый – апельсин
желтый – лимон
зеленая – груша
фиолетовая – слива
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепить название основных цветов.ъ
Игра «Магазин»
Купите фрукт, чудесный фрукт!
Скажите лишь четыре слова –
Покупка к завтраку готова!
Цель: учить составлять описательный рассказ.
Игра «Раздели слово ладошками». (Словарь по теме)
Со словами мы играем
Их хлопками разделяем
Игра «Что лишнее»
Цель: учить детей исключать лишнее
Рисунок 3
Овощи
Рисунок 4
А у наших у ворот Чудо-дерево растет
Сколько разных овощей на нем растет
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть капуста и салат –
Наше дерево ну просто клад.
Если слушал ты внимательно
Запомнил обязательно.
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?
Игра «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Что растет в земле, а что на грядке
Подскажите мне ребятки?
Цель: расширять словарь детей, учить правильно употреблять предлоги.
Игра «Подскажи словечко»
Дети все на свете знают
Что, каким у нас бывает
Морковь, какая? – вкусная, сочная, длинная,
хрустящая, оранжевая…
Огурец, какой? – (помидор, лук, капуста и т. д.)
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовать прилагательные с существительными в роде и числе.
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Морковка – морковочка; огурец – огурчик; помидор – помидорчик; капуста – капусточка, горох –, перец – , редис – , чеснок – и т. д.
Игра «Горячий – холодный»
Мы сейчас откроем рот
Чтоб сказать наоборот
Цель: закрепить умения образовывать слова антонимы.
Помидор круглый, а морковь продолговатая
Помидор красный, а морковь…
Помидор мягкий, а морковь…
Помидор кислый, а морковь…
У помидора внутри семечки, а у моркови…
Помидор растет на земле, а морковь… (в земле)
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.
Сок из моркови – морковный; пюре из картошки – картофельное; запеканка из капусты – капустная; салат из овощей – овощной; пюре из тыквы – тыквенное, салат из огурцов – огуречный.
Игра «Какого цвета предметы?»
Что у нас какого цвета
Мы расскажем вам об этом
Цель: учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепить название основных цветов.
красный – (помидор)
оранжевая – (морковь)
желтая – (репа)
зеленый – (огурец, горох)
коричневый – (картофель)
Игра «Жадина»
Цель: закрепить употребление притяжательных местоимений с существительными: мой, моя, мои. (Моя репка, мой горох, мои помидоры и т.д.).
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
Огурец – огурцы – огурцов, помидор – помидоры – помидоров и т. д.
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Один огурец, два огурца, три…, четыре, пять огурцов. (Морковка, помидор, горох и т. д.)
Игра «Подскажи словечко»
Я хочу с вами дети поиграть
Подскажите, как нужно с грядки урожай собрать?
Цель: активизировать глагольный словарь детей (таскают, копают, срезают, рвут)
Игра «Прятки»
Вот и новая игра, начинать ее пора!
Чего нет? Дай ответ
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Игра «Волшебники»
Покрутились, покружились
В овощи вы превратились
Кем ты будешь? (Капустой, морковкой, помидором и т.д.)
Игра «Магазин»
Купите, огурец (помидор, свеклу, капусту и т.д.)
для салата
Скажите лишь четыре слова – покупка к завтраку
готова! (по цвету, форме, величине, вкусу).
Цель: учить составлять описательный рассказ.
Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).
Со словами мы играем
Их хлопками разделяем
Посуда
Рисунок 5
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет
И на ветках чайник
Чашка и тарелка
Ложка, вилка и ведро
И кастрюля зацепилась
С поварешкой заодно
Это все посуда дети
Называйте поскорей
Что важней и что нужней!
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.
Посуда из дерева – деревянная; из стекла, хрусталя, фарфора, металла, пластмассы и т. д.
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Игра «Горячий – холодный»
Мы сейчас откроем рот
Чтоб сказать наоборот
Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы и умение их образовывать.
Сковорода тяжелая, а половник легкий.
Кастрюля большая, а чашка – …
Кувшин высокий, а стакан – …
Блюдце мелкое, а миска – …
Игра «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Соль лежит в (солонке)
Хлеб лежит в (хлебнице)
Сахар лежит в (сахарнице)
Масло лежит в (масленке)
Салат лежит в (салатнице)
Селедка лежит в (селедочнице)
И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле, жарят – на …
(сковороде).
Игра «Скажи чего нет»
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать, чего нет на дереве? (На дереве нет кастрюли, ложки, стакана, вилки и т. д.)
Игра «Для чего они нужны?»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Ложка – чтобы есть суп;
Нож – …
Тарелка – …
Сковородка – …
Вилка – …
Чашка – …
Кастрюля – …
Чайник – …
Скажешь о посуде красивое словечко –
За каждое словечко получай сердечко
Цель: Учить составлять описательный рассказ.
Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме)
Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем.
Обувь
Рисунок 6
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Вместо фруктов на ветках обувь
Игры с обувью играй,
Их по картинкам вспоминай.
Если решили пойти погулять,
Что будем на ноги мы обувать?
Туфли, ботинки, кроссовки и боты.
Валенки, кеды выберет кто-то.
Кто-то резиновые сапоги
Быстро наденет на обе ноги.
Летом наденем мы босоножки,
Будет не жарко маленьким ножкам.
А если на улицу мы не выходим,
В тапках домашних по дому мы ходим.
Знаю я: обувью мы называем
То, что на ноги мы обуваем.
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.
Ботинки и туфли из кожи – кожаные
Валенки и тапки из войлока –
Сапоги из резины –
Домашние тапочки из меха –, тапки из вельвета –,
ботинки из замши – .
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог, четыре пары сапог, пять пар сапог (тапочки, ботинки, туфли, валенки и т. д.)
Игра «Прятки»
Вот и новая игра, начинать ее пора!
Чего нет? Дай ответ. (Сапог, туфлей тапочек и т.д.)
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Игра «Кто где?»
Что вверху здесь слева? Справа?
А внизу кто слева? Справа?
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра «Подарки»
Снеговику и бабочке по паре подари –
Зимнюю и летнюю обувь подбери
Игра «Подбирай, называй, запоминай»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Цель: уметь подбирать и называть как можно больше слов-действий.
Обувь на фабрике (что делают?) – придумывают,
моделируют, шьют.
Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает?)
– выбирает, примеряет, покупает.
Ухаживая за обувью, человек (что делает?) – моет,
чистит, вытирает, сушит.
Игра «Четвертый лишний»
Сандалии, туфли, сапоги, брюки.
Обувь моют, стирают, носят,
протирают.
Обувь шьют, моют, гладят, чистят.
Игра «Магазин»
Обувь ты выбрал?
Подаришь по слову картинкам
– покупка готова!
(по цвету, величине, назвать части обуви, зимняя,
летняя).
Цель: Учить составлять описательный рассказ.
Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).
Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем
Одежда
Рисунок 7
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Мы одежду называем,
Называем все, что знаем:
шапка, шляпа и пальто
платье, шорты, юбка, шуба,
И про брюки не забудем
Мы одежду называем
Называем то, что знаем.
Игра «Скажи чего нет»
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать, чего нет на дереве? (на дереве нет, шапки, платья и т. д.)
Игра «Наоборот»
Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы и умение их образовывать.
Хочет Золушка попасть во дворец на бал.
Нужно, чтоб ее наряд подходящим стал.
Мы волшебной палочкой взмахнем, будет все наоборот.
Дети, помогайте, слова подбирайте:
Было платье старым, мятым и дырявым,
Станет платье новым, отглаженным и целым.
Узкий воротник станет широким вмиг,
И большой карман не нужен, станет
маленьким он тут же,
А рукав короткий в длинный превратить
сумеем.
Жесткий пояс очень мягким будет;
И про ткань на платье не забудем:
Темный, толстый материал светлым,
тонким стал.
Грустной Золушка была – стать
веселой смогла.
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай
Цель: закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.
Игра «Какого цвета предметы?»
Что у нас какого цвета
Мы расскажем вам об этом
Цель: учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет, закрепить название основных цветов. (Красный – шарф, красное платье, красная кофта.)
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (носок – носки – носков, платье – платья – платьев и т. д.)
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
1 майка , 2 майки, 3 майки, 4 майки, 5 маек
1 платье, 2 платья, 3 платья, 4платья, 5 платьев.
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Золушка чудесное платье примеряла и с названиями деталей весело играла (воротник, рукав, манжет, пояс, карман, пуговица, застежка.)
О теплом пальто лишь замолвите слово –
Мы будем к морозам готовы
Цель: учить составлять описательный рассказ.
Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).
Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем
Зима
Рисунок 8 |
Рисунок 9 |
Ранняя весна
Игра «Что где?»
Что вверху здесь слева? Справа?
А внизу что слева? Справа?
Рисунок 10 |
Рисунок 11 |
«Перелетные птицы»
Бабочка, муха, комар
Кузнечик и шмель
Стрекоза, жук, пчела.
Которая мед нам с тобой принесла.
С ними мы знакомые:
Это – насекомые
Золотая осень
Рисунок 12 |
Рисунок 13 |
Грибы
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья
Игра «С какого дерева листок»
Литература:
- Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург. «СОЮЗ» 2001.
- Э. М. Курицына, Л.А. Тараева. Большая книга занятий по развитию речи. Москва «РОСМЭН» 2008.
- О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно! Санкт-Петербург, 2005.
- О.В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками.
- Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы № 1, 2, 3, 4. ООО «Издательство ГНОМ и Д»
- З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Л.Н.Смирнова, С.Н.Овчинников. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. Мозаика – Синтез. Москва, 2009.
- Л.Н.Смирнова. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет. Мозаика-Синтез. Москва, 2009.
- Журнал «Логопед» №1 2009. Речевые игры. Л.Я. Грунская, учитель-логопед, г. Таштагол. Кемеровской обл.