Цель: познакомить со значением леса в природе и для человека.
Задачи:
- закрепить отличие тайги, смешанного и широколиственного лесов;
- рассмотреть экологические проблемы в лесной полосе, возникающие по вине человека;
- развивать познавательный интерес к изучению природы;
- воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения .
Оборудование: карта «Природные зоны России», мультимедийный учебник «Окружающий мир» для 4 класса, плакат с изображением леса, карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Звучит запись голосов птиц)
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой,и не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель. В этом стихотворении «спрятана » тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?
Ученики. В стихотворении говорится о лесе, значит,мы сегодня опять отправимся в лесную зону.
III. Актуализация знаний учащихся
– Перед тем, как перейти к изучению новой темы,
хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
– Покажите на карте лесную зону: тайгу, смешанный
лес, широколиственный лес.
Проводится конкурс рисунков «Как я
представляю себе тайгу, смешанный и
широколиственный лес». Учащиеся комментируют
рисунки.
Учитель предлагает заслушать несколько
сообщений о жителях леса, подготовленных
учащимися дома.
По выбору учителя несколько учащихся работают
по карточкам.
1) Напишите 2-3 цепи питания в лесной зоне.
2) Соедините стрелками деревья и лес, в котором
они произрастают:
Пихта Береза тайга Кедровая сосна Липа Ольха Сосна Лиственница Ель Дуб Клен |
тайга смешанный лес широколиственный лес |
– А сейчас мы разгадаем кроссворд.
1. Какое дерево является символом России?
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.
3. Это животное имеет пятнистый окрас,
«бакенбарды» и кисточки на ушах.
4. Это животное умеет не только прыгать, но и
летать.
5. Хвойный лес.
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки
торчат вверх.
7. Живет в глуши лесной, и летом, и зимой
старательный работник, лесной носатый плотник.
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками,
расположенными поодиночке.
9. Дерево с листьями в форме сердечка.
10. Какая птица распространяет плоды кедровой
сосны?
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета.
Хвоинки длинные, сидят парами.
Отгадка. Берегите лес.
IV. Изучение нового материала
– Сегодня на уроке мы будем говорить об охране
леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль
играет человек в жизни леса.
Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен
животными. А какое многообразие растений! И все
это живет совместно, тесно связано между собой и
выполняет огромную работу.
Работа в группах. Нужно выбрать животных леса (I
группа), растений леса (II группа), цветов и ягод
(III группа)
V. Чтение стихотворения С.Никулиной «Русский лес»
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.Ищу грибов поляну
Я, не жалея, ног,
А если я устану –
Присяду на пенек!Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
– О каких отношениях говорится в этом
стихотворении? (Об отношениях между человеком
и лесом.)
– Какую роль выполняет лес в жизни людей?
По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса».
Физкультминутка
У оленя дом большой.
Он глядит в свое оконце –
Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит :
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!»
VI. Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте разговор деревьев. «Дуб и Рябина».
– Ой, Рябинушка, рябинушка, что взгрустнула ты?
– Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой
корягой. Ободрали меня как липку, разделали под
орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костер
головой. Хоть бы ты за меня вступился.
– Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в
дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня
сшибали – камнями да палками молотили. Всю душу
вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.
VII. Работа в группах
– О каких экологических проблемах идет речь:
I группа
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из – за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. (Н.Некрасов.)
– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)
– Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Картина «Лесозаготовки») Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографий). Людям казалось, что лесов очень много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Н.Некрасова, ей было жаль и птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей). Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема – это значит, что вы будете искать пути ее решения. Это ваше домашнее задание.
II группа
– Послушайте стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»:
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)
– А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Вам предстоит дома для таких горе –охотников и туристов составить памятку «Как разводить костер».
III группа
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).
Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем смогли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. В Красную книгу занесены:
- Растения: женьшень, венерин башмачок.
- Жуки: жук-коростел, жук-олень, дровосек реликтовый.
- Птицы: филин, утка-мандаринка.
- Звери: зубр, амурский тигр.
Заполняем схему.
VIII. Закрепление
– Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?
Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.
IX. Итог урока
– Какое значение имеет лес для людей?
– Какие растения и животные леса занесены в
Красную книгу.