Цели:
- укрепление здоровья школьников;
- приобщение детей к народным традициям;
- сплочение детского коллектива;
- доставить детям массу положительных эмоций.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- микрофон;
- диски с записями русских народных песен;
- чучело Ивана Купалы из березовых веток в русском костюме;
- венки;
- веники;
- канат;
- губки;
- емкости с водой;
- пульверизаторы;
- бутылочки с водой;
- обручи (для игр);
- русские народные костюмы;
- костюмы русалок.
Подготовительная работа:
- изготовление костюмов для русалок;
- плетение венков из трав;
- вязание веников из веток;
- изготовление чучела Ивана Купалы.
Действующие лица:
- ведущий – педагог;
- ведущий – девочка;
- Иван Купала;
- Аграфена Купальница;
- русалки;
- девушки в русских народных костюмах.
Действие происходит на улице, на площадке перед школой.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий – педагог. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Знаете какой сегодня праздник?
Дети. День Ивана Купалы.
Ведущая – девочка. Правильно. 7 июля многие народы отмечали один из самых древних праздников – день Ивана Купалы. Его называли по-разному: Иван Купальня, Травный Иван, Иван-Травник, Цветной Иван, Богослов, Иван Богослов. Раньше в этот день собирали травы и цветы, которые в настоящее время используются в народной медицине как лечебные.
Ведущая – педагог. Сегодня мы будем оздоравливаться и очищаться. Мы приглашаем всех получить огромный заряд бодрости и положительных эмоций.
Танец девочек в русских народных костюмах под музыку песни «Ивушка».
Ведущая – педагог. А главный герой на этом празднике
Дети. Иван Купала!
Ведущая – девочка. А вот и он.
Чучело Ивана Купала из веток, в русской народной одежде выносят под музыку и сажают под березу.
Ведущая – педагог. А давайте выберем живого, настоящего Ивана Купалу. Попрошу всех мальчиков сделать шаг вперед. Сейчас я раскручусь, и веником укажу на того, кто и будет Иван Купала.
Мальчики встают в круг, в центре ведущая с веником из березовых веток, а в это время незаметно появляется Иван Купала (педагог) в ярком русском национальном костюме, и ведущая указывает веником на него.
Ведущая – педагог. А еще в это же время
праздновали день святой Аграфены или Аграфены
Купальницы.
– Вот видишь, Ваня, как тебе повезло, – сейчас мы
тебе и Аграфену подыщем.
Девочки встают в хоровод – под музыку идут в одну строну, а Иван в другую. Музыка заканчивается, а в это время среди девочек появляется Аграфена Купальница (педагог) в русском сарафане, и на нее Иван Купала надевает венок.
Ведущая – девочка. Приехала Аграфена Купальница, привезла добра и здоровья, богатства и почести. А вместе с ней Иван Купала, огня хозяин ритуала.
Иван Купала.
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные!
Счастья глаза светлые!
Ведущая – педагог. А до чего же Аграфена-то хороша, и пригожа, и красива, под стать нашему Ивану! Иван Купала, Аграфена Купальница, а где же вода? Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в этот день – обычай всенародный! Сегодня мы ходили «черпать росу»: взяли чистую скатерть и отправились на луг, собрали утреннюю росу в эту скатерть. Кто хочет прогнать болезнь, тот должен умыть этой росой лицо и руки.
Игра «Росяные ворота». Иван Купала и Аграфена купальница встают на стулья, поднимают скатерть и начинают ее постепенно выжимать, а все желающие пробегают под нею, как через ворота.
Ведущая – педагог. Теперь вы все будете здоровыми и сильными. А сейчас мы проверим, кто самый сильный.
Игра «Перетягивание каната». Одну команду возглавляет Иван Купала, а другую Аграфена Купальница.
Игра «Море – Суша». Для этой игры понадобятся обручи (по одному на ребенка). Обруч кладут на землю. Внутри обруча – водяная стихия. Снаружи обруча – суша. По команде «море» – дети запрыгивают в обруч. По команде «суша» – дети находятся вне обруча.
Ведущая – педагог. Все обряды,
хороводы, пляски – все было направлено на
получение дара неба – дождя. Дню Купалы
предшествовала русальская неделя.
Русалки – нимфы воды и полей, от которых, по
представлениям славян, зависело орошение земли
дождем. В эти дни они выходят из лесов и танцуют.
Танец русалок под песню «Гуси-лебеди». В конце танца русалки обливают всех водой из маленьких бутылочек, которые были спрятаны у них в широких рукавах.
Игра «Морской бой». Стать лицом друг к другу и брызгать из пульверизатора водой, кто первый начнет вытирать лицо руками, тот и проиграл.
Ведущая – педагог. Все мокрые. Не замерзли? Давайте погреемся. А знаете ли вы, что этот праздник называют праздником огней. Именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и перепрыгивающие через купальские костры, по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил. Но наш костер будет из крапивы, а называется он очистительный.
Ведущая – девочка. Кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.
Ведущая – педагог. А еще, по преданию, с каждым прыжком происходит очищение от грехов.
Игра «Прыжки через костер» – участвуют все желающие.
Ведущая – педагог. Ой! Как жарко! А сейчас поиграем с водой.
Игра с водой и губкой. На каждого играющего две тарелки и губка. Кто быстрее с помощью губки перенесет воду из одной тарелки в другую.
Ведущая – педагог. На Купалу многие растения и травы приобретают целебную и магическую силу. Деревья разговаривают друг с другом, шелестя листвой. Не знаю как другие, а сейчас обратите внимание на нашу березку, как она распустилась. Такое дерево называют Мореной. Не зря ее облюбовал наш Иван. Посмотрите, как вольготно он расположился под березкой.
Ведущая – девочка.
Стояла береза вкрай чистого поля,
Стой, береза, не развевайся,
Ветру вольному не поддавайся!
Игра «Кто выше бросит венок на Морену. Выходят девочки с венками, которые они сами сплели.
Ведущая – педагог. Праздник Ивана
Купала, отмечался 24 июня, а официальной
православной религией вытеснен на 7 июля и
совмещен с Рождеством Иоанна Крестителя.
В старину верили, что рождество Иоанна
Крестителя придает волшебные силы растениям, и в
ночь запасались – и запасаются в наше время –
разными травами и цветами.
Конкурсы:
- «Чей венок красивее» – сплести венок из разных трав и цветов (девочки).
- «Дальний бросок» – кто дальше бросит веник из травы, веток и цветов (мальчики).
Аграфена Купальщица. Друзья мои! Вы, наверное, забыли о главных тайнах купальской ночи. Сегодня расцветает цветок папоротника, всего на мгновенье (златоогненный цвет) сверкнет счастливцу, и даст особую силу тому, кто его сорвет. Открывая тайны природы и награждая его богатством. Да только зоркой стражей из всякой лесной нечисти окружен «Жар-цвет». Вот и мы с Иваном Купалой вам дорогу покажем, кто из вас самый активный, кто клад искать отправится?
В это время зацветает папоротник: в центре электрический светильник (зеленая ветка с красным цветком) – в окружении листьев папоротника (натуральных). На одно мгновение загорается светильник.
Иван Купала. Мы все увидели цветущий папоротник – значит, перед нами откроются все клады, которые вы идете сейчас искать. Каждый отряд получит письмо-подсказку. У каждого свой путь. Кто первый отыщет, завладеет кладом, и сразу же бегите сюда, не оглядываясь.
Ведущая – педагог. Внимание! Конверты можно вскрыть, как только зазвучит музыка. Раз! Два! Три! В разные стороны беги!
Поиск клада. 4 отряда – всем раздаются письма-подсказки.
Письма-подсказки:
1 отряд:
– Первая подсказка находится у истока
высохшего водопада, где зимой возвышался
огромный ледяной айсберг.
– Вторую подсказку покажет дерево в кофточке с
кулиской.
– Клад находится в огненном костре.
2 отряд:
– Первая подсказка находится под самым большим
камнем, который охраняют маленькие человечки.
– Вторую подсказку откроют «три сестры в белых
юбочках».
– Клад находится на песчаной тропе, под
названием прыг-скок.
3 отряд:
– Первая подсказка находится под каменным
цветком, слева от парадного входа.
– Вторая подсказка на дереве, которое дает тень
нашему главному волшебнику.
– Клад находится там, где «ох, рано встает
охрана».
4 отряд:
– Вы должны найти самый красивый цветок,
который охраняют два друга.
– А сейчас вы добежите до самых вкусных дверей
нашего царства – там следующая подсказка.
– Клад находится под лимонным деревом.
Клады заранее зарыли в разных местах (шкатулки с шоколадными медальками)
После поисков клада, проводятся русские народные игры:
- «Горелки»
- «Ручеек»
- «Третий лишний».
Используемая литература:
1. Капустина Ю. «Детям до 16 вход разрешен».
2. Балакирева Н.Г. «Праздник летнего
солнцеворота».
3. «Педсовет» – журналы разных лет.